Челдоны: исчезающий народ России. Сергей трусов Сургут построили медовары

Анализ официальных или общепринятых этимологий.

Вариантов происхождения названия города Сургута, что стоит с незапамятных времен на великой сибирской реке Оби, немного:

1.На официальном сайте города можно прочитать следующее: «…слово "сургут" состоит из двух древнеюгорских - "сор" и "кут". Слово "сор" переводится как "заливная пойма реки", слово "кут" на сургутском наречии означает "рыба". Эта же этимология дана на странице Википедии, посвященной Сургуту: «… в переводе с хантыйского «сургут» - «рыбное место».

Разбор . Такая этимология давно вызывала обоснованные возражения у многих серьезных исследователей. Во-первых, на территории Югры более 20,5 тысяч рек общей протяженностью 164032 км и более 25,3 тысяч озер общей площадью 1725,5 тысяч га, а «рыбное место» Сургут - одно. Выходит, что все остальные места не рыбные? По логике данной этимологии Югра должна быть страной тысячи «сургутов». Во-вторых, анализ всех традиционных способов ловли рыбы аборигенами Югры, проведенный известным исследователем Тобольского Севера А.А. Дуниным-Горкавичем (1), говорит о том, что Обь для ханты не являлась приоритетным местом рыбного промысла. Ханты не знали, ни спиннингов, ни сетей, ни бредней. Они ловили рыбу, перегораживая маленькие речушки, ручьи, протоки, а также с помощью плетеных из корней и веток ловушек. В-третьих, то, что ханты до прихода царских воевод были доминирующим этносом на территории Сургутского района и вообще присутствовали в этих местах – очень и очень большой вопрос. Известный Томский этногроф Галина Пелих, на основе анализа целого пласта старинных топонимов, смогла доказать, что до прихода войск русского царя, на территории Среднего Приобья доминировали селькупы, составляющие основу населения т.н. Пегой Орды (2). Именно селькупов первые русские летописи именуют сургутскими, нарымскими или томскими остяками, коими они оставались до советского времени. И Бардак, считается священным предком не у народа ханты, а именно у селькупов (41). Но вот, в чем загвоздка, язык у селькупов, совсем иной. Он относится к самодийской группе уральских языков, в то время, как ханты говорят на языке финно-угорской группы (3). А значит, никаких хантыйских «рыбных мест» здесь не могло быть и в помине. Ханты, пришедшие в Среднее Приобье, как союзники казаков, участвовали в военных действиях против Пегой Орды и заняли территории исконного проживания селькупов, ушедших после поражения на Таз и Енисей (4). А слово Сургут, звучало здесь еще задолго до этих событий.

2. Есть несколько вариантов происхождения названия города Сургута, созданных на основе названия местных водоемов. Так в БСЭ мы читаем: «Название получил по близкой к нему протоке Оби». Еще несколько справочников ссылаются на некую речку Сургутку, возле которой якобы был построен одноименный острог.

Разбор . На современных картах мы не найдем речки Сургутки. Но многие считают, что так назывался, современный ручей Бардаковка, берущий свое начало в черте города, в районе Медвежьего угла. А вот протока Сургутка, на самом деле существует. Она расположена несколькими километрами выше по Оби. Её протяженность шесть километров. Ручей Бардаковка, едва ли длиннее. Таких проток и ручьев в Югре десятки если не сотни тысяч. Поэтому весьма сомнительно, чтобы царь Федор, давая наказ о строительстве города с уже указанным в грамоте именем Сургут (5), мог знать о какой-то там мелкой протоке, а тем более ручье.

3. «На уроках знаний» в начальных классах сургутских школ детям предлагают еще несколько вариантов происхождения названия Сургута:

а). В переводе с хантыйского Сумгут - “берёзовый”;

б). В переводе с тюркского Сургут - это благодатное счастливое место (сур - “схлёбывать”, гут - “счастье”);

в) От слова “ургучить” - выполнять тяжёлый подневольный труд;

г). От слов “ур” - возвышенность и “гут” - населённый пункт.

д). В 1593 г. на территории Сургута проживала этническая группа “селькупы-сургуты”.

Разбор. а). Этимологию на основании названия остяцкой деревни «сумгут-вош», приписывают названию города Березов (6). Какое это имеет отношение к хантыйскому языку и к Сургуту? Непонятно. На правобережье Оби в районе Сургута, преобладают хвойные леса (7). б). Не знаю, что схлебывали тюрки в среднем Приобье, но подобную этимологию, столь же легко и непринужденно (читай необоснованно), можно давать на немецком языке - «sehr gut!». Проживание тюркского этноса в Среднем Приобъе не зафиксировано ни археологией, ни летописно. в). В этом варианте отсутствует логическая составляющая. Сургут не был местом каторги, и не строил свою экономику на основе производств, связанных с тяжелым трудом. Кроме того, словом «сургут», была изначально обозначена местность для строительства будущего острога. Это ясно из царского указа (5). г). Место, на котором был построен острог, не выделялось особой высотой. На противоположном берегу Оби возвышается, не идущий в никакое сравнение с самой высокой точкой Сургута, Каменный Мыс, а несколькими километрами ниже по течению намного более высокая Барсова Гора. д). Данная этимология, хотя и предположительная (не подтверждена документально), имеет все основания для более глубокого рассмотрения. Дело в том, что в Туруханском районе Красноярского края, есть поселок Сургутиха, в котором с давних пор живут селькупы (8). Профессор из Тюмени Н.К. Фролов, на основании совокупности многочисленных косвенных данных, предположил, что основу этих топонимов составило название племени «сургут». Но это предположение не имеет отношения к селькупам, так как география топонимов, имеющих в основе корень «сургут» несравнимо шире, предполагаемого ареала проживания селькупов. В Новосибирской области есть деревня Сургуты (9). Она, хотя и не примыкает к водным объектам (вот вам и «рыбное место»!), но все же находится в бассейне Иртыша, где проживание селькупов не было отмечено. Тем не менее, можно предположить, что какая-то группа изгнанных с Оби селькупов, могла попасть в эти края. Но даже это предположение не меняет общей картины. Потому, что топонимы «сургут» существуют и в таких краях, где селькупы не могли жить, даже гипотетически.

В нескольких километрах от деревни Сургуты протекает река Кама. А с другой стороны Уральских гор, в Волжско-Камском бассейне, мы с вами можем обнаружить целую россыпь созвучных с Сургутом названий. И в первую очередь – это река Сургут, на которой стоит одноименный крупный поселок (10).

Чалдоны – первые русские жители Сибири.

Мы видели, что варианты происхождения названия Сургута базируются в основном на хантыйском языке. Также есть варианты тюркского и самодийского происхождения. Но при всех изысканиях не принимался во внимание еще один народ, много столетий проживавший в Приобье. Этот народ называл себя «самары», селькупы звали его «паджо», а нам он известен, как чалдоны (11). У Даля: «чалдон - сибирский автохтон русского происхождения, давнишний автохтон» (12). А вот как идентифицируют себя сами чалдоны. В материалах, собранных этнографом Галиной Ивановной Пелих ясно прослеживается путь, который проделали чалдоны много веков назад. По их преданиям, за 10-12 поколений до Ермака, предки сибирских чалдонов жили в междуречье Дона и Днепра. В частности, они заселяли берега реки Самара, левого притока Днепра. Коллективная кличка «самарии» до сих пор существует в некоторых районах левобережной Украины (13). Когда начались «страшенные войны» предки современных чалдонских семей Каяловых и Цынгаловых, решили искать лучшей доли в Сибири. После долгих скитаний осели они в среднем течении Оби и в низовье Иртыша. После завоевания Западной Сибири казаками Ермака, чалдоны стали переселяться на Енисей и дальше на восток.(11)

На территории Ханты-Мансийского округа сохранилось огромное число топонимов, доказывающих давнишнее присутствие чалдонов на этих территориях. Это и село Самарово и юрты Паджины, Паджинское плесо на Оби, юрты Куяльские, Село Цингалы на Иртыше, поселок Сингапай (Цингапай), недалеко от Нефтеюганска (14). Список можно продолжить. Первые русские сибирские летописи сообщают нам о местных князьках Самаре, Чингале (Цингале), Бардаке, Романе, Бояре, Доне. Исследователи давно обратили внимание на необъяснимые на основе хантыйского языка имена. В тоже время фамилии Цынгаловых, Бардаковых, Самаровых (Самаркиных), широко распространены среди чалдонов. На карте западноевропейского картографа Ортелиуса, изданной в 1570 году, за одиннадцать лет до похода Ермака, на Оби было показано поселение Цинголо. А на карте 17века Дж. Кантелли в районе Среднего Приобья есть надпись «Samaricgui» (15), т.е. самарики. Но главное, да к тому же прямое доказательство жизни русских чалдонов в Сибири задолго до Ермака, припасли лингвисты. Дело в том, что чалдоны в своих обрядовых и бытовых песнях употребляли некоторые русские слова давно выпавшие из нашего лексикона. Особенно показательно, в этом отношении слово "комонь". Так когда-то на Руси называли коня. А в Сибири даже еще в прошлом веке распевали:

«…Тут стояли комони,

Все комони под коврами,

Один комонь не подкован…».

В "Слове о полку Игореве", написанном вскоре после 1185 года, «комони» упоминаются трижды, а слово «конь» - ни разу. В другом древнерусском эпическом произведении "Задонщина", созданном в 1380-е годы, 17 раз упоминаются «кони» и только дважды – «комонь». Следовательно, к этому времени слово "комонь" уже практически исчезло из русского языка. А в написанном несколькими десятилетиями позже "Сказании о Мамаевом побоище" слово «конь» упоминается 17 раз и ни одного – «комонь». Выходит, к этому времени слово "комонь" на Руси уже вышло из употребления, и казаки Ермака, прибывшие в Сибирь в 1581 году, никак не могли принести его с собой (11). Таким образом, это абсолютно достоверно доказывает, что чалдоны появились здесь задолго до Ермака. И произошло это не позднее 1400 года.

Корни сибирских чалдонов на Волге и на Днепре.

В последние десятилетия на территории Самарской области была открыта новая археологическая культура, названая именьковской, по названию села Именьково в Татарии, где она была впервые выделена в отдельную культуру (16). Носители этой культуры заселяли пространства Татарии, Башкирии, Самарской и Ульяновской областей. Они были земледельцами, владели развитыми ремеслами и вели активную торговлю с дальними странами. Последние археологические находки в поселке Старая Майна Ульяновской области во многом подтвердили гипотезу о славянском происхождении именьковцев. (17) В конце седьмого века нашей эры их многочисленные поселения подверглись опустошительному нашествию булгар, перекочевавших сюда с Приазовья и создавших государство, известное нам как Волжская Булгария (18). Археологи в связи с этим отмечают резкое сокращение населения именьковцев. В это же время по берегам Северского Донца и на левых притоках Днепра, таких как Самара, появляется новое население, выделенное учеными в отдельную археологическую культуру, названую волынцевской. На полное тождество культуры этого населения с культурой именьковских археологических памятников указали академики О.Н. Трубачев, Б.А.Рыбаков, Седов В.В (19). То есть, другими словами, в конце 7 века, часть населения, жившее по берегам реки Самарки, что впадает в Волгу рядом с современным городом Самара, вынуждено было сняться с насиженных мест и переселиться в междуречье Дона и Днепра, в частности на берега реки Самара, впадающей в Днепр, откуда в дальнейшем чалдоны, называвшие себя «самарами» мигрировали в Сибирь. На основании всего изложенного, можно уверенно назвать волынцевцев и именьковцев предками сибирских самаров-чалдонов (далее будем их называть чалдонами). Готский летописец Иордан, особо отмеченный в истории Ханты-Мансийского округа за то, что он первым сообщил о торговле Югорскими мехами (20), косвенно подтверждает гипотезу, о том, что чалдоны, еще задолго до прихода булгар, имели торговые связи с населением, обитавшим в среднем Приобье. Ведь Иордан писал свое сочинение «О происхождении и деянии гетов» за 130 лет до вторжения булгар на волжские земли. В середине же 6 века, когда он жил, другого пути проникновения в среднее Приобье, кроме как волжско-камский путь, не существовало. То есть другими словами, во времена Иордана именно чалдоны, и только они, могли проложить маршрут в Сибирь и наладить торговлю Югорскими мехами, или, по крайней мере, они хорошо знали его. В этой связи, не должен вызывать удивления тот факт, что семьи Каяловых и Цынгаловых проделали столь сложный путь от Днепра до берегов Оби. Вполне возможно, что они уже шли на насиженные чалдонами места. По крайней мере, в преданиях семьи Каяловых сказано о том, что их семья поселилась на Оби далеко не первой из русских (11).

Сургут построили медовары?

Всего в 25 километрах от устья реки Самарка, в Волгу впадает река Сок, воды которой питает речка… Сургут. В устье Сургута расположен населенный пункт с таким же названием. (21) Эти названия находятся в самом центре давнишней родины чалдонов, всего в нескольких километрах от современной Самары, именем которой они сами себя именовали. Кроме того, красноярское село Сургутиха и новосибирская деревня Сургуты издавна были населены именно чалдонами. Может быть, тюменский профессор Фролов прав и кроме чалдонов-самаров, существовали чалдоны-сургуты? Есть одно свидетельство, что народ такой на самом деле существовал. В 1873 году горский писатель Гаджи-Али, сын Абдул-Малека, опубликовал «Сказание очевидца о Шамиле». Рассказывая в этом сказании, в частности, об аварцах, автор пишет: «Прежде они исповедывали разные религии и управлялись князем Сурака, из племени Руссов. В Дагестане есть предание, что аварцы суть пришельцы с севера из племени Руссов, что они управлялись князьями из рода, именуемого Сургат, который властвовал над Аварией до самой смерти Омархана аварского в 1801 году». (22) По сообщению раннесредневековых авторов, основу аварского войска, вторгнувшегося в середине 6 века в Европу, составляли именно славяне (42). Авары с 557 года кочевали по берегам Волги и потом переместились оттуда в степи Северного Кавказа. Что и нашло отражение в легендах аварцев. Результаты анализов mtDNA подтверждают то, что русские (и вообще славяне) генетически гораздо ближе аварцам, чем все остальные народы Кавказа (23). Кстати, есть у аварцев и своя Самара – река Самур. А в древности в этих местах процветал город Самандар (24).

И все же, что означало для первых жителей Сургута его название? То, что это не финно-угорская этимология, ясно каждому, кто знаком с географией этого гидро-топонима. Она вовсе не совпадает с географией расселения финно-угорских народов.

Корень «сур» очень часто встречается в старинных названиях европейской части России и в Украине. Река Сура, правый приток Волги, течет в сотне километров от реки Сургут. Как раз напротив впадения реки Самары в Днепр, расположено устье Мокрой Суры. А недалеко от этих мест мы найдем город Сураж. Перечень можно продолжать до бесконечности. В древности славяне поклонялись многим богам. В их пантеоне мы встретим и Сурицу, солнечную Богиню радости, веселья и света. (25) Сурьей славяне называли также питный мед, приготовление которого посвящалось богу солнца - Сурье. Живя в анклаве, далеко от центра развития славянской цивилизации, славяне Поволжья вполне могли употреблять вместо слова «бог», слово «гот», сохранившееся в других индоевропейских языках. Из этого следует, что на берегах реки Сургут находилось святилище, посвященное богу солнца Сурье или дочери Даждьбога, супруге Хмеля - Сурице. Второй вариант этимологии мне кажется еще более реальным: здесь готовили хмельной напиток из меда – сурью. Тем более, что во многих славянских языках сохранилось слово «гута» - мастерская, плавильня (26). Иными словами Сургут – это Сурья гута - медоварня, а древние сургутяне с берегов Волги, были медоварами. Я не ошибся, славяне именно варили мед, изготавливая из него хмельной напиток. И были в этом деле знатными мастерами. К примеру, существовали такие рецепты, когда после сложнейшего последовательного переваривания медовухи с добавлением хмеля и соков разных ягод, полученный продукт выдерживали в дубовых бочках больше десяти лет (27). Кстати, близкое по звучанию слово сургуч, существует в таком виде только в славянских языках. К примеру, во французском это «cire à cacheter», а в немецком «siegellack». Оно, это слово «сургуч», изначально обозначало ничто иное, как продукт переработки меда. А именно воск (28). Случайно ли такое совпадение? Думаю, нет.

Индоевропейское прошлое.

Где бы не жили предки современных чалдонов, практически везде они строили населенные пункты, называемые Самара и Сургут. На территории Украины – Сураж и Старая Самара (историческое название Днепропетровска(29)), в Самарской области – Самара и Сургут, в Югре – Самарово и Сургут.

А вообще этимологии слов «Самара» и «Сургут», возможно, имеют и более глубокие индоевропейские корни. По крайней мере, индийцы до сих пор почитают бога солнца Сурью (30), полного тезку славянского бога. А огненный бог славян Семург (Симаргл) нашел свое отражение в иранском божественном пантеоне как Самург (25). В таких совпадениях прослеживается закономерность, подтвержденная современной наукой. Лингвистические изыскания О. Н. Трубачева показали, что в Причерноморских землях, в частности в междуречье Дона и Днепра длительное время сохранялся индоарийский компонент (31).

В Средней Азии, колыбели индоевропейской цивилизации, в непосредственной близости от древнего Самарканда мы и сейчас найдем на карте населенные пункты Самара и Ургут (32). Современный Ургут это крупный город с населением в 350 тысяч человек. Считается, что он чуть ли не старше Самарканда, давно уже отметившего две с половиной тясячи лет со дня своего основания. Здесь, как и в некоторых районах Афганистана и Таджикистана, живут «ургути», народ, называющий себя коренным народом Средней Азии (33).

А может ли в принципе, народ называться по роду своего занятия (в данном случае медоварения)? Оказывается, может! Это подтверждает никто иной, как великий греческий историк и географ Геродот, живший в 5 веке до н.э. Приблизительно в тех места, где проживают современные «ургути» он помещал древнее индоевропейское племя амюргиев или самургиев (34), названных так, по словам Геродота, за то, что они –«варили дурманящий напиток Сауму». «Sauma», или «Хаома», «Сома» - был очень важным ритуальным напитком у индоевропейцев. Сому иногда еще называли мюда или мада, из чего можно предположить, что в рецепте приготовления был задействован мед (в санскрите мед – моду, в авестийском - маду). В индуизме этот напиток и сейчас посвящается Сурье (35).

У всех, названных выше терминов, прослеживается явная фонетическая связь: Симаргл -Самург – Саума - Самара; самургии – ургути - Сургут. И все они напрямую связаны с древней религией индоевропейцев.

Самоназвание чалдонов - «самары», вовсе не открытие для современной науки. Сарматами называли целый ряд индоевропейских племен, поселившихся в 4 веке до нашей эры на Волге и причерноморских степях (36). Вплоть до 18 века многие европейские страны называли Россию Сарматией. Топонимы «Самара» отмечены в Ленинградской, Орловской, Тверской и многих других областях России. А вот как объясняется происхождение этнонима «Самар» в сборнике древних булгарских летописей «Джагфар тарихы»: «Камырцы - ветвь синдийцев, не потерпели того, что остальные синдийцы стали придавать каменным изваяниям верховного синдийского божества Тара кощунственный вид простого человека, а не остроконечной каменной горы Самар и вернулись из Синда на прежнее место жительства - на реку Самар у горы Самар. Однако, когда одна часть этого народа стала делать изваяния Тара из чистого золота, а другая - из глины, то третья оставила их и поселилась в другой местности, названной в честь прежнего местообитания - Самар. Их стали звать самарцами…» (37).

Фамильная география.

Кстати, в черте обского Сургута течет речушка Бардаковка, названная так по имени местного остяцкого князя Бардака. В России «барда» - забродившая пена кваса, браги, медовухи (38). На Дону, до сих пор бардаком именуют глиняный кувшин с широким горлом для приготовления браги (39). Фамилия Бардаков, весьма распространена среди славянского населения, чего не скажешь о хантыйских родах. Слово «каяла» в Южной Руси означало коромысло (11). Согласно «Слову о полку Игореве» на реке Каяла, притоке Самары, потерпел поражение князь Игорь. В географии фамилий Каяловы и Цынгаловы с явным отрывом преобладают Днепропетровская область Украины, Красноярский край, Новосибирская и Тюменская области. Фамилии Сургутов, Сургучев, Сургутский, Сургутсков, встречаются чаще всего в Сибири, на Урале и в поволжском регионе. Среди украинских фамилий не последнее место занимает Сурган. Ну, а такие фамилии, как Самаровы, Самаркины, Саморуковы или Самарины распространены повсеместно.

Во всем мире на протяжении пятисот лет верили в, казалось бы, непререкаемую истину: Америку открыл Колумб. Теперь мы все знаем, что первыми из европейцев на берега Америки высадились викинги. И сделали они это за пять веков до Колумба. Не пора ли и нам отказаться от старого стереотипа, утверждающего, что до похода Ермака русских жителей в Сибири не было. Пора и чалдонам-самарам-сургутам воздать должное.

Время основания Сургута

В древнебулгарской летописи «Гази-Барадж тарихы» есть сведения об основании крепости Сургут. Крепость была построена Байтуганом и внуком Салахби Сып-Самбатом, получившим мусульманское имя Гусман. Вот этот отрывок (40): « …А граница между булгарскими провинциями Ура и Байгул шла по Соболу или Байгулу, а затем, чуть не доходя до устья Тубыла, шла также к верховьям Асада. Восточная граница Байгула захватывала низовья реки Ени-су и стойбища народов тойма и дюди, отсюда шла к реке, которой сын Байтугана Таз-Умар дал свое прозвище Таз и в устье которой основал крепость Мэнхаз, от ее верховьев - к низовьям Каты-су, от них - к Байгул-су... (пропуск в летописи). Место встречи с Гусманом было очень удобным, и Байтуган распорядился возвести здесь крепость, названную Сюрхот … А весь путь - от Болгара к Чулым-су, от Чулым-су до Сюрхота и от Сюрхота к Болгару - назывался “Дальней дорогой”. Если хотели проехать от Сюрхота к Болгару, то пускались от этой крепости на Байгул-су к устью реки Хонта...».

Мы легко узнаем привычные для нас географические названия: Собол – Тобол, Хонта - Конда, Ени-су – Енисей, Мэнхаз – Мангазея, Ура – Урал, Чулым, Таз. Исходя из времени проживания Салахби (Вещего Олега) (43), умершего в 922 году, можно с большой долей уверенности предположить время строительства Сургута – 940-970 г.г. Из этого можно сделать вывод, что Сургут уже давно отпраздновал не только свое сорокалетие и четырехсотлетие, но и тысячелетие.

Литература

1. Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север// «Либерия», М., 1995г. Т. I, стр. 197-211

2. Пелих, Г.И. Происхождение селькупов; Редактор: проф. Л.П. Потапов // Издательство Томского университета, 1972

3. Хайду П. Уральские языки и народы, пер. с венг// М., 1985

4. Селькупы. Финно-угорский мир//Ижевск. УдГУ, 2007г.,

5. Сторожев В.Н."Указная книга поместного приказа" // (М., 1889)

6. Копцева Т.В. «О влиянии статусных характеристик сибирских городов на динамику численности купечества» // Тобольский Государственный Педагогический Университет 1996.г.

7. Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север // «Либерия», М., 1995г. Т. 1, стр 66-76

8. Айзенштадт А.М. У кетов и селькупов // Музыка Сибири и Дальнего Востока / Сост. И.Ромашук). М., 1982.

Пелих, Г.И. Происхождение селькупов; Редактор: проф. Л.П. Потапов // Издательство Томского университета, 1972

http://planetolog.ru/maps/russia-oblast/big/Krasnoyarsky_Kray.jpg

9. http://wikimapia.org /#lat=56.062992&lon=78.7170625&z=15&l=1&m=b&search=сургуты

10. http://rus-map.ru/229992_BIG_0_0.jpg

11. Пелих Г.И. Обские Каяловы о реке Каяла // Вопросы географии Сибири. Томск, 1995. Вып. 21. С. 67-81.

12. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка//издание 1863-66 г.г.

13. Отин Е.С. «Об именах и кличках, тождественных топонимам» // Этнография имен, Москва, 1971г.// стр 259

14. Малолетко А.М. «Первая русская колония в Сибири» // Томский государственный университет 2002г., стр. - 1

15. Малолетко А.М. «Первая русская колония в Сибири» // Томский государственный университет 2002г., стр. – 2,3

16. Матвеева Г.И., 1981. О происхождении именьковской культуры // Древние и средневековые культуры Поволжья. Куйбышев

17. Академик РАН В. В. Седов, Этногенез ранних славян. //Заслушано в ноябре 2002 г. на заседании Президиума РАН.

Седов В. В. Славяне в древности...// М.: Ин-т археологии РАН; РФФИ с. 304-315

18. Смирнов А.П.Волжские булгары // М., 1951.

Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии //М., 1984

19. Седов В. В. Древнерусская народность. Руссы.// М.: Институт археологии РАН, 1999, стр. 1-6

20. Иордан, О происхождении и деяниях гетов GETICA // По изданию: 512 стр., 2001 г. Издательство: Алетейя; Серия: Византийская библиотека.

21. http://mapsamara.narod.ru/map/16.html

22. Гаджи Али, Сказание очевидца о Шамиле.// Махачкала. 1990 Печатается по изданию «Сборник сведений о кавказских горцах». Вып. VII. 1873.

Глава «О Дагестане вообще» и прим. 83.

23. Nasidze, E. Y. SLing и др. Mitochondrial DNA and Y-chromosome Variation in the Caucasus. 2004

24. Артамонов М. И. История хазар. М.,2001. С.182-202

25. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. // М.,Наука.1981

26. Російсько-український словник технічної термінології (1928), стр. 264

27. Большой кулинарный словарь // Издательство: АСТ, Москва 2002. Меды питные.

28. http://ru.wikipedia.org/wiki /Сургуч

29 Швидковский О.А., Днепропетровск, М., 1960

30. Невелева С.Л. Мифология древнеиндийского эпоса.// М., 1975 стр. 3-12

31. Трубачев О.Н. Лингвистическая периферия древнейшего славянства: Индоарийцы в Северном Причерноморье // Вопр. языкознания. 1977. № 6. С. 13-29; Его же. Indoarica в Северном Причерноморье: Источники. Интерпретация. Реконструкция // Там же. 1981. № 2. С. 3-21.

32. http://geoman.ru/geography/item/f00/s04/e0004360/pic/000_407.jpg

33. Лунин Б. В. «История Узбекистана в источниках. Узбекистан в сообщениях путешественников и учёных»: 20-80-е гг. XIX в. Ташкент, 1990

34. Геродот. История. I 153; III 93; VI 113; VII 9, 64, 96, 184; VIII 113; IX 31, 71, 113.

35. Овсянико-Куликовский Д.Н. Основы ведаизма (Культы огня и опьяняющего напитка). //Собрание сочинений, т. 6. СПб, 1909.

36. БСЭ, том 22 стр. 599

37. Гази-Барадж тарихы (летопись Гари-Бараджа) Главы 1-5.

38. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том I. Государственное издательство иностранных и национальных словарей, М., 1955.

39. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка //Пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. Т. 1-4. 2-е изд

40. Гази-Барадж тарихы (летопись Гази-Бараджа) Глава 6

41. Кручинина А.В. «Семантическое пространство Обско-угорской и самодийской этнонимии // Защита состоялась 24 марта 2004г. в 10. 00 часов на заседании диссертационного совета К 212.274.02 в Тюменском государственном университете по адресу: 625003, г.Тюмень, ул.Семакова, д.10, ауд. 325.// глава 2, ЛСГ2, 2.1.

42. Лукина С.Г. Авары в освящении европейских средневековых авторов/ Лукина С.Г. Актуальные проблемы всеобщей истории// Йошкар-Ола, 2006, стр. 77-87

43. Львова З.А. Некоторые данные летописи "Гази-Барадж тарихы" о народах и государствах Восточной Европы IX в. // Археологический сборник, выпуск 37. СПб Издательство Гос. Эрмитажа, 2005 г

Сал. Наиболее вероятное происхождение этого названия от тюркского «сала» - «приток реки, ее рукав, ветвь, разветвление; межгорная ложбина». Река вроде бы неприметная. Проскочишь мост через неё, пересекая бескрайние пространства степей (например, по дороге Волгодонск-Зимовники) – и все. Только немного удивляешься – надо же, петляет речушка – ручеек в степи… и не пересох еще под жарким южным солнцем.

Речушка, однако, полную длину имеет 800 километров. Начинается в балке Джурак-Сал на западных склонах Ергеней, в Калмыкии, а впадает в Дон около Семикаракорска. Интересный момент – петли и излучины Сала практически не изменялись на протяжении обозримого времени. Карты середины 19 века показывают русло таким же, как сейчас. В отличие от, например, Дона в нижнем течении (то есть совсем рядом), где русло менялось радикально и постоянно. Рискну предположить, что рисунок русла в основном неизменен на протяжении нескольких тысячелетий.

Само зарождение реки относится ко времени, называемому плиоценом (закончился 1,7 миллиона лет назад), когда сформировалась речная сеть Ергеней.

Широтный участок долины реки Сал протекает между двумя невысокими (до 120-200 метров) асимметричными грядами – Сальско-Манычской и Доно-Сальской.

Первая надпойменная терраса имеет ширину до 8 км. Высота ее над руслом 20-25 метров. Поверхность террасы расчленена староречьями в форме замкнутых котловин, заполняющихся весной водой и пересыхающих летом. Вторая надпойменная терраса занимает большие площади на левобережье Сала и менее развита на правобережье. Ширина ее от 1 до 6 км, высота над руслом 30-35 метров. Есть и третья терраса, она развита на левобережье Сала. Ширина ее достигает 30-40 км. Формирование ее связывают по времени с периодом таяния Московского ледника, что-то около 130 тысяч лет назад.

Река течет по дну вырытого ею в глинистом грунте каньона. Рассказывают, что иногда в половодья после многоснежной зимы чуть ли не весь каньон на короткое время заполняется бурлящей водой. Летом же поток спокоен и нетороплив. Порой течение перегораживается зарослями тростника. Вода солоноватая, хотя сам я на вкус не пробовал. Глубина реки летом – иногда по шею, местами, на перекатах, по колено. В зарослях подают голос утки. Вдоль русла парят старые знакомые – канюки, и иногда вороны. Временами берега довольно высоки и круты – на склоне не устоять.

Несмотря на кажущуюся пустынность, прибрежная полоса реки представляют собой цепочку поселений, точнее их следов, вперемешку с нечастыми поселениями существующими. Разумеется, а где же еще селиться людям в степи, как не у воды. Отмечу некоторую непостоянность этих поселений. Полное ощущение, что люди быстро селились тут и так же относительно легко оставляли свои дома, перебираясь в поселки и хутора рядом. Возможно, это отголосок кочевого быта. Кроме того, русская колонизация этих мест относится уже к XVIII веку – тогда здесь ставились хутора, выселки. Соответственно, станиц, где люди жили на одном месте веками (как непосредственно на Дону), здесь нет.

Берега, как я говорил, глинистые, точнее, это лёссовидные суглинки. В одном только месте, в подходящем к Салу распадку с пологими склонами, где еще и поработал экскаватор, я наткнулся на камни. Это оказались окаменелости (подробнее сказать пока не могу, не разобрался).

Река упоминается в Книге Большому Чертежу, «что сделан... всему Московскому государству, городам, и полю, и рекам и всяким полевым именным урочищам», рукописном атласе 1627 года. Там указано целых три реки Сал: Юрюксал, Сасыксал (тюркское «болотистый, гнилой»), Черный Сал. Отсюда возможно было бы сделать вывод, что одна из них (допустим, Юрюксал) – это собственно современный Сал, а двое остальных сейчас не существуют – исчезли. Дон и Сал на большом протяжении текут практически параллельно, и, глядя на карту и оценивая рельеф, представить, что между ними могут протекать (а потом исчезнуть) еще реки – сложно. У меня на этот счет сформировалось некая гипотеза.

Вот текст из Книги Большому Чертежу:

А ниже Цымлы, 20 верст, пала в Дон Кумшак река.

А ниже Кумшака реки, 60 верст, пала в Дон речка Тальник, протоку 50 верст.

А ниже речки Тальника, 40 верст, с Нагаискои стороны, пала в Дон река Черной Сал, а вытекла с верху горы Улки, протоку 220 верст.

А ниже Черного Салу пала в Дон река Сасыксал, протоку 300 верст, от горы от Улки, а от Черного Салу 90 верст.

А ниже Сасыксал реки, 40 верст, пала в Дон река Юрюксал из горы из Улки, протоку 340 верст.

Сразу видны противоречия. Если отсчитывать назад от Юрюксала, то Сасыксал окажется в 40 верстах, а Черный Сал будет впадать в 130 (90+40) верстах выше по течению от устья Сала – примерно там, где сейчас залив Жуковское убежище Цимлянского водохранилища.

А от Кумшака? В 60 верстах ниже по течению от Кумшака «пала в Дон речка Тальник» - это Кагальник. В 40 верстах далее по течению «пала в Дон река Черной Сал». Однако на карте там опять устье «нормального» Сала!

Путевая верста на 17 век - примерно наш километр. Если от устья Сала отложить 40 километров против течения Дона, то попадем на место, где в Дон впадает речка Соленая – видимо, остаток одного из древних донских рукавов. Вот он, «Гнилой Сал», «гнилой рукав», Сасыксал. При этом следует отметить, что, в отличие опять-же от основного русла Дона, его рукава (например, Соленая, Михалевка, Старый Дон) перемещаются намного меньше.

Учтем, что Черный Сал существует и поныне. Это Кара-Сал, который, слившись с Джурак-Салом в степях неподалеку от Шебалина (поселок на дороге Дубовское - Элиста), образует «просто» Сал. А «Джурак» и «Юрюк» фонетически схожи. На старых картах «Джурак-Сал» пишут иногда как «Джюрюк-Сал».

Таким образом, Сасыксал и Черный Сал никуда не исчезали. Их просто не было – как самостоятельных рек, вытекающих «с горы Улки» и впадающих в Дон. Просто московские дьяки запутались в рукавах Дона и степных речках. Не по своей вине – так противоречиво им рассказывали донские казаки, а тем тоже сложновато было досконально разбираться в течении степных рек на враждебных пространствах, которые контролировали ногаи и татары. А Юрюксал – Джурак-Сал – Сал (после впадения в него Кара-Сала) действительно вытекает с «горы Улки» (Ергеней). И, проделав свой путь в 340 (по прямой) верст, впадает в Дон. Или, если считать, что это Джурак-Сал впадает в Кара-Сал – тогда Черный Сал впадает (в соответствии с КБЧ) у Семикаракорска…

Буду благодарен за замечания и критику данной гипотезы.

Интересно еще отметить, что в атласе Яна Янсониуса 1630 года изображена река Юрюксал (Joeroeksal) - он короток, на этой карте впадает в Дон выше Романовской, и есть просто Сал, - впадает в Дон напротив устья Северского Донца, что близко к реальности. Маныч же не обозначен вообще. Вряд ли можно предположить, что Янсониус бывал на Дону, следовательно, собранные в его атласе сведения могут скорее иллюстрировать противоречивость и недостаточность знаний об этом регионе…

Небольшая иллюстрация, поясняющая гипотезу

Я совместил (как по шкале начало отсчета) Сал, Юрюксал и Черной Сал. Сал и Юрюксал – по причине доказанной их идентичности, а Черной Сал – на основании совпадения описания из КБЧ с современной картой (Сал=Черной Сал). Среднее изображение (тоже описание из КБЧ) с современной картой не совпадает. Точнее, совпадает для Сасыксала (если он есть Соленая) и Юрюксала, а Черной Сал вообще уезжает неизвестно куда.

На нижнем рисунке отмечена река Черная. О ней тоже необходимо сказать отдельно. Мимо поселка Большемечетный стекает с Доно-Сальского водораздела река Мечетная (ее нашел Виктор Римчук, администратор дружественного сайта Река Дон ). В своих низовьях, когда она уже попадает в пойму Дона, она сливается с рекой (протокой) Черной. Возможно, она имеет отношение к одному из Салов... Исходя из названия и того факта, что это действительно река, впадающая в Дон.

Мне, однако, кажется, что речка Черная с Черным Салом никак не связана. Надо заметить, что названия основных притоков Дона тюркские. Назовем их притоками первого порядка. Названия же речек еще более мелких (назовем их притоками второго порядка, хотя это могут быть и не притоки, а ерики) - русские (Михалевка, Соленая). Таким образом, Черная - это просто речка, получившая название уже в процессе русской или казачьей колнизации. А Черный Сал - это Кара-Сал.

Известно, что гидронимика (названия рек) очень устойчива. И, как мы видим на примере Дона и его притоков, чем крупнее река - тем из более древних времен приходит название. "Дон", как известно - название индоиранское. Притоки Дона имеют более молодые, тюркские названия. Даже те, которые звучат русскому уху привычно, но несколько необычно, вроде Сосны (какие там в степи сосны?) или Красивой Мечи (что такое "меча?"). Между тем Сосна - это попросту булгарское "Саснак" - кулик. А Красивая Меча - Кызыл Мича, Красивый Дубняк (подробнее ). Ну а мелкие речки и протоки уже имеют на сегодняшний день русское название и происхождение (Прорва, Соленая). Прежние, скифские и тюркские - не удержались.

Вот элемент карты 1792 года. Мы видим между Салом и Доном реку. Значит, картограф всерьез полагал, что река между Доном и Салом есть. Я полагаю, что наличие на карте этой реки объясняется системой проток, имеющей место в действительности.

Интересную дискуссию можно прочитать .

Степной Следопыт

Истинными сибирскими старожилами считаются "чалдоны" (чолдоны, челдоны), потомки засельщиков новых земель, первопроходцы. Все еще идет спор о значении этого слова. Но, видимо,самое правильное: в 19 веке в северной части Енисейской губернии этим словом определялся "люд неуемный, бродячий, без привычки к насиженному месту, промышлявший охотой,рыбалкой, диковатый на вид ". Почти все первые заселенцы были из северных областей России. В исторической литературе старожилами называли тех, кто проживал в Сибири к 1861 году, к началу широкого добровольческого переселения бывших крепостных крестьян центральной России Но во второй половине 19 века старожилами называли уже тех, кто прожил 25 и более лет. За четверть века переселенец "вживался " в образ старожила, терял связь с родными краями, через детей роднился со старожилами, а дети уже считали себя сибиряками и о родне отцов уже знали понаслышке. По сибирским понятиям наиболее важной была связь через "могилки ". За 25- 30 лет родственники переселенцев находили вечный приют на сибирской земле.

Как крестьяне определяли район переселения? Исследования показали, что были ходоки 61%

по письмам 19%

по рассказам 17%

наобум 3%.

Путь до Енисейской губернии занимал от 3-7 месяцев. Иногда останавливались на зиму. Деньги были у крестьянина от продажи дома. скота. Иногда шли "Христовым именем " от города к городу. Шли в сутки по 35-40 верст. Шли крупными партиями по 60 - 100 семей. Шли до намеченной губернии, а потом расходились по уездам, селениям.

Только в 1893 году правительство стало выдавать ссуды на обзаведение хозяйства до 100 рублей. Новоселенцы старались устроиться на жительство в старожильческих селениях. где можно было купить:

лошадь 2 80 - 100 руб.

корова 17- 30

телега и сани 40 - 50

борона 3 - 5

утварь домашняя 30 - 40.

Облегчало положение, что в первые 3 года переселенцы освобождались от государственной повинности, и на 50% в следующие 3 года. Но сносно жили лишь хорошие. трудолюбивые хозяева.

В последней четверти 19 века стали ограничивать прием переселенцев. Причина: утеснение земельных владений, угроза уменьшения наделов сыновей, достигших 17 лет. И большинство переселенцев вынуждено было осваивать новые селения в подтаежной зоне. Часть крестьяян (10 - 18 %) вернулись на прежнее место жительства.

Правительство увеличило льготные ссуды до 200 - 400 рублей. Ввелись льготные железнодорожные тарифы:

Воронеж -Красноярск 5.7 руб.

Одесса - Красноярск 7,4.

Для переселенцев стали открывать больницы, бесплатные столовые, строить школы.

Переселенцеское движение дало мощный импульс сельскому хозяйству и промышленности Сибири. Стремительно увеличилось население городов и селений к началу 20 века.

Сибирь стала обустраиваться.

Библиотека Москвы.....

Небольшая сибирская деревня, откуда я родом, раньше, да и сейчас, заселена разными народами. Причиной тому стала Столыпинская реформа. Помню, как старожилы села рассказывали о том, как их – жителей Поволжья (прекрасная земля и климатические условия) – буквально «вербовали» для поездки в Сибирь, ссылаясь на то, что земли там не менее плодородные и яблоки, конечно, растут! Люди соглашались, ехали по многу дней в неизвестную Сибирь, только на ж/д станциях понимали, что местность болотистая, а сибирских яблок красного цвета никто и до сих пор не едал.

Так заселялась Сибирь – уникальный регион России, где бескрайние просторы Западно-Сибирской равнины соседствуют с вековыми елями, где берёзы растут, утопая во мху, где находится энергетический центр Земли – село Окунево, где живёт исчезающая народность – челдоны .

В моей деревне было несколько семей челдонов. Я мало что знала о них, практически ничего, но всегда нравился их интересный говор.

Бабка Ленка (так в деревне все называли старожила села) всегда вела разговоры: «Како число? Шесто? Не знат!» . Мы – молодёжь – посмеивались, не зная причину такого говора. Спустя много лет, задавшись вопросом о том, кто же такие челдоны, понимаю, что «бабка Ленка» — это ярчайший представитель свой малой народности.

Она была маленького роста, чуть с прищуренными глазками, кожа желтоватого оттенка. Никогда не была многословной, если вставляла свои «пять копеек» в разговор, то из серии: «Не знат!». Всегда молча садилась за семейный стол, с краю, также молча уходила, очень неприметная для всех.

Сегодня бабушки нет в живых, челдоны – вымирающая народность. При этом народность – уникальная, потому как исконно русская.

Вообще, челдоны – это первые русские поселенцы в Сибири. Именно в Омской области употребляется слово «челдоны», в большинстве случаев пишется через «А» — «чалдоны». Этимология слова народности сегодня обусловлена многими гипотезами. Одна говорит о том, что чалдоны пришли из той местности, где сливаются реки Чалка и Дон, отсюда и название. В словаре Даля, когда впервые было пояснено это слово в 1866 году, оно определяется как «бродяга, беглый, каторжник, варнак» с ссылкой на заимствование из монгольского языка.

Если же говорить о внешности, то челдоны представляют собой что-то среднее между нынешними сибиряками (люди рослые, физически крепкие) и сибирскими татарами (люди небольшого роста, с темноватым оттенком кожи). При этом, челдоны всегда определяют себя как исконно русские сибиряки, на что указывает и сам говор – как раз правильный русский разговорный язык.

Эту этническую группу выделяет и характер: челдоны медлительны, добросовестны, обладают плохими способностями к запоминанию, упрямы, добродушны, независимы. В прошлом в деревнях челдонов определяли по пословице: «Крыльцо блестит – чалдоны живут». Хотя, зная семью бабушки Лены, смело могу говорить: челдоны до сих пор живут в нашей сибирской деревне.

Необычные особенности челдонских традиций

Примечательно, что челдоны в быту чётко разделяли свои семейные трудовые обязанности по гендерному признаку. Так, мужчинам запрещалось проходить на женскую часть дома, запрещалось брать в руки утварь, используемую для приготовления пищи. В свою очередь женщинам был «закрыт проход» на мужскую хозяйственную часть дома. Что же было делать, если мужчина хотел испить воды? Для этого хозяйка выставляла воду и ковш перед входом на женскую половину дома. Если мужчина всё же оказывался на женской территории, то мог быть отруган.

На селе челдонов называли «желтопузыми», такое обидное название для народности в обиходе до сих пор. Прослыли челдоны желтопузыми не случайно. Дело в том, что традиция сибирского чаепития настолько сильна, что говорят: «челдон чай пьёт, пока пузо жёлтым не станет» . А тут и не далеко до другой расхожей фразы: чай не пил – какая сила? Чай попил – совсем ослаб! Это, как по мне, совсем про челдонов.

Отмечу, что челдоны относятся к категории 5 неизвестных русских народов, а именно: водлозеры (проживают в республике Карелии, 560-570 человек), семейские (проживают в республике Бурятия, 2500 человек), русскоустьинцы (республика Саха – Якутия), затундренные крестьяне (полуостров Таймыр, 8 человек).

Сегодня можно найти несколько деревень в Сибирском регионе, где проживают исконно русские люди – челдоны. Носителей уникальной самобытной культуры, настоящего русского языка осталось не так уж и много. Не совсем радует тот факт, что мы – жители России – мало интересуемся тем, что должно передаваться из уст в уста, тем, что формирует нашу историческую память, которая, в свою очередь, определяет целостность и единство государства.

Считаю, что сегодня мы имеем уникальную возможность ещё больше понять душу русского народа, которого умом понять, пожалуй, и не стоит пробовать. Доказано временем.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

- бродяга, беглый, варнак, каторжник с указанием на заимствование из монгольского языка.

В настоящее время история происхождения слова «чалдон» («челдон») считается неясной и не связанной с заимствованием из монгольского языка .

Время появления в Сибири чалдонов по современным научным историческим данным точно не определено, согласно исследованиям части историков многие названия рек и поселений в Сибири имеют русские и славянские корни задолго до общепринятого завоевания Сибири Ермаком , а многие до сих пор применяющиеся в обиходе чалдонами слова относятся ко временам до XIV века . Например, устаревшее и до сих пор применяющееся чалдонами славянское слово «комони» (кони), зафиксированное в «Слове о Полку Игореве» и «Задонщине», а также другие типично славянские сибирские названия рек и местностей, закрепившиеся в некоторых сибирских названиях задолго до прихода туда русского населения после 1587 года , ставят под сомнение традиционно принятую историю появления чалдонов в Сибири после ее завоевания Ермаком . Среди чалдонов до сих пор бытуют передающиеся от предков из рода в род легенды про их жизнь в Сибири до прихода Ермака, а домашний уклад чалдонов скорее характерен для времен жизни славян до возникновения княжеской власти - времен славянского уклада общинного землевладения без четко выраженной власти. В связи с данными историческими исследованиями в настоящее время историками серьёзно рассматривается достаточно спорная гипотеза про славянское происхождение чалдонов от сибирских поселененцев арийского и славянского происхождения до прихода в Сибирь татар и монгольских племен. Можно добавить, что Челдон не является самоназванием данного субэтноса. Это определение было им дано переселенцами из Европейской части России, когда встретили среди монголоидных групп населения Сибири славянские общины и рода. Челдон буквально означает как «Человек до нас», где понятие «Человек» как определение свой - чужой, люди (соплеменники) - нелюди (другие народы), гой - изгой. На Украине до сих пор в словаре общей лексики мужчина звучит как чоловік (человек). Сейчас определение Челдон можно сравнить с более понятным на сегодняшний день словом «Старожил ».

Некоторыми современными омскими историками выдвигается довольно сомнительная версия происхождения слова «чалдон» от слова «челядь » (слуга) , что опровергается исторически сложившимся в Сибири местонахождением чалдонских деревень вдали от властных центров, в труднодоступных местах, где властное управление затруднено.

Иногда слово использовалось с негативным оттенком. В данном случае видимо сказалась взаимная нелюбовь между «коренными» то есть челдонами и новыми переселенцами. .

Существует гипотеза, согласно которой, обозначение чалдонов произошло от переселенцев с южных рубежей России, жителей населявших местность между рекой Чалкой и Доном . Отсюда и обозначение - чалдоны (чалдонцы).

В действительности правильное толкование слова "Чел-Дон" следующее: Человек глубоких, древних знаний и традиций («Чел» - думающий, «Дон» - глубоко). «Чел-Донами» уважительно звали первые славянские переселенцы коренных сибиряков арийского происхождения, живших с очень древних времён на всей территории Западной и Восточной Сибири, а переселенцев, в свою очередь стали в шутку называть «Чал-Доны» означающее - прибывший, приехавший, причаливший, глубоко обосновавшийся - чужой. В последствии слово «Чал-Дон» приобрело (в следствии дурного поведения переселенцев) и негативный характер. Для «Чел-Донов» богами были их предки и окружающая природа. До сих пор у «Чел-Донов» сохранились древние знания, которыми они (в следствии опыта прошлых веков) не охотно делятся. Себя они «Чел-Донами» не называют.

Говор и традиции

Примечательно, что ещё в 50-60 годах 20 века русских коренных сибиряков отличали среди других русских людей по произношению слова "что". Если человек говорил "чё" или "чо", то его автоматически причисляли к сибирякам ("челдонам" или "чолдонам"). В простонародной чалдонской речи вместо "что" кроме "чо" может звучать "шо", "що", "шта", "што", "чо во", "че во", "чи во" и "чи то" (слово "чаво?" хорошо известно пользователям интернета и Википедии, позаимствованное у сибиряков и ставшее мемом на всей территории бывшего СССР), в очень далеком прошлом был нередок своеобразный сибирский ""правильный" слоговый говор", вероятно основанный на каком-то ныне неизвестном виде славянской письменности, при котором любое слово начиналось с согласной и за каждой согласной обязательно была гласная, что делало речь русских сибиряков непонятной для новых русских поселенцев ("чи ча-во та-ко бачиша\"баешь"\? ни разуменю!"), образовав "новые" простонародные слова, распространившиеся по землям всей Российской империи вместе с сибиряками и их потомками, и вошедшими как в русский простонародный говор, так и в "незалежну хохляцку мову" (в переводе с древнесибирского русско-славянского жаргона на современный русский язык - "в не-лежащее вихрастое мы-канье\мычание\": хорошо, что "кацапы" не знают значения некоторых слов славянского говора, вошедшие в их язык и которые они считают "своим языком" - сибирякам есть над чем посмеяться слушая украинскую речь, особенно веселит употребление слова "жи-да"/для сведения "бо-жи-да" - это "бог"/, которое имеет совсем не то значение, которое сейчас в него принято вкладывать; поэтому просьба к патриотически настроенным представителям независимой Украины - приезжайте к нам почаще, чтобы учить нас "мове", пока чалдоны совсем не исчезли; можете для нас что-нибудь написать здесь в обсуждении на своем языке, поверьте - чалдоны не до конца забывшие свой язык и свой говор это оценят).

В настоящее время на основании антропометрических данных, отличающих сибирские народы как имеющие и европеоидные и монголоидные черты, и принадлежности языков самодийцев вместе с финно-угорской языковой группой к уральской языковой семье учеными, сторонниками теории советского ученого Г. Н. Прокофьева , выдвигается версия о возникновении самодийцев как малой расы в результате скрещивания местного коренного населения аборигенов-европеоидов заселявших Север с древнейших времен с пришлыми монголоидами , в результате которого возникли ненцы, нганасаны, энцы, селькупы, сибирские татары; в связи с чем чалдоны могут быть остатками сибирских аборигенов-европеоидов, однако эта версия пока не имеет достаточно доказательств и является спорной.

В Новосибирской области, в Сузунском районе в сороковые годы 20-го века ещё были чалдонские и "россейские" сёла и со смешанным населением. В каждой чалдонской семье имелся ведерный самовар. Каждое воскресение его ставили и пили чай всей семьёй вёдрами. Поэтому чалдонов дразнили "сибирскими водохлёбами" или "жёлтопупыми". А почему "жёлтопупыми?- "Потому, что чалдоны пьют чай, до тех пор, пока пуп не пожелтеет".

Кровосмешение русских казаков с местным населением, конечно, было. Казачьи отряды двигались в Сибирь, наверное, без женщин (за исключением может быть атаманов). Казаки брали жён из местного населения.

Отличительные признаки

К антропометрическим особенностям этнической группы чалдонов относят большую широколицесть, чем у представителей этнической группы славянских народов, желтоватый оттенок кожи, монголоидную узкоглазость в детстве, в старости, несмотря на характерные славянские этнические черты и отличие от монголоидных народов:

"не совсем так....меня (родилась и выросла на Украине) в 1986 году водили по деревне Малышанка Голышмановского р-на..."желтопупая" это звучало не обидно - поднимая майку все радовались, что область возле пупка действительно наиболее смуглая... глаза зеленые, веки опущены...отец мамы Черепанов из "чалдонов""

В поведенческом плане чалдоны характеризуются медлительностью, добросовестностью, плохими способностями к запоминанию, упрямством, добродушием, независимостью, склонностью к неподчинению власти и приоритетом общественного, коллективного. В прошлом чалдонов в деревнях определяли по пословице: "Крыльцо блестит - чалдоны живут.", то есть по отличительным особенностям выполнения ими какой-либо работы из-за упрямства и добросовестности, характерных для представителей данной этнической группы.

Демография

В настоящее время чалдоны являются вымирающей этнической группой , сохраняющей свою обособленность и традиции только в отдалённых сибирских деревнях. Однако по всей России можно встретить выходцев из Сибири, которые на вопрос о происхождении назовут себя Ча(е)лдоном.

Поделиться: