Маньчжурская династия Цин (1645—1911). Китай династий Мин и Цин (XIV – начало ХХ вв.) Вопросы стиля и воссоздание Академии

8. «Ортодоксы» и «эксцентрики». Художники династий Мин и Цин

Родные императоры из низов

Добрый день! Мы продолжаем наши разговоры о живописи Востока, и сегодня мы снова обращаемся к китайской живописи, на этот раз уже XIV-XVI веков. И нельзя не отметить, что, говоря об этом периоде в истории Дальнего Востока, не только Китая, но Японии и Кореи, сразу бросается в глаза сходство многих процессов с европейскими метаниями духа, которые получили название Ренессанса. Действительно, поиски классических истоков в стиле побуждают искать параллели в европейских явлениях, однако на самом деле при некотором сходстве процессов накладывание таких готовых схем, как и определений, таких, например, которые нам дает западно-европейская традиция, - распределять периоды на Средние века или Возрождение - все-таки не поможет нам навести резкость, а, скорее, исказит наше понимание явлений.

Для художников династии Мин, в отличие от их собратьев предшествующей эпохи Юань, действительно ключевыми становятся именно вопросы поиска стиля, вопросы художественного самоопределения, а не политико-социального самоопределения. Почему же так происходит? И в поисках ответа на этот вопрос давайте обратимся к истории.

Правление монгольской династии Юань рассыпалось как под ударами природных бедствий, таких, как разлив Хуанхэ, так и народных восстаний, из которых самым важным и, надо сказать, успешным стало восстание Красных повязок, с руководства одним из отрядов которых и началась карьера, собственно, первого императора династии Мин в 1368 году. Крестьянский сын по имени Чжу Юань-чжан, он был самого простого происхождения. Став уже к тому времени генералом, он провозгласил себя первым императором новой династии и основал столицу этой новой династии в городе Нанкине.

Надо заметить, что и первый император, и некоторые последующие были весьма подозрительны и не всегда доверяли даже своему ближайшему окружению и сподвижникам, что привело к многочисленным репрессиям и казням и заключениям в тюрьмы многих в принципе действительно лояльных этой новой китайской, родной, по сравнению с предшествующей династией Юань, власти. Мы говорили о том, что художник Вэнь Тун, например, пал жертвой этих репрессий и умер в заключении, но надо заметить, не всегда это было без оснований, и действительно борьба за власть была очень жесткая, особенно в первые десятилетия правления династии, то есть в начале XV века.

Уже внуку императора Чжу Юань-чжана, третьему императору династии Мин, как он ни старался обезопасить свою власть от посягательств своих ближайших родственников, ему это все-таки не удалось, и его дядя, более известный под именем генерала Чжу Ди, спалив Нанкин в 1402 году, принял титул третьего императора династии Мин и вместо Нанкина провозгласил столицей город Пекин, который и с этого времени становится и пребывает до сих пор столицей Китая. Поэтому в некоторых источниках можно встретить датировку такого второго основания династии Мин - 1402 год.

Именно по его распоряжению начинается восстановление Пекина и фактически строительство нового императорского дворца, сейчас нам известного как «Запретный город». И мы видим знакомую всем по схемам, по картинкам, по репродукциям эту красивую схему чередующихся дворов и грандиозных павильонов на свитке уже XVI века из Британского музея. Именно здесь как раз и находилась императорская коллекция живописи, к которой мы так часто обращаемся и которая сегодня хранится в разных музеях, главным образом, в самом Пекине, а вторая часть находится на Тайване.

Здесь же жили многие художники, миссией которых было, конечно, рисовать портреты самих императоров, и благодаря этому нам сохранился их облик, и, конечно, украшать монументальной живописью и свитками сам дворец и все его многочисленные павильоны, от официальных залов приемов до самых камерных жилых покоев. Мы знаем по источникам, что для украшения дворца было нанято в начале XV века более ста тысяч художников и ремесленников, то есть это была совершенно грандиозная стройка и весьма грандиозное художественное мероприятие.

Таким образом, возвращение китайской, ханьской династии сняло вопрос политической оппозиции с художников по отношению к новой власти, как этот вопрос стоял при династии Юань, иноземной, совершенно не пользующейся популярностью. Таким образом, для художников уже не было знаком проявления лояльности уход в отшельничество или отказ от государственных постов. Они могли благодаря этому, конечно, сосредоточиться в большей степени на вопросах стиля.

Вопросы стиля и воссоздание Академии

И надо сказать, эти вопросы стиля действительно были весьма актуальны, так как к этому времени существовало, как мы уже не раз замечали, две таких главных линии: это академическая живопись художников-профессионалов, или «академиков» и направление, – скорее так его правильно к этому времени называть, в большей степени, чем стиль, - живопись художников-литераторов, или вэньжэньхуа.

Надо сказать, что не только профессиональные художники, что естественно, но и непрофессиональные занимались вопросами стиля, в частности, он волновал императоров. Например, император Сюандэ, пятый император династии Мин, который был покровителем искусств, и сам был превосходным художником. Мы видим, например, что он мог в одном свитке склоняться в сторону художников-литераторов, как, например, в этой композиции с изображением играющих гиббонов, который написан тушью, с небольшими вкраплениями легких цветных красок.

А с другой стороны, ему так же и не менее импонировал и классический академический стиль тщательной кисти (гун-би), в котором он как раз решает свиток, созданный им в подарок одному из его придворных. Это благопожелательный свиток, пожелание богатства и процветания, символом которого традиционно считается пион. Мы видим, как тщательно он изображает и сам цветок, и с любопытством взирающего на этот подвешенный в вазе цветок и, по-видимому, немножечко шатающегося кота, который изображен в нижней части свитка. И мы видим посвятительную надпись – ровные ряды иероглифов дополняют всю композицию.

Минские императоры действительно искали в династии Сун свое оправдание и очень часто себя соотносили не только через художественные образы, но и через исторические, через политические факты, и, безусловно, создание и восстановление Академии живописи было для них очень важным событием.

Тем не менее они на самом деле не создали Академию, не воссоздали Академию в том виде, в котором она была при династии Сун, но оставили сложившуюся, как ни странно, при династии Юань систему найма художников, и благодаря этому Академию можно было чрезвычайно расширить, а ее сделали привлекательной, раздавая многочисленные титулы и должности всем художникам.

Вот, например, художник Лю Цзюнь, работу которого мы сейчас видим. Написана она как раз в классическом стиле династии Сун на сюжет «Возражение императору», когда чиновники не согласны и, видя, что император ошибается, не боятся сказать ему правду в лицо, и император милостиво выслушивает критику. Лю Цзюнь как раз уже носил военный титул. Конечно, это была не должность, он не участвовал ни в каких сражениях, а имел титул главнокомандующего гвардии. Художникам выдавалась также специально вышитая униформа, которая соответствовала военным должностям.

Он работал при просвещенном императоре Чжу Ютане, который правил в конце XV века - в начале XVI, с 1487 по 1505 год, при котором как раз расцвели многочисленные искусства, и не только живопись, но каллиграфия, и поэзия, и литература. Если мы посмотрим немного внимательнее на этот свиток, то увидим, что, безусловно, он написан вполне в традиционной манере, но если художников династии Сун XI-XII веков интересовало построение все-таки более натуралистичного или, правильнее будет сказать, реалистичного окружения, отчасти передача воздушной перспективы, то здесь все внимание сосредоточено на фигурах, на самом сюжете, а обрамление носит, скорее, более символическое значение. Например, размеры цветов пионов, если мы посмотрим соотношение масштабов, достигают человеческого роста, и рядом небольшие, а по сравнению с пионами и вовсе крохотные сосны и так далее. То есть вот эта игра с масштабами, нарушение их, свидетельствует о том, что сместились акценты с передачи воздушной, атмосферной среды, в пейзаже в том числе, на, скорее, его символическое значение.

Но не все художники работают в таком прямо официальном ключе. Многие разрабатывают и придерживаются более классических трактовок, как, например, художник Ван Э, который в своем пейзаже «Смотря вдаль из павильона на берегу реки» почти воспроизводит классические пейзажи династии Сун в стиле Ма Юаня. Он тоже был коллегой предыдущего художника и также работал при императоре Чжу Ютане, который называл его «современным Ма Юанем» и высоко очень ценил его творчество.

Однако, если мы вспомним, например, пейзажи того же Го Си или Ма Юаня, мы увидим, что здесь нет на самом деле того внутреннего такого скрытого напряжения и драматизма, который мы видим или ощущаем в живописи династии Сун. Здесь, притом, что художника интересует и воздушная перспектива, и передача туманов, и дымок, и вот эти вот градации туши и воздушной среды, у него более спокойная, уравновешенная композиция. И надо сказать, вот эта дотошность и тщательность в пер...

Китайские императоры жили в Пекине, в поистине сказочном дворце под названием «Запретный город». В «Запретном городе» было не одно богато украшенное здание, а несколько, и все они были окружены прекрасными садами. Из-за восстаний горожан и крестьян, вражеских нападений на империю и дворцовых переворотов императорская династия Мин (1368-1644) в конце концов потеряла власть над страной. В 1644 г. последний император этой династии совершил самоубийство, и в Китае (подробнее в статье « «) воцарилась династия Цин, которая правила до 1911 г. Многие из императоров династии Цин были разумными правителями и сумели добиться для Китая мира и процветания.

Эта фигурка (слева) из слоновой кости изображает государственного чиновника. Чтобы стать чиновником, надо было успешно сдать очень трудные экзамены. Китайские врачи умели приготовлять различные лечебные отвары из трав. Они также лечили своих пациентов иглоукалыванием (акупунктура). Это иллюстрация (справа) к одному из немногих китайских романов того времени. В нем рассказывается о разбойниках, которые нападали на чиновников, чтобы защитить от них бедных крестьян. Поначалу китайские императоры довольно тепло принимали европейских миссионеров, таких, как, например, иезуит на этом рисунке, но позднее их стали изгонять из страны. Многие европейцы мечтали о том, чтобы приобрести эти изысканные изделия китайских мастеров. Но им приходилось за все это платить золотом и серебром, потому что китайцев не интересовали товары из Европы предлагаемые им в обмен.

Сельское хозяйство

Жизнь в сельской местности на протяжении веков менялась мало. Одним из немногих новшеств была, например, кукуруза, завезенная из Америки испанскими и португальскими торговцами. В течение долгого мира, установившегося в эпоху Цин, население Китая начало расти. Сначала это не имело значения, но постепенно оно настолько увеличилось, что собранных крестьянами урожаев стало едва хватать, чтобы всех накормить.

Китайская династия Цин - последняя династия, находившаяся у власти в период с 1644 по 1912 годы. Из-за основавшего ее народа империю также называют маньчжурской.

Крах династии Мин

В начале 17 века Китай находился в упадке. Правившая в то время монархия Мин опорочила себя в связи с разрастанием аппарата чиновников, многочисленными поборами и колоссальными расходами на содержание императорского двора. Крестьяне жили за чертой бедности. Ситуацию усугубляло обострение отношений с группой маньчжурских плëмен, в то время активно захватывавших пограничные территории. Вождь маньчжуров Нурхаци, основатель нового государства Цзинь, в 1618 году начал военную кампанию против Китая. Его сын Абахай, правивший с 1626 года, изменил имя династии на Цин, что означало «чистый». В это время маньчжурская армия совершала регулярные нападения на территории Китая, разоряя их и уводя в плен тысячи людей. Бедственное положение усиливалось обрушившимся на страну голодом и активизировавшимися крестьянскими движениями. В 1644 году последний император династии Мин покончил с собой, и к власти пришëл Фулинь, первый император из династии Цин.

Расцвет

Управлявшие страной маньчжуры не стремились противопоставить свою культуру китайской и очень быстро ассимилировались. Уже с конца 17 века все императоры новой династии были конфуцианцами. Следуя этому древнему учению, они проводили ряд реформ, улучшивших впоследствии экономическую ситуацию в стране:

1. Упорядочили систему налогообложения.

2. Сделали земледелие приоритетным направлением.

3. Способствовали интенсификации сельского хозяйства и росту производительности труда.

Таким образом, новым императорам удалось подчинить себе китайский народ и упрочить свою власть в Китае.

Торговля и войны

В результате проведенных реформ к началу 18 века экономика Китая процветала. В связи с этим усилились торговые отношения с разными европейскими странами. Жители Поднебесной ввозили в Европу чай, фарфор и шелк, обменивая их на золото и серебро. Англичане в то же время пытались торговать на территории Китая новым товаром - опиумом. Из-за невозможности получить право на коммерческую деятельность, европейцы развязали одну за другой (1840-1842, 1856-1860) две военных кампании, названных Опиумными войнами.

Их последствия были крайне тяжелыми для китайского государства. Оно было обязано выплатить выигравшим странам миллионные контрибуции, а также расширить их право на торговлю в Китае.

В 1894 году началась разрушительная война с Японией. Ее результатом стало возвращение Ляодунского полуострова и увеличение выплат выигравшей в войне Японии.

Закат

В сентябре 1898 в результате дворцового переворота к власти пришла вдовствующая императрица Цыси.

Она пресекала все попытки окружения реформировать страну, что усиливало напряжëнность в обществе. Последний император Пу И , взошедший на престол в возрасте неполных 3х лет, правил 3 года. Империя Цин пала в 1911 году в результате Синхайской революции, а страну объявили Китайской республикой.

ДИНАСТИЯ ЦИН

Династия Цин, или Маньчжурская династия - последняя царствующая династия в истории Китая. Если во время правления династии Мин был совершен прорыв в области географических открытий, то императоры Маньчжурской династии сделали Китай одним из выдающихся культурных центров. Именно в это время появились известный роман «Сон в Красном тереме», пекинская опера, парк Ихэюань. Тем не менее лишь недавно, в 2002 году, китайские ученые приступили к реализации издания «Исправленной и дополненной истории Цин», которая будет состоять из 92-х томов, включающих сведения об исторических личностях, культуре, научных достижениях и политике эпохи Цин. Срок завершения этого всеобъемлющего труда - 2013 год.

Последняя в истории Китая династия Цин («Чистая») взошла на престол в 1644 году. Она была создана маньчжурами (чжурчженями) - полукочевым народом, который с незапамятных времен жил на территории современного Северо-Восточного Китая. В конце 30-х годов XVII века. Китай, которым в то время правила династия Мин, оказался охвачен грандиозным крестьянским восстанием. В 1644 году повстанческие армии вошли в Пекин. Последний император династии Мин покончил с собой (см. подробнее статью о династии Мин). Минский военачальник У Саньгуй, оборонявший северные границы империи, обратился к маньчжурам с просьбой покарать мятежников. Те охотно согласились, рассеяли войска повстанцев, но, войдя в Пекин, немедленно перенесли туда свою столицу. Так в Китае вновь было установлено владычество чужеземных завоевателей.

Смена императорской династии поначалу не принесла облегчения китайскому народу. В период захвата власти маньчжурами продолжался неуклонный спад в экономике и культуре страны. Тем не менее, правители стремились соответствовать тому идеалу государей, который существовал в Поднебесной. Желая подчеркнуть свое уважение к династии Мин, правители Цин продолжали широкое строительство в столице - Пекине, параллельно реставрируя и украшая старые здания. В архитектуре зданий той эпохи берет верх стремление к внешней пышности в ущерб целостности впечатления. Развиваются малые архитектурные формы. Правители Цин поощряли ламаизм, вследствие чего в Китай широко проникали архитектурные мотивы из Центральной Азии (дворцовый комплекс Чэндэ). Фарфоровые изделия эпохи Цин пользуются у знатоков не меньшей популярностью, чем шедевры предыдущей династии. Они отличаются особой тонкостью и чистотой черепка, способностью красок, разнообразием форм и сюжетов росписей.

Династия Цин насчитывает десять правителей. Первым ее представителем был Шицзу (Фулинь, Шуньчжи), правивший с 1644 по 1661 год. Следом за ним на престол взошел Канси (Сюань Е, Шэнцзу), чье правление завершилось в 1722 году. Затем, в 1723–1735 годах, трон занял Шицзун (Инь Член, Юнчжэн), его сменил царствовавший до 1796 года Цяньлун (Хун Ли, Гаоцзун). Пятым императором династии Цин стал Жэньнзун (Юн Янь, Цзяцин), шестым - с 1821 по 1850 год - Сюаньцзун (Минь Нин, Даогуан). Преемником Сюаньцзуна был Вэньцзун (И Чжу, Сяньфэн), после него, в 1862–1875 годы, Муцзун (Цзай Чунь, Тунчжи), далее - Дэцзун (Цзай Тяй, Гуансюй), чье правление закончилось в 1908 году. И наконец, в 1909–1911 годах трон принадлежал Пу И (Сюаньтуну), не только последнему правителю династии Цин, но и последнему императору Китая.

Маньчжурская династия мало чем отличалась от своих предшественниц. Разумеется, порядок в стране поддерживали гарнизоны маньчжурских войск, расположенные в наиболее важных стратегических точках. Но новые правители были далеки от мысли навязывать китайцам собственное наречие и культуру. Ставший во главе Поднебесной маньчжурский род Айсин-Гиоро стремился лишь избежать ассимиляции - ведь маньчжуры считались на территории Китая национальным меньшинством. Поэтому императоры династии Цин культивировали маньчжурские традиции и активно поддерживали двуязычие. В идеологическом отношении маньчжуры были конфуцианцами, поэтому вели себя так же, как и любая другая династия. Возможно, именно поэтому только в середине XIX века оппозиционные пропагандисты взяли на вооружение этническую «чуждость».

Маньчжуры добились покорности китайского населения (символом его была коса, которую под страхом смерти обязаны были носить китайцы мужского пола), но при этом весьма активно заботились о процветании экономики страны и благосостоянии ее населения, всерьез воспринимая конфуцианский тезис о том, что высшая цель правящих верхов - благо народа, на котором зиждется благополучие государства.

Начиная со второго правителя династии, Канси (1654–1722), который правил в 1662–1722 годах, маньчжурские императоры были ревностными конфуцианцами. Они управляли страной, следуя древним заветам и внимая советам конфуцианских ученых-чиновников. Династия Цин не стремилась к новшествам: традиционная китайская административная система, как и система экзаменов на звание чиновника, остались практически неизменными.

Китай под властью династии Цин на протяжении первых двух веков развивался достаточно интенсивно. Невероятно быстрый рост населения (на рубеже XVIII–XIX веков в Китае насчитывалось около 300 млн человек) внес свои коррективы в экономику страны. Прежде всего это касалось перехода к интенсивному способу ведения хозяйства. Улучшались агротехнические приемы, использовались севообороты, принимались во внимание местные условия для выращивания наиболее выгодных культур и реализации их на рынке. Во всем этом активное участие принимало государство - ведь оно несло ответственность за все хозяйство страны.

В начальный период правления династии Цин Китай превратился в настоящую Мекку для европейцев. Когда в 1683 году завершилось маньчжурское завоевание Китая и вдоль его берегов возобновилось торговое плавание, купцы из Португалии, Голландии, Англии и Франции развернули активную торговлю на побережье Китая. Представители европейских стран создавали фактории, конкурировавшие между собой. Англичане обосновались в Гуанчжоу (Кантоне), французы - в Нинбо, а португальцы избрали базой Макао (Аомэнь). Внимания императорского двора искали как представители торговых компаний, так и европейские монархи. Однако богдыханы старательно избегали постоянных дипломатических отношений с Западом.

Дело в том, что жители Поднебесной воспринимали народы стран Европы как «варваров» и «данников» маньчжурского императора - Сына Неба. Подобно многим крупным державам того времени, Китай не страдал избытком политической скромности, опиравшейся к тому же на древнюю идеологию, согласно которой Китай является центром обитаемого мира. «Варвары» (под это название подходили все, кому не посчастливилось родиться в Поднебесной) не имели права постоянно пребывать в столице и держать здесь свои представительства. Им разрешалось только в установленные сроки или время от времени приезжать в Пекин с «данью» (обязательными подарками). Династия Цин поначалу не воспринимала всерьез дипломатов, привыкших с гордостью говорить от имени своей страны: разве может сравниться с Поднебесной какое-то окраинное царство?

Со временем позиция императоров претерпела изменения. Если раньше они презирали чужеземцев, то примерно к XVIII веку стали опасаться их влияния на идеологию и культуру своих подданных. В это время положение маньчжуров внутри страны заметно ухудшилось. Боевые возможности их отрядов снижались, а личный состав постепенно окитаивался. Возросла роль китайцев и в аппарате управления, начавшаяся полоса восстаний еще более поколебала маньчжурское господство. В таких условиях династия Цин могла рассчитывать только на традицию, которая прочнее оков удерживала в повиновении народ. И для того чтобы сохранить ее, императоры приняли парадоксальное, на первый взгляд, решение о «закрытии» Китая.

Императорскими указами было полностью запрещено христианство (католицизм), после чего число его последователей резко сократилось. Всего при Иньчжэне было закрыто более 300 христианских церквей, а большинство миссионеров изгнано за пределы Китая. С 1649 года китайцам было запрещено торговать вне границ Цинской империи, то есть на чужой территории. Под страхом смертной казни им не разрешалась строить большие суда, способные уходить далеко от берега - в открытое море. В 1716 году под запретом оказалась торговля с иностранцами медью и цинком, а с 1733 года - железом. С 1759 года прекратился вывоз из страны шелковых тканей. Указ о запрете на экспорт шелка в дальнейшем многократно повторялся. Даже разрешенный экспорт находился под жестким контролем государства: предельные объемы годового вывоза была введены для чайного листа и ревеня. Резко ограничивался и импорт. В частности, был наложен запрет на ввоз европейских книг.

Цинское правительство препятствовало расширению деловых контактов русских купцов с китайскими, неоднократно прерывая торговлю в Китае, в том числе в 1762 году - на шесть, а в 1785 году - на семь лет. Строго контролировались и весьма ограниченные торговые сделки с Кореей, особенно пограничный безденежный обмен товарами. Япо-но-китайская торговля находилась под двойным давлением - и цинской стороны, и правительства сёгунов Токугава. Объявившая себя «закрытой» страной Япония к концу XVIII века почти прекратила торговлю с Поднебесной.

В 1757 году император Хунли запретил иностранную торговлю во всех морских портах, кроме Гуанчжоу, где европейцам даже не разрешалось селиться в пределах городской черты. Им также возбранялось изучать китайский язык. Тех жителей, кто обучал ему «заморских чертей», казнили. Китайцам было запрещено переселяться на прибрежные острова и распахивать там целину. Нарушителей возвращали на материк, а их дома сжигали. В 1787 году специальным указом было запрещено заселение островов у побережья провинции Чжэцзян. По всему морскому побережью словно поднялась незримая, но прочная «китайская стена» с единственной «дверью» - Гуанчжоу. Политика изоляции усилила техническое, экономическое и культурное отставание Китая от Запада. Постепенно слабели и оборонные возможности государства, хотя это проявилось только в середине XIX века, когда страну потрясли торговые, или «опиумные», войны с Англией и Францией, результатом которых явилось насильственное «открытие» Китая странами Запада.

Среди правителей династии Цин выделяется несколько личностей, без которых история Китая выглядела бы совершенно иначе. Особо выдающимися из них можно считать двоих правителей. Впрочем, одна из них - Цыси - никогда не упоминается в династических таблицах эпохи Цин, хотя именно эта императрица фактически управляла страной с 1861 по 1908 год. Вторым правителем, о котором наслышан весь мир, является Пу И, последний император Поднебесной. Об этих двух неординарных личностях стоит рассказать подробнее.

Цыси прожила сравнительно долгую жизнь (1835–1908). Настоящее свое имя - Ланьэр, что означает Орхидея, - она носила только в юности. Поскольку подлинные имена китайских императоров запрещалось произносить даже под страхом смерти, она навсегда вошла в историю под именем Цыси. Происходя из знатного маньчжурского рода желтого знамени (этот цвет считался императорским), Орхидея была старшей дочерью. Кроме нее в семье, не отличавшейся богатством, было еще четверо детей: трое сыновей и дочь. Отец, Хой Чжен, учил старшую дочь грамоте, но гораздо больше она, обладавшая прекрасным голосом, преуспела в пении. Дома часто разыгрывались театральные спектакли. Когда отец получил должность таможенного инспектора, семья переехала в Уху, где Орхидея приобщилась к театру. Однако отец на новой должности начал рьяно брать взятки, превышать свои полномочия, за что вскоре лишился места и вынужден был уехать в город Аньцин. С помощью денег ему удалось сблизиться с губернатором провинции Аньхой, своим дальним родственником, и, казалось, дело пошло на лад. Но губернатор внезапно умер, а новый не хотел даже слышать имени Хой Чжена. С горя отец пристрастился к курению опиума, стал брать в долг, закладывал вещи и в конце концов довел семью до нищеты. Вскоре он умер. По конфуцианской традиции семья повезла его тело в столицу, в Пекин. Это случилось в 1853 году, в самый разгар восстания тайпинов, на третьем году правления императора Сяньфэна. В этом же году начался набор наложниц для императорского гарема. Как оказалось, Орхидея еще до приезда в Пекин была зарегистрирована кандидаткой в наложницы. Для этого требовалось быть дочерью чиновника не ниже 4-го ранга, а ее отец имел 2-й и принадлежал при этом к наследственной знати. Да и по возрасту она подходила - ей не было еще 20 лет. Так будущая правительница Китая появилась при императорском дворе.

Поначалу девушка играла во дворце незначительную роль: дом она делила еще с одной наложницей, им прислуживали только четыре служанки. Ведя уединенный образ жизни, Орхидея занялась живописью и каллиграфией, стала писать стихи, а во дворе посадила орхидеи, надеясь на скорую встречу с императором. Добиться внимания Сына Неба было непросто, но при помощи подкупа евнухов Цыси сумела организовать желанную встречу. Молодая артистичная женщина с прекрасным голосом так очаровала императора, что к вечеру получила титул «драгоценного человека», и с тех пор ее каждую ночь относили в спальный дворец Сяньфэна.

Став признанной фавриткой, Орхидея была готова на любое преступление, чтобы ею остаться. Каждый раз, когда император отсутствовал, по ее приказу пытали и топили в пруду возможных соперниц из числа наложниц-китая-нок. Одни девушки, боясь пыток, подкупали евнухов и бежали из дворца; другие - сами вешались или топились. Узнав об этих зверствах, Сяньфэн хотел даже казнить фаворитку, но она сумела довольно ловко оправдаться.

Вскоре Орхидея забеременела. Поскольку Сяньфэн уже давно охладел к императрице Цыань, а детей у них не было, возможное появление наследника от Орхидеи стало важнейшим событием. Император еще больше полюбил фаворитку и исполнял все ее прихоти. А тем временем ей часто во сне являлись тени убитых китаянок: она стала бояться привидений. Март 1856 года ознаменовался рождением престолонаследника - будущего императора Тун-чжи. Теперь положение Орхидеи при дворе окончательно упрочилось. Во время аудиенций, совещаний, приемов она находилась рядом с императором, приобщаясь к ведению государственных дел. Кроме того, Сяньфэн выдал ее младшую сестру за своего брата. От этого брака родился еще один будущий император - Гуансюй.

Есть, правда, и другие версии рождения наследника. По одной из них, отцом Тунчжи был офицер дворцовой стражи Жун Лу, по другой - будущего император родила служанка, китаянка Чу Ин, в то время как Орхидея, сделав себе накладной живот, только имитировала беременность. Император Сяньфэн к этому времени был уже наполовину парализован. После рождения ребенка Чу Ин сразу убили, а Орхидея выдала мальчика за своего сына.

В 1861 году Сяньфэн умер - то ли от простуды, то ли отравленный Цыси, которой хотелось стать регентшей при сыне. Однако согласно закону, принятому маньчжурами еще в XVII веке, императрицы не имели права быть регентшами. Цыси и императрице Цыань удалось добиться только почетного звания Великой императрицы, т. е. матери царствующего монарха. Править же стал регентский совет из князей и сановников. С этого момента началась борьба за власть. Сначала власть захватил министр налогов Су Шунь, опиравшийся на двух сводных братьев из Управления царствующей фамилии. При помощи князей Гуна и Чуня дуэту Великих императриц удалось добиться ареста и казни Су Шуня и его сторонников. Но и после этого власть Цыси не казалась прочной: даже ее любимца, евнуха Ань Дэхая, казнили «за бесчинства». Кроме того, произошло событие, несколько отодвинувшее Цыси от трона: Тунчжи исполнилось 17 лет. Мать он не любил, тем более что воспитала его не она, а императрица Цыань. Молодой император сам стал подписывать указы, что очень не нравилось Цыси. Ей также стало известно о причастности Тунчжи к казни Ань Дэхая. Теперь императору полагалось жениться и брать правление в свои руки. В жены ему выбрали дочь сановника Алутэ, хотя Цыси настаивала на другой кандидатуре. Кроме жены Тунчжи получил еще трех наложниц. Вскоре, после женитьбы сына в 1873 году, Цыси вынуждена была отказаться от регентства, но ненадолго: уже в следующем году император заболел, а поскольку детей у него не было, то под предлогом его болезни Цыси восстановила регентство. А через месяц Тунчжи умер. Официальной причиной смерти объявили оспу. Но есть и другие мнения: одни историки считают, что император скончался от сифилиса, которым заразился в публичных домах Пекина; другие - что его отравили; третьи видят причину в том, что, почувствовав ухудшение здоровья, Тунчжи подписал указ, по которому назначил наследником принца Цзай Шу, и это стоило ему жизни: указ принесли Цыси, и она в ярости разорвала его, запретив давать сыну лекарства. Вскоре после смерти мужа скончалась при невыясненных обстоятельствах и Алутэ: она была беременна, а новый наследник Цыси был не нужен. По ее требованию на трон посадили 4-летнего племянника Цыси Гуансюя, но фактически царствовала «из-за опущенной занавески» Великая императрица. Самого Гуансюя тетя ограничивала во всем: он должен был подолгу стоять перед ней на коленях, ему подавали несвежую пищу, не разрешали встречаться с родителями. Он даже зависел от главного евнуха Цыси - Ли Ляньина. В 1889 году, когда императору исполнилось 17 лет, Цыси женила его на дочери своего младшего брата. После свадьбы она формально передала ему власть, но фактически, окружив императора шпионами, продолжала следить за его деятельностью, вмешиваясь даже в личную жизнь.

Несмотря на то что Гуансюй давно достиг совершеннолетия, Цыси не собиралась передавать ему власть. Мало того, она стала приучать его к опиуму, распространяя при этом слухи о том, что император «утратил добродетель» и его надо сместить. Но в это время шла война с Японией (1894–1895), и ей не удалось осуществить задуманное. Однако от своих планов Цыси не отказалась. Поражение Китая заставило Гуансюя и его сторонников провести ряд либеральных реформ. Это привело к открытому столкновению с Цыси, в результате чего она в 1898 году решилась на переворот. Реформаторы были арестованы, шестерым отрубили головы, многих посадили в тюрьму или отправили в ссылку. Но попытка сместить Гуансюя не удалась: против выступили и некоторые китайские генерал-губернаторы, и иностранные державы. Не осмелившись убить императора, Цыси довела до самоубийства его любимую наложницу, вынудив ее броситься в колодец на глазах Гуансюя.

Годы шли, Цыси старела. Во время Японо-китайской войны ей исполнилось 60 лет. Всем крупным чиновникам было предложено пожертвовать в ее пользу четверть жалования. Стоимость преподнесенных подарков составила несколько миллионов лянов. Кроме того, императрица никогда не стеснялась брать из казны деньги для своих развлечений. Постоянно занимаясь интригами, Цыси опасалась надолго отлучаться из дворца. Только раз, в 1857 году, она съездила к матери. С помощью евнухов она полностью контролировала двор. Во дворце все следили за всеми, даже молодая императрица за своим мужем. Стареющая Цыси очень боялась покушений. Поэтому к ее постели была проведена особая труба, позволяющая слышать любой звук более чем за 100 шагов. Императрицу окружала многочисленная вооруженная охрана. Ей, постоянно преследуемой страхом перед возмездием, было чего опасаться.

В свое время Цыси говорила: «Кто мне хоть раз испортит настроение, тому я его испорчу на всю жизнь». Этому принципу мщения она следовала всегда, не останавливаясь ни перед чем. Главным источником информации о «виновных» служил донос. Для избиений у Цыси имелся специальный мешок желтого цвета, где она держала бамбуковые палки всех размеров. Даже князья чувствовали себя незащищенными: она, например, могла отобрать ребенка у одного из них и передать другому. Императрица изображала из себя божество, которому все обязаны поклоняться, и заставляла называть себя Почетной Буддой. Жестокость Цыси в сочетании с неограниченной властью рождали у окружающих панический страх. Даже император должен был стоять перед ней на коленях. Мучимая бессонницей, она устраивала аудиенции для сановников в 4 часа утра, а для укрепления здоровья ежедневно выпивала чашку женского молока. Обладая множеством драгоценностей, Цыси любила носить кольцо из зеленого или голубого нефрита, жемчужную диадему в виде цветов и накидку, унизанную жемчугом.

После подавления в 1900 году восстания ихэтуаней Гуансюй был заточен на острове Интай, откуда несколько раз безуспешно пытался бежать. Хотя в 1908 году Цыси заболела и кто-то ей донес, что Гуансюй радуется этому, она заявила: «Я не позволю императору умереть позже меня». Действительно, в конце года тот серьезно заболел, и Цыси выбрала ему в наследники своего внучатого племянника и племянника Гуансюя - двухлетнего Пу И. Многие считали, что Гуансюй был отравлен по ее приказу. Но Цыси пережила его всего на один день. Во время обеда она потеряла сознание и вскоре умерла. По преданию, ее последними словами были: «Никогда не позволяйте женщине править страной».

Если Цыси была настоящей хищницей, считавшейся только с собственными планами и желаниями, то ее преемника можно назвать скорее жертвой обстоятельств. Генри Пу И (1906–1967) - китайский император, последний из маньчжурской династии Цин - был совершенно не похож на предыдущую фактическую правительницу Китая. Имя, данное ему при рождении, стало известно всему миру впоследствии в связи с низложением императора и приравнению его к обычным гражданам. Так что в историю он вошел под именем Пу И, а не под тем, что отражало девиз правления и звучало как Сюань-тун. В качестве фамилии в более позднее время употреблялось его маньчжурское клановое имя - Айсин-Гиоро (в китайской передаче - Айсиньцзюело). В общении с европейцами он иногда представлялся Генри. Этим именем называл его учитель-шотландец. В КНР и на Тайване Пу И известен также как Сюньди (Отрекшийся император).

Двухлетний Пу И был провозглашен императором в декабре 1908 года, а регентом при нем состоял его родной отец, принц Чунь. После Синьхайской революции, свергнувшей династию Цинов и установившей республику, 12 февраля 1912 года вдова Гуансюя, императрица Лунъюй, ставшая регентшей вместо ушедшего в отставку Чуня, подписала акт об отречении императора. По условиям договора, подписанного между монаршей семьей и генералом Юань Шикаем, Пу И сохранял титул императора, право жительства в пекинском Запретном городе, а по протоколу приравнивался к иностранному монарху.

Во время одного из военных переворотов в 1917 году Пу И был ненадолго (всего на две недели) вновь провозглашен царствующим императором. Но ему так и не суждено было стать полноправным представителем своей династии. Отпраздновав в 1924 году свое 18-летие, он был низложен окончательно, лишен всех титулов, изгнан со своим двором из Запретного города и объявлен обычным гражданином республики.

Годом позже бывший император Поднебесной поселился на территории концессий в Тяньцзине, контролируемых Японией, и организовал там «двор в изгнании». С этого времени на него большое влияние оказывали японские власти. При их поддержке в 1932 году Пу И стал главой администрации марионеточного государства Маньчжоу-го, созданного японцами в оккупированной Маньчжурии. В 1934 году был провозглашен императором Маньчжоу-го под именем Кандэ. Но прошло не так уж много времени, и судьба вновь нанесла ему удар: в 1945 году Пу И был взят в плен советскими войсками. В 1948 году он выступил свидетелем обвинения на Токийском процессе, впрочем, самого его не судили. После долгого пребывания под арестом Пу И был освобожден и возвратился на родину, в Пекин, где работал в ботаническом саду, а затем архивариусом в национальной библиотеке.

Времена были жестокие, поэтому бывшему повелителю Китая пришлось публично заявить о поддержке коммунистического режима. В ином случае он, скорее всего, тихо исчез бы… С 1964 года Пу И вновь вернулся в сферу политики, правда, в качестве консультанта, будучи назначенным членом политико-консультативного совета КНР. Всемирно известным Пу И стал после опубликования своих мемуаров, где он предстает как формальный властитель, с чьим мнением никто не считался. Некоторые историки предполагают, что Пу И мог сознательно приуменьшить свою политическую роль, опасаясь обвинений в причастности к военным преступлениям Японии. Однако, если вспомнить историю его жизни, можно согласиться с тем, что этот человек действительно с раннего детства чувствовал себя марионеткой. Личную жизнь последнего китайского императора также едва ли можно назвать счастливой. Несмотря на то что он пять раз вступал в брак, ни одна жена не родила ему ребенка. Впрочем, он никогда не смог бы передать ему то, что принадлежало ему по праву, - трон Поднебесной, поскольку уже появилось новое государство - Китайская Народная Республика. Потомки братьев Пу И до сих пор живут в Китае и пользуются большим уважением. А сам он умер от рака в начале «культурной революции». История жизни Пу И послужила основой сценария фильма Б. Бертолуччи «Последний император».

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора

2.6. Эпоха якобы от 1066 до 1327 годов н. э Нормандская династия, затем анжуйская династия Два Эдуарда Эпоха открывается установлением нормандского или норманского правления. Вся первая часть периода якобы 1066–1327 годов - это правление нормандской династии , с. 357, якобы от 1066 Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

2. «Лунная», то есть османская династия фараонов - «Династия Полумесяца» «Прародительницей 18-й династии» считается царица - «прекрасная Ноферт-ари-Аамес» , с. 276.А в начале династии казаков-мамелюков, - якобы в XIII веке, а на самом деле в XIV веке, - появляется известная

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

V династия Новая, V династия древнеегипетских царей, с материнской стороны прямое продолжение IV, в лице своего основателя Усеркафа, уже не могла строить такие величественные пирамиды.Пирамиды V династии (около соседних селений Абусир и Саккара) - это всего лишь бледное

автора

IV ДИНАСТИЯ Египет имеет репутацию одного из древнейших очагов цивилизаций. Как свидетельствуют археологические данные, это государство возникло в конце IV тысячелетия до н. э., а окончательно утратило независимость в 525 году до н. э., когда после военного поражения у

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

XIX ДИНАСТИЯ Фараоны XIX династии смогли восстановить былое величие Египта. Первым из них был Рамсес I. В переводе с древнеегипетского это имя означает «Ра [второе имя бога Солнца египтян] родил его». Возможно, этим его родители стремились подчеркнуть свою приверженность

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ДИНАСТИЯ СЯ Династия Ся - первая из легендарных «Трех династий», с которых началась история Китая. Ее название легло в основу одного из самоназваний Китая - Хуася. Генеалогическое древо Ся в «Ши цзи» насчитывает семнадцать правителей (вместе с Да Юем). Престол

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ДИНАСТИЯ МИН Династия Мин - одна из наиболее известных династий, с правлением которой связан значительный период многовековой китайской истории. Иероглиф «мин» в китайском языке означает «ясный», «светлый», «разумный». Даже те, кто никогда не интересовался историей

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ДИНАСТИЯ ЦИН Династия Цин, или Маньчжурская династия - последняя царствующая династия в истории Китая. Если во время правления династии Мин был совершен прорыв в области географических открытий, то императоры Маньчжурской династии сделали Китай одним из выдающихся

Из книги Древний Восток автора

I династия Ура Около 2550 г. до н. э. гегемония у Урука была перехвачена династией Ура. Наиболее известным царем-гегемоном из Ура был Месанепада. В это время для Ура были характерны шахтные гробницы и одно уникальное погребение верховной жрицы-правительницы Пуаби; вместе с

автора Величко Алексей Михайлович

Династия Ираклидов

Из книги История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III автора Величко Алексей Михайлович

Династия Ираклидов

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

XIX династия Хоремхеб происходил из знати небольшого городка Хут-несут в Среднем Египте и по своему жизненному пути был близок к служилым людям, роль которых усилилась накануне и во время амарнской эпохи. Ок. 1325 г. до н. э. он совершил глубокий рейд по Восточному

Раньше китайские покупатели произведений китайского искусства придерживались образцов керамики и художественных произведений династии Цин (1644–1912 гг. н. э.) и династии Мин (1368–1644 гг. н. э.), в то время как западные покупатели стремились к более старым работам.

Когда Майкл Басс, вице-президент фирмы Christies («Кристиз» - Лондонская аукционная фирма) организовал в 2000 году отдел китайской керамики и произведений искусства, приблизительно 80% коллекционеров в комнатах продаж были американцами.

«Затем в 2005 и 2006 годах начался приток покупателей не с запада, а из большого Китая», - сказал Басс. - За прошедшие три года 40-60% покупателей - китайцы... Они диктуют характер продаж».

Эти китайские покупатели, зацикленные на императорской керамике династий Цин и Мин, превосходят по количеству западных покупателей. Они избегают более старых работ, по-видимому, считая позорным владеть предметами, которые были захоронены вместе с мёртвыми.

Но за последние шесть–семь лет даже китайцы занялись коллекционированием более ранних художественных работ, согласно Бассу. Теперь они также интересуются глиняной посудой династии Тан, архаичными изделиями из бронзы и древними нефритами - те же самые категории, которые традиционно привлекли западных покупателей.

«Теперь рынок действительно широк, - сказал Басс. - И интерес проявляется ко всем этим категориям».

Всё же не следует говорить, что рынок полностью повернулся к более ранним династиям. Коллекционеры и дилеры продают на аукционе то, что, как они думают, принесёт им доход.

На большинстве главных аукционов китайского искусства в последние годы объекты династии Цин часто составляют приблизительно половину лотов. Хотя интерес к керамике Мин и Цин, как ожидают, не остынет в ближайшее время, «нефриты и изделия из бронзы уже поднялись в цене», сказал Басс.

Это может означать, что другие сегменты из более ранних китайских работ скоро также повысятся в цене, и в центре внимания могут оказаться американские коллекционеры, которые продолжают собирать более ранние работы.

«Множество американцев все ещё ищет раннюю керамику - это "скачущая Танская лошадь", "симпатичная дама" времён династии Тан или произведения искусства династии Хань», - сказал Басс.

И для них текущие цены привлекательны. Подавляющее большинство ранних нефритов и керамики оценено менее чем 20000$, со многими качественными поправками - всего в несколько тысяч долларов.

Очевиден побочный инвестиционный стимул: огромная история искусства Китая может многое предложить. Каждая династия принесла с собой различный образ жизни, новые стили костюмов и отличающуюся культуру, которая проявляется как индивидуальный аромат в искусстве этой эпохи.

Китайская культура насчитывает история в 5000 лет, и династии Мин и Цин вместе занимали отрезок времени только в 544 года из тех лет. Находки более раннего периода, предшествующего двум последним династиям, представляют большой интерес для культурных и любознательных людей.

Китайское искусство по периодам

Неолитический период (3000–1500 годы до н. э.)

Художественные работы этого периода, которые мы сейчас имеем, главным образом состоят из нефритов и керамики. Они действительно имеют отличительную особенность от работ того времени, когда китайская цивилизация была горсткой племён.

Глиняная керамика была часто окрашена красно-чёрными большими круглыми абстрактными и геометрическими фигурами. Предполагается применение кистей, которые будут использоваться повсюду в течение долгой истории Китая, согласно записям из работ Mets Heilbrunn Timeline of Art History («Хронология истории искусств» Музея «Метрополитен»).

Из всех аспектов неолитической культуры Met Museum (Музей «Метрополитен») называет изделия из нефрита «самым длительным вкладом в китайскую цивилизацию».

Нефрит является таким твёрдым веществом, что он не поддаётся резке, но шлифуется при помощи песка кварца или граната. Замечательно, что неолитические ремесленники работали по нему в больших объёмах, несмотря на такой трудоёмкий процесс.

Основываясь на открытии нефритовых погребальных изделий, учёные поясняют, что эти культуры ценили нефрит из-за его способности, как они верили, сохранять мёртвых.

Династии Шан и Чжоу (1523–256 годы до н. э.)

Бронзовые сосуды - основные произведения искусства эпохи этих династий, которые мы имеем сегодня. Совершенное качество поверхностных деталей на изделиях из бронзы поразительно. Анималистские формы и мотивы, включая культовый образ taotie (голодное животное), широко использовались на сосудах этого периода.

Эти сосуды имели динамические формы, которые сначала делались по образцу керамических форм и постепенно развились, став более сложными с развитием технологии. Они использовались для ритуальной пищи и винных жертвоприношений.

Династия Цинь (221–206 годы до н. э.)

Династия Цинь считается первой династией Китая, объединившей страну. Знаменитые «Терракотовые воины», найденные в огромной могиле первого императора, являются свидетельством передового художественного производства. Тела воинов были изготовлены конвейерным способом, но ни одно лицо не походит на другое.

Поскольку эпоха существования этой династии была короткой и беспокойной, большинство художественных работ этого периода идентифицированы как принадлежащие предыдущей или последующей династиям.

Династия Хань (206 год до н. э. – 220 год нашей эры)

Большинство китайцев сегодня считают себя «ханьцами», потому что во время династии Хань действительно сформировалась китайская культурная идентичность. Империя раскинулась от Великой стены до Южно-Китайского моря.

В течение периода Хань были изобретены бумага и глазурованная керамика, процветала литература и дипломатия с Западом.

Керамические фигурки, сосуды и другие предметы в форме животных и башен - главные художественные работы, уцелевшие от этой династии.

Шесть династий (220–586 годы н. э.)

Несмотря на политическую нестабильность и постоянные войны (почему и было шесть династий во время этого периода), процветали Буддизм и Даосизм, а также поэзия, благодаря изобретению деревянного печатного станка.

Выделяется керамика этого периода, особенно изделия из зеленоватого и зеленовато-серого фарфора династии Цзинь.

Династия Суй (581–618 годы н. э.) Династия Суй славится своей прекрасной белой глиняной керамикой, выполненной в простых формах и обожжённой с прозрачной глазурью. Процветала буддийская скульптура, которая испытывала большое влияние индийского стиля.

Династия Тан (618–906 годы н. э.)

Династия Тан расценена как вершина китайской цивилизации. Великий шёлковый путь принёс различные влияния от иностранных государств, и все формы художественного выражения - живопись, литература, ваяние и керамика достигли беспрецедентного уровня утончённости.

Один из наиболее культовых типов танских художественных работ - раскрашенная керамическая лошадь или верблюд. Часто встречаются работы, где реалистично выглядящее животное находится в сопровождении западного конюха или всадника.Пять династий (907–960 годы н. э.)

Хорошие времена династии Тан закончились вместе с ослаблением императорского контроля. Но художники периода Пяти династий далее развили технику использования ценившегося белого фарфора. Пейзажная живопись получила мифическое направление благодаря новому стилю, отражающему даосское восприятие природы, который станет признаком живописи династии Сун.

Династия Сун (960–1279 годы н. э.)

Первая половина эпохи этой династии была мирной, вторая же половина полна переворотами. Художественные работы этого периода наполнены покоем. Пейзажи вызывают у зрителя сдержанные эмоции. Сюжетная сторона керамики Сун приближалась к житейской. Работы имели простые линии, особенно те, которые обжигались в печи Цычжоу в Северном Китае.

Династия Юань (1271–1368 годы н. э.)

Это была монгольская династия - первый раз, когда Китаем управляла иностранная держава.

Коренные китайские и кочевые монгольские особенности в искусстве смешались, и появились работы, имеющие мотивы животных, смелую живописную манеру и динамические формы. При дворе использовались сюжеты тантрического Буддизма, также проявляющегося в производстве мандал и скульптур языческих божеств в классических монгольских формах.

Династия Мин (1368–1644 годы н. э.)

Стремясь восстановить первенство китайской культурной специфики, некоторые художники обратились к древним формам в своих керамических художественных изделиях и скульптуре. Всё же в ранний период династии Мин декоративное искусство проявляло черты «богатого эклектического наследства монгольской династии Юань», как сказано в эссе Heilbrunn Timeline of Art History (Хронология истории искусств) Музея «Метрополитен».

Особенно замечательны сине-белые и раскрашенные изделия и эмаль.

Династия Цин (1644–1912 годы н. э.)

Последняя китайская династия Цин управлялась маньчжурами, а не этническими ханьцами.

Искусство и культура процветали при императорах Канси и Цзиньлуне.

Тщательно продуманные, многоцветные композиции появились на разрисованном иллюстрированном фарфоре и картинах. Мастерство изготовления нефритовых изделий достигло новой высоты в некоторых умных и изящно выполненных работах.

В конечном счёте западный спрос на эти культурные и коммерческие изделия привёл к крушению династии.

Поделиться: