История политических и правовых учений Политико-правовая идеология большевизма. Халин К.Е. История политических и правовых учений Политико-правовая идеология большевизма Вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию

План

  1. Политико-правовое учение К. Маркса и Ф. Энгельса
  2. Идеи марксизма в России. Научные основы социализма Г. В. Плеханова
  3. Политико-правовая идеология большевизма. В. И. Ленин. И. В. Сталин

1. Политико-правовое учение К. Маркса и Ф. Энгельса

Марксизм возник в середине XIX в. на базе критической переработки достижений немецкой классической философии (Г. Гегель, Л. Фейербах), английской политэкономии (А. Смит, Д. Рикардо и др.) и французского утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье), того, что позднее В. И. Ленин назвал теоретическими источниками марксизма. Идеи о буржуазной сущности государства, о неизбежности социальной революции, о диктатуре пролетариата, об отмирании государства - эти положения лежат в основе доктрины марксизма.

Марксизм - созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом философское и социально-политическое учение, включающее: философский материализм и диалектику; материалистическое понимание истории (теорию общественных формаций); обоснование экономических законов движения капиталистического общества (теорию прибавочной стоимости и др.); теорию классовой борьбы; теорию пролетарской революции.

Карл Маркс (1818-1883 гг.) родился в Трире (Германия) в семье адвоката, окончил гимназию, затем юридический факультет Берлинского университета, интересовался историей, философией. После окончания университета переселился в Бонн, рассчитывая стать профессором, но отказывается от карьеры ученого. Сотрудничал с «Рейнской газетой», затем в 1842 г. стал ее редактором. После ее закрытия властями в 1843 г. переехал в Париж, чтобы издавать здесь радикальный журнал. В 1844 г. знакомится с Ф. Энгельсом. В 1845 г. Маркс по настоянию прусского правительства выслан из Парижа, и переехал в Брюссель. В 1848 был выслан из Бельгии. Переехал сначала в Париж, затем в Кельн. Во время революции в Германии был отдан под суд и выслан из Германии. Отправился сначала в Париж, но был выслан и оттуда, и в 1849 г. переехал в Лондон, где и жил до последних дней жизни, занимаясь наукой.

Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.) родился в Бремене (Германия) в семье фабриканта, учился в гимназии, которую не окончил, так как отец настоял, чтобы он работал в его фирме. В 1841 г. поступил в гвардейский артиллерийский полк, проходя службу, он посещал лекции в Берлинском университете. В 1842 -1844 гг. жил в Англии и работал в конторе текстильной фабрики, совладельцем которой был его отец. В 1844 г. проездом из Англии в Германию познакомился с Марксом. В 1848 г. переезжает в Германию, участвовал в вооруженной борьбе на стороне революционных сил. После поражения революции эмигрировал в Швейцарию, а затем в Великобританию. Также как и Маркс, остался без средств, бедствовал, но не стал обременять эмигрантскую кассу, и вынужден был вернуться к работе на фирме «Эрмен и Энгельс», что позволило ему оказывать материальную помощь Марксу и его семье. В 1864 г., после смерти отца, становится пайщиком фабрики, выходит из фирмы со своей долей капитала и в 1870 г. переселяется в Лондон, где и скончался в 1895.

Энгельс изучал военную историю и науку, антропологию и физиологию, турецкую историю, арабскую культуру. Владел практически всеми европейскими языками, знал персидский и немного русский язык.

Основные произведения К. Маркса и Ф. Энгельса : «Нищета философии», «Манифест коммунистической партии», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Капитал», «Классовая борьба во Франции», «Критика Готской программы», «Анти-Дюринг» и др.

Базовыми моментами в теории марксизма является: учение о базисе и надстройке и теория исторического материализма.

Учение о базисе и надстройке. Базис (от гр. basis - основание) - совокупность исторически определенных производственных отношений, лежащих в основе надстройки. Надстройка - совокупность идеологических отношений и взглядов - политики, права, морали, религии, философии, искусства и соответствующих им организаций и учреждений (государство, партии, церковь и т.д.). Государство и право - часть надстройки и всегда выражают интересы экономически господствующего класса.

Теория исторического материализма . К. Маркс считал, что история подчиняется определенным законам общественного развития. Человечество, развиваясь от первобытного строя к коммунистическому обществу, проходит ряд этапов, и переход от одного этапа к другому принимает форму классовой борьбы между имущими и неимущими, эксплуататорами и эксплуатируемыми. Исторический процесс представляет собой последовательную прогрессивную смену общественно-экономических формаций, которая происходит, когда производительные силы приходят в противоречие с производственными отношениями. Этот социальный конфликт разрешается путем революции, после которого все надстроечные структуры приходят в соответствие с новым базисом общества.

Государство.

Происхождение государства. В книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельс изложил версию возникновения государства , согласно которой государство возникло, как результат естественного развития первобытного общества. В этой концепции автор выделяет два возможных фактора: первый - решающую роль в возникновении государства играет возникновение классов, т.е. государство возникает как продукт непримиримости классовых противоречий, как орудие подавления господствующим классом других. Второй фактор заключается в том, что в результате экономического развития усложняется само общество, совершенствуется управление, что и приводит к возникновению государства. Таким образом, государство возникло не только в целях поддержки господства одного класса, но также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Признаки государства : разделение подданных по территориальным делениям; публичная власть; налоги, необходимые для содержания публичной власти.

Государство есть продукт общества на известной ступени его развития, государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях с самим собой и раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Поэтому, чтобы противоположности (классы) не «пожрали» друг друга и само общество в бесплодной борьбе, стала необходимой сила, которая усмиряла бы столкновения. Этой силой стало государство, машина для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса.

Классовая сущность государства. Основоположники марксизма выделяли три основных исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный и капиталистический . Согласно марксистской схеме конечная цель исторического развития человечества - построение коммунистического общества. Механизмом перехода от капитализма к коммунизму является пролетарская революция. Само коммунистическое общество имеет две фазы: социализм, главная цель которого ликвидировать основы классового господства и элементы капиталистической формации, основанной на частной собственности при сохранении государства, и коммунизм, когда окончательно исчезнут классовые различия, и отомрет государство. Однако это не означает, что воцарится произвол: управление останется, оно лишь утратит классовый характер, поскольку не будет классовых конфликтов, которые пришлось бы урегулировать с помощью силы. Коммунизм , как полагали К.Маркс и Ф.Энгельс, явит собой высокоорганизованный, гармоничный и планомерно развивающийся «союз свободных людей», который не будет нуждаться ни в правовом государстве, ни в разделении властей и контроле за правящей бюрократией, ни в идеологическом плюрализме.

Право. Для марксизма характерно рассмотрение права как части надстройки (совместно с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации). Будучи обусловлено материальными условиями жизни (базисом), государство оказывает на право определяющее воздействие. Главное в праве - его классовая сущность. В «Манифесте коммунистической партии», обращаясь к буржуазии, Маркс и Энгельс писали: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса», т.е. право есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса. При этом, говоря о законе, они имели в виду общеобязательное веление государственной власти, и не сводили понятие закона к нормативному акту высшего органа государственной власти, принятому в определенном порядке.

В своих исследованиях права Маркс и Энгельс часто упоминали понятие «права человека», понимая под ним присущие человеку социальные притязания на долю таких элементарных благ как: право на труд, свободу, пищу, жилье, право народа на революцию и т.д. Эти права потенциально существуют в конкретных социально-экономических условиях и не зависят от признания их в законе со стороны государства. Однако с развитием общественной жизни указанные права все чаще будут закрепляться в законе.

Марксизм стал самым влиятельным учением конца XIX - начала XX вв. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса получило развитие в трудах К. Каутского, П. Лафарга, Г. Плеханова, В. Ленина, И. Сталина и др.

2. Идеи марксизма в России.

Научные основы социализма Г. В. Плеханова

Новым направлением общественной мысли в России 1880-нач. 1890-х гг. стал марксизм. Условно его подразделяют на два течения - легальный (критический) марксизм и нелегальный (революционный).

Легальный марксизм . В начале 1890-х гг. в среде интеллигенции зародился так называемый легальный («критический») марксизм , как идейно-политическое течение, выступающее против догматизации основных положений марксизма. Среди его представителей - П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и др. Они выступали в легальной прессе (отсюда произошло название течения) за возможность разрешения противоречий капитализма в ходе эволюции буржуазного общества, за введение демократических прав и свобод, подвергали критике народников и философские основы марксизма, народного представительства и конституционного правления.

Нелегальный марксизм. В 1883 г. в Женеве Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, В. И. Засулич и др. создали группу «Освобождение труда» - первую социал-демократическую организацию, явившуюся родоначальницей революционного марксизма в России. Целью организации было распространения марксизма в России и создание в перспективе рабочей партии. Печатные издания группы нелегально переправлялись в Россию и использовались членами марксистских пропагандистских кружков. В российском политическом движении появляются социал-демократические организации революционной направленности: в 1895 г. в Петербурге возник «Союз за освобождение рабочего класса» во главе с В.И.Лениным, в 1898 г. основана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Ее программа минимум включала требования свержения самодержавия, установления демократической республики, а конечной целью являлось совершение пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата для построения социализма.

Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918 гг.) происходил из небогатой дворянской семьи. Окончив Воронежскую военную гимназию, в 1873 поступил в юнкерское училище в Петербурге, но уже через год перешел в Петербургский горный институт. Завершить образование Плеханов не успел, т.к. увлекся народническими идеями и с 1875 г. начал вести активную революционную деятельность: писал прокламации, руководил стачками, работал в журналах, был членом организации «Земля и воля», а после ее раскола возглавил «Черный передел». В 1880 г., опасаясь ареста, эмигрировал и пробыл за границей 37 лет: занимался в Сорбонском и Женевском университетах, основал первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда», стал одним из лидеров II Интернационала. В 1900-1903 участвовал в организации издания газеты «Искра», был делегатом II съезда РСДРП (1903), где произошло размежевание партии на меньшевиков и большевиков. Во время первой русской революции 1905-1907 не имел возможности приехать в Россию. После Февральской революции 1917 г. Плеханов возвратился в Россию. Поддерживал политику Временного правительства в вопросе продолжения войны против Германии, Октябрьскую революцию он не принял, считая ее преждевременной. Осенью 1917 г. здоровье его сильно ухудшилось, уже будучи тяжелобольным, Плеханов был помещен в санаторий в Финляндии, где и скончался в мае 1918.

Основные произведения: «Социализм и политическая борьба», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «К вопросу о роли личности в истории», «Анархизм и социализм» и др.

Критика народничества. Одна из главных теоретических заслуг Плеханова - критика народничества. В трудах «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия» и др. он подверг критике все течения народничества, теорию «самобытности» исторического развития России. Рассуждая о захвате власти угнетенными массами, он пришел к выводу, что освобождение трудящихся - путь длительный (а не дело двух-трех лет, как считали народники), что крестьянская община порождает не социалистические, а капиталистические отношения. Отверг Плеханов и главный тезис народовольческой теории революции - возможность ее осуществления силами «революционного штаба без армии», показав, что основной силой русской революции должен стать пролетариат и т.д.

Основные положения политико-правовых взглядов Г.В.Плеханова:

  1. Плеханов рассматривал марксизм как исчерпывающее и всеобъемлющее мировоззрение, первым среди русских социалистов показал применимость марксизма к условиям России.
  2. Предложил разделить будущую русскую революцию на два последовательных этапа: либерально-буржуазная революция (первый этап), которая свергла бы самодержавие, поставила у власти либеральную буржуазию, создала политические либеральные институты и в дальнейшем (второй этап) - пролетарская социалистическая революция, образование социалистического правительства с целью построения социализма.
  3. Преждевременность социалистической революции в России он обосновывал неготовностью рабочего класса, отсутствием союзника в лице крестьянства, необходимостью союза с либералами, т.к. предстоящая революция должна быть буржуазной, и в дальнейшем предполагался длительный капиталистический путь развития страны, становление конституционализма и парламентского правления. В этом тезисе он опирался на Маркса, считавшего, что социализм является необходимым результатом экономического развития. Россия же того времени - страна экономически отсталая.
  4. Позиция Плеханова о роли пролетариата в предстоящей социалистической революции была противоречивой: в 80-е годы он писал об авангардной роли пролетариата в предстоящей революции, затем в начале ХХ в. пришел к выводу о его неготовности к этой роли.
  5. Социализм, по мнению Плеханова, есть, прежде всего, диктатура пролетариата. Но диктатура пролетариата станет возможной только тогда, когда наемные рабочие будут составлять большинство населения страны. Диктатура пролетариата не должна иметь ничего общего с диктатурой группы революционеров (партии).
  6. Диктатура пролетариата нужна не столько для разрушения политического господства эксплуататорского класса, сколько для «сознательной организации всех функций социально-политической жизни».

3. Политико-правовая идеология большевизма.

В. И. Ленин. И. В. Сталин

Большевизм - радикальное направление в российском революционном движении, основанное на марксистской идеологии, но испытавшее влияние и взглядов русских революционеров 2-й половины XIX в. (Н. Г. Чернышевского, П. Н. Ткачева, С. Г. Нечаева), а также вобравшее в себя опыт революционного движения во Франции, в основном периода якобинской диктатуры.

Термин появился в 1903 г., когда на II съезде российской социал-демократической партии (РСДРП) произошел раскол между сторонниками В. И. Ленина, отстаивающими идею рабочей партии нового типа, основанной на жесткой организации и безусловном подчинении всех низовых ячеек партии руководящему центру (большевики), и сторонниками Л. Мартова и Г. Плеханова, выступавшими за построение массовой партии по европейскому образцу (меньшевики).

Взгляды большевиков с 1903 до октября 1917 гг. претерпевали трансформацию: во время первой мировой войны большевики выступили за поражение царского правительства и превращение империалистической войны в войну гражданскую, поражение в войне использовать для осуществления буржуазно-демократической, а затем социалистической революции. Придя к власти, большевики осуществили радикальные преобразования в общественной и экономической сферах, исходя из идеи диктатуры пролетариата, чтов реальности означало монополизм большевистской партии.

В. И. Ленин - главный идеолог и лидер большевизма. Его учение, развившее в новых исторических условиях (эпохи империализма) теорию марксизма получила название ленинизм. Термин «ленинизм» впервые был введен Л. Мартовым в 1904 г. для обозначения «якобинских взглядов и методов» в теории и практике революции. В советское время ленинизм определялся как творчески развитый марксизм применительно к эпохе империализма.

Ленинизм - политическое учение В. И. Ленина, развившего теорию марксизма: материалистическую диалектику, теорию классовой борьбы и диктатуры пролетариата, учение о государстве и революции, о решающей роли революционной партии в социальных преобразованиях и др.

Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924 гг.) родился в Симбирске в семье инспектора народных училищ. Брат Александр казнен в 1887 г. за участие в подготовке покушения на царя. После окончания гимназии, в 1887 г. поступил на юридический факультет Казанского университета, но в декабре того же года за активное участие в студенческих беспорядках арестован, исключен из университета и выслан из Казани. В 1891 экстерном сдал экзамены по программе юридического факультета в Петербургском университете. Работал помощником присяжного поверенного, но его больше привлекала политическая деятельность. В 1895 основал Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Был арестован, в 1897 г. выслан на три года в Сибирь. С 1900. почти постоянно находился в эмиграции, жил в Германии, Швейцарии, Франции и др. странах. В апреле 1917 г. вернулся из эмиграции в Петроград. В июле Временное правительство отдало приказ об аресте Ленина, и он перешел на нелегальное положение. Был одним из руководителей Октябрьского восстания. После взятия власти большевиками стал главой правительства - Совета народных комиссаров. После переезда Советского правительства в Москву жил и работал здесь же. 30 августа 1918 г. тяжело ранен эсеркой Ф. Каплан. После выздоровления вернулся к работе, но в конце 1922 г. здоровье Ленина резко ухудшилось, и в январе 1924 г. он скончался в подмосковных Горках.

Основные произведения : «Государство и революция», «Материализм и эмпириокритицизм», «О праве наций на самоопределение», «Пролетарская революция и ренегат Каутский», «Апрельские тезисы» и др.

Основные положения большевизма (ленинизма):

1. Классовость государства - как врожденная, неотъемлемая и всеопределяющая черта государства. Она присуща ему всегда. Характерные черты: комплектование аппарата государства из среды господствующего класса; осуществление политики, в интересах господствующего класса (идея государства как орудия диктатуры господствующего класса).

2. Диктатура класса - господство определенного класса над всеми остальными; ориентация власти на насилие, осуществляемое в самых разных формах. Непременным признаком диктатуры класса является несвязанность какими-либо законами.

3. Пролетарская (социалистическая) революция. Задача пролетарской революции закачается в насильственном уничтожении буржуазного государства, а целью - завоевание рабочими массами власти и установление диктатуры пролетариата.

4. Диктатура пролетариата. В случае победы социалистической революции появляется новое государство - государство диктатуры пролетариата.

Это - централизованная организация силы, организация насилия для подавления сопротивления эксплуататоров и для руководства населением страны в деле «налаживания» социалистического хозяйства. Государство диктатуры пролетариата - необходимая переходная форма к будущему безгосударственному устройству. Диктатура пролетариата по мысли В. И. Ленина несовместима с принципами демократии - это система власти, не ограниченная формальным законом, опирающаяся на силу победившего класса - пролетариата.

5. Решающая роль революционной партии в социальных преобразованиях. Ленин выдвинул идею пролетарской партии (партии нового типа), как главного средства подготовки и осуществления революции. Эта партия, вооруженная революционной теорией, должна обладать планом действий и способностью повести за собой пролетариат. Эта партия - авангард рабочего класса, который и осуществляет диктатуру. Более того волю (диктатуру) одного класса «иногда осуществляет диктатор», «который иногда один более сделает и часто более необходим». Необходимость единоличной диктаторской власти объяснялась следующим образом: как всякая крупная машинная индустрия требует безусловного и строжайшего единства воли, направляющей совместную работу сотен тысяч людей, так и революционные социалистические преобразования требуют беспрекословного повиновения масс единой воле руководителей.

6. Советское государство - государственная форма диктатуры пролетариата, построенной на принципах демократического централизма , что предполагает выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность депутатов, обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих и т.д. В апреле 1917 г. Ленин заявил о том, что Советы «есть единственная возможная форма революционного правительства». Признаки Республики Советов: сочетание законодательной и исполнительной власти, устранение полиции, чиновничества, выборность и сменяемость всех должностных лиц, отказ от всеобщего и равного избирательного права и пр.

7. Возможность пролетарской революции и построения социализма в отдельно взятой стране с неразвитыми капиталистическими отношениями.

Государство.

Происхождение государства. До возникновения государства существовала патриархальная (клановая) семья, основанная на «господстве обычаев, авторитета, уважения», где не было особого аппарата управления. Ленин, полностью соглашаясь с теорией марксизма происхождения государства, обращает внимание на то, что государство появляется там и тогда, где и когда появляется деление общества на классы, когда появляются эксплуататоры и эксплуатируемые, когда появляется особая группа людей, которая «только тем и занята, чтобы управлять, и которая для управления нуждается в особом аппарате принуждения». Государство - это машина для поддержания господства одного класса над другим.

Форма государства. Ленин полностью разделял предложенную Марксом классификацию типов государства в зависимости от господствующих в них производственных отношений: рабовладельческое, феодальное и буржуазное. Рассматривая отдельные формы государства: монархия, республика, аристократия, демократия, он указывал, что при всем многообразии государственных форм все эти государства объединяет одно: по своей сути они являются диктатурой господствующего класса.

Право. Право неразрывно связано с государством. Государство либо непосредственно устанавливает правила поведения, либо санкционирует их. В любом случае за этими правом стоит государственное принуждение. Право «есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права». Именно неразрывная связь с государством - один из специфических признаков права. На формирование и развитие права существенное воздействие оказывают религия, господствующая идеология, исторические особенности и национальные традиции страны (идея Ш.Монтескьё).

Право (буржуазное) в понимании В.И. Ленина, есть совокупность правовых норм, правил поведения, выражающих волю буржуазии, как господствующего класса капиталистического общества и обусловленную, в конечном счете, материальными условиями существования этого класса.

Развитию основных положении ленинского учения о диктатуре пролетариата и ее роли в построении социализма были посвящены труды И.В. Сталина.

Иосифа Виссарионовича Сталина (Джугашвили) (1879-1953 гг.) родился в Гори Тифлисской губернии Российской империи. Был Народным комиссаром по делам национальностей РСФСР (1917-1923), Народным комиссаром государственного контроля РСФСР (1919-1920), Народным комиссаром Рабоче-крестьянской инспекции РСФСР (1920-1922); Генеральным секретарем ЦК РКП(б) (1922-1925), Генеральным секретарем ЦК ВКП(б) (1925-1934), Секретарем ЦК ВКП(б) (1934-1952),Секретарем ЦК КПСС (1952-1953); Председателем Совета Народных Комиссаров СССР (1941-1946), Председателем Совета Министров СССР (1946-1953); Верховным главнокомандующим Вооруженными силами СССР (1941-1947), Председателем Государственного Комитета Обороны (1941-1945), Народным комиссаром обороны СССР (1941-1946), Народным комиссаром Вооружённых Сил СССР (1946-1947). Маршал Советского Союза (с 1943), Генералиссимус Советского Союза (с 1945). Член Исполнительного комитета Коминтерна (1925-1943). Почётный член Академии наук СССР (с 1939). Герой Социалистического Труда (с 1939), Герой Советского Союза (с 1945).

Основные произведения: «Об основах ленинизма», «Октябрьская революция и тактика русских коммунистов», «Вопросы ленинизма» и др.

Положение о характерных чертах пролетарской революции . На основе обобщения опыта социалистических революции и исходя из ленинских указаний он сформулировал положение о характерных чертах пролетарской революции, определяющих сущность, цели, задачи и основные стороны диктатуры пролетариата. Он выделил и рассмотрел следующие три основные стороны диктатуры пролетариата:

  • использование власти пролетариата для подавления эксплуататоров, для обороны страны, для упрочения связей с пролетариями других стран, для развития и победы революции во всех странах;
  • использование власти пролетариата для отрыва трудящихся и эксплуатируемых масс от буржуазии, для упрочения союза пролетариата с этими массами, для вовлечения этих масс в дело социалистического строительства, для государственного руководства этими массами со стороны пролетариата;
  • использование власти пролетариата для организации социализма, для уничтожения классов, для перехода в общество без классов, в социалистическое общество.

Только все эти стороны, взятые вместе, указывает он, дают полное и законченное понятие диктатуры пролетариата.

В работе «Вопросы ленинизма» И.В. Сталин показал, что эпоха перехода от капитализма к социализму в условиях отдельно взятой страны в свою очередь состоит из отдельных специфических периодов, характеризующихся особыми формами и методами работы органов диктатуры пролетариата. Эти положения являются основой для разработанных им в дальнейшем выводов о двух главных фазах развития, основных задачах, функциях и формах Советского государства и его роли в построении социализма и коммунизма в СССР.

Учебно-методическая литература

  1. Антология мировой политической мысли. - М., 1997. Т. 1-5.
  2. Антология мировой правовой мысли. - М., 1999. Т. 1-5.
  3. История государственно-правовых учений. Учебник. Отв. ред. В. В. Лазарев. - М., 2006.
  4. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2003 (любое издание).
  5. История политических и правовых учений. Под ред. О. В. Мартышина. - М., 2004 (любое издание).
  6. История политических и правовых учений. Под ред. О. Э. Лейста. - М., 1999 (любое издание).
  7. История политических и правовых учений: Хрестоматия. - М., 1996.
  8. История политико-правовых учений. Под ред. А. Н. Хорошилова. - М., 2002.
  9. История политических и правовых учений. Под ред. В. П. Малахова, Н. В. Михайловой. - М., 2007.
  10. Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений в России 11-20 вв. - М., 1995.
  11. Рассолов М. М. История политических и правовых учений. - М., 2010.
  12. Чичерин Б. Н. История политических учений. - М., 1887-1889, Т.1-5.
  1. Адоратский В. В. О теории и практике ленинизма (революционного марксизма). - М.-Л., 1924.
  2. Алексеев Н . Русский народ и государство. - М., 1998.
  3. Ленин В. И . Две тактики социал-демократии в демократической революции (любое издание).
  4. Ленин В. И . Империализм, как высшая стадия капитализма (любое издание).
  5. Ленин В. И . Государство и революция (любое издание).
  6. Ленин В. И . О диктатуре пролетариата (любое издание).
  7. Ленин В. И. О Троцком и троцкизме (любое издание)
  8. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. //К.Маркс и Ф. Энгельс (любое издание).
  9. Маркс К. Гражданская война во Франции (любое издание)
  10. Маркс К. и Энгельс Ф . Манифест коммунистической партии (любое издание)
  11. Ойзерман Т. И . Формирование философии марксизма. - М., 1986.
  12. Основные задачи науки советского социалистического права. - М., 1938.
  13. Пашуканис Е. Б. Общая теория права и марксизм. - М., 1926.
  14. Плеханов Г. В . Наши разногласия. Избранные философские произведения. - М., 1956. Т.1.
  15. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке (любое издание)
  16. Энгельс Ф . Анти-Дюринг (любое издание)
  17. Энгельс Ф . Происхождение семьи, частной собственности и государства (любое издание).

Вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию:

  1. Что стало причинами возникновения государства по Ф. Энгельсу?
  2. Как марксизм определяет право?
  3. Что такое «нелегальный марксизм»?
  4. В чем различие позиций Г. В. Плеханова и В. И. Ленина о роли пролетариата в предстоящей социалистической революции?
  5. Что такое «советское государство» по В.И.Ленину?
  6. Какие три основные стороны диктатуры пролетариата выделил и рассмотрел И. В. Сталин?

При написании книги Ф.Энгельс использовал исследование Луиса Г.Моргана «Древнее общество» (1877), в котором на основе многочисленных данных прослеживался процесс становления цивилизации.

К.Маркс выдвинул концепцию азиатского способа производства, который он поместил на нижнюю ступень схемы формаций, после чего уже шли античной, феодальный и капиталистический способы производства. Особенностью этого способа производства он считал отсутствие института частной собственности.

19.1. Общая характеристика большевизма

С 70-х гг. XIX века в России начали распространяться идеи К. Маркса. Их укоренение на российской почве связано, прежде всего, с деятельностью Г.В. Плеханова и руководимой им группы "Освобождение труда" (основана в 1883г.). Картина складывавшихся тогда социально-экономических отношений достаточно наглядно показывала, что Россия бесповоротно становится на путь капиталистического развития со всеми вытекающими отсюда последствиями. Приверженцы марксизма в России главные свои усилия сосредоточили преимущественно на том, чтобы осмыслить этот факт, поворотный для дальнейших судеб страны.

Их цель заключалась в том, чтобы с историко-материалистических позиций выявить состояние пореформенного российского общества, перспективы его эволюции.

На первых порах, вплоть до рубежа XX в., в совсем еще небольшом стане русских марксистов практически не было сколько-нибудь существенных различий в исповедовавшихся ими взглядах на коренные проблемы власти, государства, права и закона, политического режима и т.д. На том этапе они выступали практически единым фронтом. Объединяло их всех не только категорическое неприятие социально-экономических порядков тогдашней России, бескомпромиссное противостояние общему врагу – царскому самодержавию. Были у них и общие идеологические противники: таковыми являлись народники, "ревизиониствующие" марксисты, представители буржуазной политико-юридической науки, и проч. Русских марксистов сплачивали также единые задачи, которые они в 80–90-х гг. XIX в. пытались решать: приспособление идей марксизма к конкретным условиям России, пропаганда и распространение этих идей. Объединяла работа по собиранию пролетариев, других радикально настроенных людей под знамена социализма Маркса, работа по развитию революционного движения и приданию ему организованного характера.

В 1898г. I Съезд Российской социал-демократической рабочей партии официально провозгласил создание общероссийской марксистской партии. А всего пять лет спустя, в 1903г., на II Съезде РСДРП в русской социал-демократии, продолжавшей в целом стоять на платформе марксизма, произошел раскол. Образовалось два различных и впоследствии далеко разошедшихся течения. Одно – большевистское. Его возглавил В.И. Ленин. Другое – меньшевистское.

Наиболее значительными и типичными выразителями идеологии большевизма были В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, И.В. Сталин. Особенности идеологии меньшевизма рельефно запечатлены в трудах Г.В. Плеханова, Л. Мартова и ряда иных меньшевистских деятелей.

19.2. Политическое учение в. И. Ленина

Владимир Ильич Ленин (1870–1924) опубликовал множество работ самого разного жанра по вопросам политики, власти, государства. Перечислить их все нет практической возможности. Но нельзя не назвать такие из них, как "Что делать?" (1902), "Империализм как высшая стадия капитализма" (1916), "Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции" (1917), "Пролетарская революция и ренегат Каутский" (1918), "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" (1920).

Рассмотрение комплекса взглядов Ленина на государство и власть надо начинать с вопроса о классовой природе государства. Именно этому вопросу посвящен первый же параграф первой главы "Государства и революции" – по общему признанию того основного труда, который содержит теоретически-системное изложение соответствующих ленинских представлений.

Сугубая классовость – врожденная, неотъемлемая и всеопределяющая, по Ленину, черта такого социального установления, каким выступает государство. Она внутренне присуща ему в силу нескольких причин. Первая из них – воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономическими интересами. Важнейшим и коренным пунктом называет Ленин тезис, согласно которому "государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий". Вторая половина этого тезиса в высшей степени характерна для ленинского понимания государства как инобытия классово-антагонистического общества.

Вторая причина, под действием которой государство является по своей природе классовым установлением, – комплектование аппарата государства (и прежде всего верхних эшелонов государственной власти) лицами из среды господствующего класса. Ленин вместе с тем отмечает, что отнюдь не весь государственный аппарат заполняют сплошь одни только выходцы из этого класса. Состав администрации российского самодержавия служит ему примером того, что бюрократия (в особенности занятое отправлением исполнительских функций чиновничество) может рекрутироваться также из других социальных слоев.

Третья причина, делающая государство, согласно Ленину, организацией насквозь классовой, – осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной главным образом господствующему классу, отвечающей его коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам. Ленин очень редко отмечает, что деятельность государства удовлетворяет многие потребности общества в целом, направлена на решение также общенациональных задач и т.д. Подобная сдержанность обусловлена не отсутствием самой такой деятельности. Просто Ленин фактически признает ее малозначащей, третьестепенной, не типичной для государства.

Конкретное содержание феномена "диктатура класса" Ленин видит таким. Во-первых, диктатуру определенного класса составляет его власть, т.е. осуществляемое им господство над всеми остальными социальными группами, непререкаемое подчинение его воле и интересам поведения, действий всех членов общества. Во-вторых, подобная диктатура включает в себя опору власти господствующего класса, прямо на насилие, применяемое в самых различных формах. Момент насилия Ленин особенно выделяет в качестве одного из необходимых слагаемых диктатуры. В-третьих, непременным признаком диктатуры класса является ее полнейшая "раскрепощенность", совершенная несвязанность какими бы то ни было законами. Ленин тем самым от имени марксизма выдает прошлым, современным и будущим государствам индульгенцию являться антиправовыми и даже противозаконными социальными установлениями.

Оборотная сторона марксистско-ленинской трактовки сущности государства как классовой диктатуры – это восприятие и оценка демократии, свободы, права, принципов гуманизма, в частности сложившихся в досоциалистическую эпоху, как малозначащих компонентов общественно-политической жизни. С точки зрения Ленина, почти все, на что они способны, – быть проводниками диктатуры класса, прикрывать ее внешне привлекательными атрибутами и тем самым вводить в заблуждение трудящихся, народные массы, пряча от них угнетательский характер государства. Различные демократически-правовые институты и нормы достойны разоблачения и отрицания.

Во времена Ленина ими были; в первую очередь, институты и нормы демократии, сложившейся в развитых капиталистических странах. Ленин считает: в капиталистическом обществе демократия потому является демократией для богатых, что она не обеспечивает фактического равенства эксплуататора с эксплуатируемым, что в данном обществе представитель угнетенной массы лишен таких материальных возможностей практически пользоваться свободой слова и собраний, правом участвовать в делах государства и проч., какими располагают имущественно состоятельные люди.

Анализируя проблему "государство и революция", Ленин писал: "Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго научном, так и в практически-политическом значений этого понятия". Применительно к социалистической революции, прежде всего, встает вопрос о том, как пролетариат должен отнестись к буржуазному государству – олицетворению власти старых господствующих классов. Тут имеются две возможности. Одна – пролетариат овладевает уже готовой государственной машиной и затем пускает ее в ход для решения своих собственных задач. И вторая – пролетариат ниспровергает, разрушает буржуазную государственность и на ее месте создает свой, принципиально новый тип государства. Вслед за К. Марксом Ленин без малейших колебаний выбирает вторую возможность.

Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь должна быть, согласно Ленину, Республика Советов. В ленинском изображении Советская республика сочетает черты государственной и общественной организации; в ней соединяются элементы представительной и непосредственной демократии. Советы – учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют выполнение своих законов. Строится и функционирует такого типа республика на основе демократического централизма, что означает выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т.д.

Политико-юридические, конституционно-правовые аспекты устройства системы Советов сравнительно мало интересуют Ленина. Главное для него – насколько Советы фактически в состоянии быть инструментами диктатуры пролетариата или, что одно и то же, находиться под беспрекословным руководством большевистской партии. Без этого Советы, в глазах Ленина, никакой ценности не имеют.

Роль коммунистической партии в общем механизме пролетарской государственной власти Ленин определяет так: "Диктатуру осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым руководит коммунистическая партия большевиков". В свою очередь, самой партией руководит Центральный Комитет. Внутри него образуются еще более узкие коллегии (Политбюро, Оргбюро).

Положения о диктатуре рабочего класса, пролетарской демократии, о соотношении коммунистической партии и советского государства, об экономических функциях такого государства, его территориальном единстве, внешней политике образуют костяк ленинского учения о социалистической государственности.

Взгляды Ленина на власть и политику, государство и право, в особенности на "технологию" осуществления политического господства и т.д., его деятельность как главы коммунистической партии и советского правительства оказали главное, решающее воздействие на развитие теории и практики большевизма. Они имели, кроме того, широкий международный резонанс. В XX в. ими, так или иначе, вдохновлялись многие ультрарадикальные политические движения.

С 70-х гг. прошлого столетия в России начали распространяться идеи К. Маркса. Их укоренение на российской почве связано прежде всего с деятельностью Г.В. Плеханова и руководимой им группы «Оϲʙᴏбождение труда» (основана в 1883 г.) Картина складывавшихся тогда социально-экономических отношений достаточно наглядно показывала, что Россия бесповоротно становится на путь капиталистического развития со всеми вытекающими отсюда последствиями. Приверженцы марксизма в России главные ϲʙᴏи усилия сосредоточили преимущественно на том, ɥᴛᴏбы осмыслить ϶ᴛᴏт факт, поворотный для дальнейших судеб страны. Их цель заключалась в том, ɥᴛᴏбы с историко-материали-стических позиций выявить состояние пореформенного российского общества, перспективы его эволюции. Стоит заметить, что они хотели вооружить нарождавшийся в те времена российский пролетариат пониманием того, что он собой в действительности представляет, каковы его место и роль в общественно-политической жизни, к чему он должен стремиться, каков его социальный идеал, какую тактику и стратегию надлежит ему использовать в борьбе против господствующих классов, против существующего государственного строя. Русских марксистов сплачивали также единые задачи, кᴏᴛᴏᴩые они в 80-90-е гг. XIX в. пытались решать: приспособление идей марксизма к конкретным условиям России, пропаганда и распространение данных идей. Объединяла работа по собиранию пролетариев, других радикально настроенных людей под знамена Марксова социализма, работа по развитию революционного движения и приданию ему организованного характера. В 1898 г. I Съезд Российской социал-демократической рабочей партии официально провозгласил создание общероссийской марксистской партии. А всего пять лет спустя, в 1903 г., на II Съезде РСДРП в русской социал-демократии, продолжавшей в целом стоять на платформе марксизма, произошел раскол. Образовалось два различных и впоследствии далеко разошедшихся течения. Важно заметить, что одно – большевистское. Его возглавил В.И. Ленин. Другое – меньшевистское. «Важно знать, что большевизм, – по признанию В.И. Ленина, – существует как течение политической мысли и как политическая партия с 1903 года». Самым известными и типичными выразителями идеологии большевизма были В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, И.В. Сталин.
Стоит отметить, что особенности идеологии меньшевизма рельефно запечатлены в трудах Г.В. Плеханова, Л. Мартова и ряда иных меньшевистских деятелей. Истории было угодно распорядиться таким образом, что и в дореволюционное время, и в послереволюционный период теоретики большевизма в сфере политических и юридических идей выступали активнее, нежели меньшевики. Русский марксизм в том, что касалось власти, государства, говорил в весьма заметной степени с большевистскими интонациями.

В ϲʙᴏе время большевизм, ленинизм определяли как «марксизм XX в.». Такое определение вполне справедливо, по крайней мере, в отношении трактовки В.И. Лениным – создателем большевизма – и его сторонниками коренных марксо-энгельсовских положений о власти и государстве. Стоит сказать - положения известные: классовая природа государства, государство как официальная политико-организационная форма диктатуры господствующего класса, ущербность буржуазной демократии, слом буржуазного государства в ходе пролетарской (социалистической) революции, диктатура пролетариата, отмирание государства и т. п.

Важно знать, что большевистские идеологи (Ленин и др.) вдохновлялись данными положениями и оставались в их смысловом пространстве. Даже тогда, когда расширяли и обновляли традиционный (для классического марксизма) их ряд. Типичный тому пример – ленинская концепция места и роли коммунистической партии в общей системе диктатуры пролетариата. Надо отдать должное большевистской мысли. Стоит заметить, что она была раскованной, быстро реагировала на складывающуюся политическую конъюнктуру, видоизменялась, эволюционировала.

Абдурахманова И.В.

Ростовский государственный экономический университет, каф. Теории и истории права и государства, доцент

Правовая доктрина большевизма: традиционализм или новационность?

Конституирование в рамках российского геополитического пространства правового государства актуализирует теоретико-методологическую и прикладную проблему преодоления пережитков тоталитарного прошлого, в том числе и в ментальной сфере. Сохранение в современном правосознании российских граждан характерных для тоталитарного режима представлений о праве, законности, правовом статусе личности, легитимности частной собственности, правосудии и деятельности правоохранительных структур является важнейшим препятствием на пути формирования институтов гражданского общества. Преодоление правонигилистических установок предполагает всестороннее изучение факторов и предпосылок формирования в российской социокультурной среде тоталитарного общественного сознания.

В современной юридической и историко-правовой литературе сложилось два основных подхода к анализу предпосылок генезиса правовой культуры и правосознания советского периода. Одни исследователи полагают, что формирование стереотипов тоталитарного правосознания связано с реализацией большевистской политико-правовой парадигмы, которая не позволила реализоваться либерально-демократической альтернативе развития России в начале XX в. Другие ученые доказывают преемственность политико-правовых установок монархической и постреволюционной государственной власти.

Правовая доктрина, реализуемая в соответствующей правовой политике, несомненно, являлась важнейшим фактором, детерминировавшим типологические черты массового правосознания в 1917-1921 гг., механизм и специфику его трансформации, соотношение конструктивных и деструктивных правовых установок, приоритет тех или иных моделей правового поведения обывателей, адаптивность правовых представлений и установок к новым геополитическим реалиям. Вместе с тем ученым ещё предстоит ответить на вопрос, представляла ли политико-правовая доктрина большевизма принципиально новую трактовку взаимоотношений общества и государства и роли права в этих отношениях.

Теория, идеология, политическая и правовая практика боль шевизма были ориентированы на сочетание традиционных российских элементов правосознания (эгалитаризма, коллективизма, соборности, иррационализма, этатизма, патернализма, нигилизма, синкретизма и др .) с этнонациональными, региональными, конфессиональными и иными субкультурами. Марксизм заполнил конкретным полити ческим содержанием русский общинный социализм, став в его большевистской интерпретации «такой формой политического, в том числе и правового соз нания, которая соединяла в себе архетипические черты идеала будущего России с идеей догоняющего развития, модернизации».

Правовая доктрина большевизма, основанная на стремлении к тотальному разрыву с прежней правовой системой и отрицавшая дореволюционное законодательство, проявилась в период с Февраля по Октябрь 1917 г., став фактором активизации деструктивных компонентов массового правосознания. Постоктябрьский период ознаменовался переходом от «юридического анархизма к фактическому». Отрицая буржуазное право, идеологи большевизма обосновывали идею отмирания права как рудимента буржуазной формации и несовместимого с социализмом феномена. Руководители советского государства были убеждены в том, что в социалистическом обществе не будет места праву. Однако необходимость подавления оппозиции, обеспечения политического господства и создания благоприятных условий для построения диктатуры пролетариата обусловили пересмотр позиций относительно «ненужности» права после пролетарской революции. На уровне государственной власти была признана неизбежность формирования нового права, адекватного потребностям диктатуры пролетариата и социалистического строительства. Среди представителей марксистской юриспруденции получила распространение трактовка пролетарского права как «особого, невиданного нигде права, права не в подлинном его смысле…, а права пролетарского в смысле средства подавления сопротивления меньшинства трудящимся классом». Анализируя концепции пролетарского права, В.С. Нерсесянц доказывает «подавление в них правового начала», которое, по мнению исследователя, «отчетливо проявляется в девальвации и релятивизации принципа права» как такового. В этот период в теории права закрепляется ориентация на «неправовое, насильственно-приказное, классово-диктаторское, партийно-политическое, пролетарское право». Место закона как источника права должно было занять революционное правосознание, которое было официально введено в оборот Декретом о суде №1.

Целесообразность, которая легитимизировала широкомасштабное применение террора, стала принципом реализации права и правовой политики в целом. Мы придерживаемся мнения исследователей, которые рассматривают террор в качестве «важнейшей ключевой идеологемы, определившей возникновение, развитие и уникальность советского социума». Н.А. Нейстат обоснованно полагает, что террор следует понимать «не как отдельные акции (убийства, диверсии, захват заложников) и даже не как массовые репрессии, официально санкционированные государством, а как «способ управления социумом посредством превентивного устрашения». Комментируя известное высказывание Д.И. Курского «там, где гремят пушки, молчит право», В.С. Нерсесянц категорически не соглашается с ним. «Получается, - пишет ученый, - будто право было, но «молчало», поскольку гремели пушки. На самом деле право «молчало», потому что его при «военном коммунизме» вообще не было, а так называемое «пролетарское право» как раз продемонстрировало весьма наглядно свой неправовой характер и свою насильственную антиправовую сущность».

Обосновывая в качестве основной функции права классовое насилие, большевики создали предпосылки для уродливого развития «восточного» начала при полном попрании права. Как пишет В.А. Буков, большевистская элита культивировала ущербное и извращенное правосознание, в котором не было места основам законности.

Несмотря на принципиальное различие дореволюционных и постреволюционных политико-правовых установок и на стремление новой власти к тотальному разрушению старой правовой системы, можно обнаружить определенную преемственность в правопонимании правящей элиты. Рассматривая в исторической ретроспективе социально-правовой нигилизм государственных структур России, П.А. Горохов обоснованно доказывает историческую преемственность правонигилистических установок, исходящих от самой государственной власти как в монархический, так и в постреволюционный период. Устойчивая нигилистическая традиция, исторически присущая власть предержащим, культивировала негативное отношение народа к закону.

Нигилизм дореволюционной власти проявлялся в нежелании и в неспособности к самоограничению властных побуждений, в запретительном понимании правовой нормы и обвинительном истолковании задач правосудия, в систематическом нарушении права и закона самой властью. Как пишет П.А. Горохов, большевики дополнили традиционно-самодурский нигилизм власть предержащих новыми чертами. Они модернизировали этатистские концепции права, перерядив их в марксистские одежды. Для большевистской элиты было характерно такое же пренебрежение к праву, как и для абсолютизма. Государство объявлялось высшей ценностью, а право – ущербным, временным и эфемерным образованием. Но если в монархический период нигилизм носителей государственной власти проявлялся ещё и в стойком убеждении, что народ неспособен к самостоятельному правотворчеству и правовой жизни вообще, то постреволюционные нигилисты, отрицая законодательство «свергнутых правительств», возвели в абсолют волю господствующего класса, выраженную в его классовом правосознании, санкционировав тем самым «революционное правотворчество».

Как пишет Э. Соловьёв, после переворота и прихода к власти большевиков правовой нигилизм в России справлял свой триумф. Пренебрежительное отношение к формальному закону, своеобразное понимание законности, подмена её революционной целесообразностью неизбежно способствовали становлению тоталитарной системы. Будущая «свобода» означала свободу при отрицании права, моральной автономии и утверждение всепоглощающего, тотального коллективизма, господство коммунизированных средств и форм жизни, плановой централизации, норм классовой целесообразности.

Придерживаясь концепции преемственности в развитии дореволюционных и постреволюционных политико-правовых форм, И.А. Шаповалов в своём диссертационном исследовании сформулировал как общие типологические черты российской правовой системы, проявлявшиеся на всех этапах историко-правового развития страны, так и особенности, связанные с формированием советской правовой культуры. Исследователь подчеркивает, что в России традиционно все сферы жизнедеятельности общества, включая и государственно-правовую, были подчинены идеалу должного, обладающего тотальным и универсальным характером. Он отмечает наличие бинарности правовой системы, когда параллельно функционировали система обычного права и нормативно-правовые акты. Государственный аппарат традиционно представляет собой «закрытую, иерархически выстроенную корпорацию, призванную реализовывать свою версию идеала должного. В качестве важнейшей типологической черты, как и другие исследователи, И.А. Шаповалов называет нигилистические правовые установки, отрицание закона как средства воплощения справедливости. Среди других характеристик советской политической системы в 20-30 гг. следует назвать деформирование общечеловеческих правовых ценностей и укрепление нового «социалистического правосознания», крепившего тоталитаризм. Главная особенность советской юридической системы заключалась в том, что она в целом не имела значения самостоятельной, суверенной нормативно-ценностной регулирующей системы – такой, какой «положено» быть праву в условиях современной цивилизации, что стало фактором формирования революционного, а затем и социалистического правосознания.

Библиографический список

1.Буков В.А. От российского суда присяжных к пролетарскому правосудию: у истоков тоталитаризма. М.,1997.

2. Гаджиев К.С. Базовые принципы и пути преобразования российской политической культуры// Научный альманах «Цивилизации и культуры». Вып.3. Россия и Восток: геополитические и цивилизационные отношения. М.,1996.

3. Горохов П.А. Социальная природа правового нигилизма. Оренбург,1998.

4. Евстратов А.М. Правосознание и правовая культура в период формирования советского государства в 20-30 гг. историко-теоретическое исследование. Дисс…..д.ю.н. СПб.,2001.

5. Нейстат А.А. Формирование правосознания и художественная литература в Советской России в 1917-1929 гг. Уголовно-правовой и уголовно-процессуальный аспект. Дисс….к.ю.н. М.,2000.

6. Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М.,1992.

7. Соловьёв Э. Правовой н. и гуманистический смысл права //Квинтэссенция. М.,1990.

8. Шаповалов И.А. Формирование правосознания в Советской России в 1917-1920 гг. Дисс…. к.ю.н. М.,2005.

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870–1924) – политический деятель, революционер, вождь Октябрьской революции в России, основатель советского государства, организатор международного коммунистического движения (III Коммунистический интернационал), основоположник ленинизма – направления политико-правовой мысли, целью которой являлось восстановление революционных традиций марксизма.

В. И. Ульянов родился 22 апреля 1870 г. в Симбирске (ныне Ульяновск) в семье инспектора народных училищ, выслужившего потомственное дворянство.

Его дед – Николай Владимирович Ульянов – был крепостным крестьянином в Нижегородской губернии, позднее – портным-ремесленником в Астрахани.

Отец – Илья Николаевич Ульянов – окончил Казанский университет, затем преподавал в средних учебных заведениях Пензы и Нижнего Новгорода; позднее был назначен инспектором и директором народных училищ Симбирской губернии.

Мать – Мария Александровна Ульянова (урожденная Бланк) – была дочерью врача, получила домашнее образование и сдала экстерном экзамены на звание учительницы; много читала, знала несколько иностранных языков, играла на рояле.

Владимир был третьим из шести детей (в семье было трое мальчиков и столько же девочек). В 1887 г. семья пережила трагедию – за участие в подготовке покушения на царя Александра III был казнен старший сын Александр. Смерть брата потрясла Владимира, и с тех пор он стал врагом царской власти. Более того, все дети семьи Ульяновых связали свою жизнь с революционным движением.

В 1879–1887 гг. Владимир Ульянов учился в Симбирской гимназии, которую окончил с золотой медалью. Затем он поступил на юридический факультет Казанского университета, но в декабре 1887 г. за активное участие в революционной сходке студентов был арестован, исключен из университета как родственник казненного брага-народовольца и выслан под надзор полиции в имение матери – в деревню Кокушкино Казанской губернии.

Осенью 1888 г. он получил возможность вернуться в Казань, познакомился с трудами К. Маркса и вступил в один из марксистских кружков. В последующие годы он жил под надзором полиции в Самаре, зарабатывая на жизнь частными уроками.

В 1891 г. при Петербургском университете Владимир Ульянов экстерном сдал все экзамены по программе юридического факультета и 14 января 1892 г. получил диплом 1-й степени (по сегодняшним меркам – это диплом с отличием).

В августе 1893 г. В. Ульянов из Самары переехал в Петербург, где вступил в марксистский кружок.

В апреле 1895 г. выехал за границу; жил в Швейцарии, Германии, во Франции; там он познакомился с племянником и зятем Карла Маркса – Полем Лафаргом.

После возвращения в Россию В. Ульянов в 1895 г. объединил петербургские марксистские кружки в единый "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". За это в декабре 1895 г. был арестован, а в феврале 1897 г. сослан на три года в Сибирь под гласный надзор полиции – в село Шушенское Минусинского округа Енисейской губернии.

Вместе с ним туда же была направлена и Надежда Константиновна Крупская, также приговоренная к ссылке за активную революционную работу.

В июле 1898 г., находясь в Шушенском, Н. К. Крупская, с которой В. И. Ульянов познакомился еще в 1894 г. и знал ее по петербургскому революционному подполью, стала его женой – они обвенчались в местном сельском храме.

В ссылке В. Ульянов познакомился с работами ведущего теоретика немецкой социал-демократии – К. Каутского, которые произвели на него большое впечатление. Сам В. Ульянов за время ссылки написал свыше 30 работ, среди них "Развитие капитализма в России ", в которой доказывал, что в России назревает буржуазная революция.

У Каутского В. Ульянов заимствовал идею организации русского марксистского движения – в виде централизованной партии нового типа, которая вносит "сознание" в "темную" и "незрелую" рабочую массу.

В 1898 г. в Минске состоялся I съезд РСДРП, провозгласивший образование социал-демократической партии в России и издавший "Манифест Российской социал- демократической рабочей партии". В. Ульянов на съезде не присутствовал, поскольку находился в ссылке. После окончания срока ссылки в январе 1900 г. он выехал за границу и последующие пять лет жил в Мюнхене, Лондоне и Женеве, где вместе с соратниками начал издавать социал-демократическую газету "Искра".

В начале октября 1917 г. Ленин нелегально возвратился в Петроград. 23 октября по его предложению ЦК партии большевиков принял резолюцию о вооруженном восстании. 6 ноября 1917 г. в письме в ЦК Ленин потребовал немедленно перейти в наступление, арестовать Временное правительство и взять власть. 7 ноября 1917 г. на открывшемся 111 Всероссийском съезде Советов были приняты ленинские декреты – о мире и о земле, а также образовано революционное правительство – Совет Народных Комиссаров – во главе с Лениным.

В 1919 г. по инициативе Ленина был создан III Коммунистический Интернационал.

В мае 1922 г. В. И. Ленин тяжело заболел, но в начале октября вернулся к работе. Затем его состояние здоровья вновь резко ухудшилось. В мае 1923 г. из-за болезни он переехал в подмосковное имение Горки.

Впоследствии Уинстон Черчилль писал о Ленине: "Ни один азиатский завоеватель, ни Тамерлан, ни Чингисхан, не пользовались такой славой, как он. Непримиримый мститель, вырастающий из покоя холодного сострадания, здравомыслия, понимания реальной действительности. Его оружие – логика, его расположение души – оппортунизм. Его симпатии холодны и широки, как Ледовитый океан; его ненависть туга, как петля палача. Его предназначение – спасти мир; его метод – взорвать этот мир. Абсолютная принципиальность, в то же время готовность изменить принципам... Он ниспровергал все. Он ниспровергал Бога, царя, страну, мораль, суд, долги, ренту, интересы, законы и обычаи столетий, он ниспровергал целую историческую структуру, такую как человеческое общество. В конце концов, он ниспроверг себя... Интеллект Ленина был повержен в тот момент, когда исчерпалась его разрушительная сила и начали проявляться независимые, самоизлечивающие функции его поисков. Он один мог вывести Россию из трясины... Русские люди остались барахтаться в болоте. Их величайшим несчастьем было его рождение, но их следующим несчастьем была его смерть" .

Основатель идеологии большевизма В. И. Ленин разрабатывал теоретические вопросы государства и права прежде всего в таких работах, как "Империализм как высшая стадия капитализма" (1916); "О задачах пролетариата в данной революции", "Государство и революция" (1917); "Пролетарская революция и ренегат Каутский" (1918); "О государстве" (1919); "Детская болезнь “левизны” в коммунизме " (1920).

В своих работах В. Ленин опирался на марксистские положения о классовой природе общества, государства и права, о демократии, пролетарской революции и диктатуре пролетариата, отмирании государства и права.

Согласно программе большевиков, власть должна принадлежать народу, а его ведущей силой (гегемоном) является рабочий класс. Захватить власть рабочий класс должен в результате насильственной революции. Руководство рабочим классом должна осуществлять партия, построенная по принципу централизма (обязательность решений вышестоящих органов для низовых организаций). Для перехода к новому общественному устройству необходим переходный период, в котором власть будет осуществляться посредством диктатуры пролетариата.

Опираясь на работы К. Маркса и Ф. Энгельса, В. И. Ленин раскрыл классовую сущность государства, предпосылки его возникновения и роль в классово-антагонистическом обществе как орудия диктатуры эксплуататорских классов. "Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, – писал В. И. Ленин. – Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены" . Государство возникает как орган классового господства и угнетения одного класса другим, создает порядок, узаконивший это угнетение. Государство есть особая организация силы, машина для поддержания господства одного класса над другим. Это господство не может обходиться без насилия. "Освобождение угнетенного класса невозможно не только без насильственной революции, но и без уничтожения того аппарата государственной власти, который господствующим классом был создан..."

Ленин решительно выступал против тех, кто на основе учение марксизма допускал, что в рамках капитализма пролетариат может добиться улучшения своего положения; против тех, кто стремился затушевать непримиримость классовых противоречий между буржуазией и пролетариатом, сгладить эти противоречия, вместо того чтобы обострить их, примирить мировоззрение революционного пролетариата. "У мещанских и филистерских профессоров и публицистов выходит, – сплошь и рядом при благожелательных ссылках на Маркса! – что государство как раз примиряет классы, – парировал Ленин. – По Марксу государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание порядка, который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов. По мнению мелкобуржуазных политиков, порядок есть именно примирение классов, а не угнетение одного класса другим; умерять столкновение – значит примирять, а не отнимать у угнетенных классов определенные средства и способы борьбы за свержение угнетателей" . Таких последователей марксизма Ленин называл оппортунистами , а их трактовку учения – извращением марксизма. "Марксист лишь тот, – писал Ленин, – кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата... Оппортунизм не доводит признания классовой борьбы как раз до самого главного, до периода перехода от капитализма к коммунизму, до периода свержения буржуазии и полного уничтожения ее" .

Таким образом, сущность государства, по Ленину, – диктатура господствующего класса, а "диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами" . С этой точки зрения, государство вне зависимости от его формы изначально представляет собой антидемократическую и антиправовую организацию. Демократия, права и свободы человека представляют собой всего лишь привлекательные атрибуты, прикрывающие классовую, угнетательскую природу государства и вводящие в заблуждение трудящихся. "Демократическая республика есть наилучшая возможная политическая оболочка капитализма, и потому капитал, овладев этой наилучшей оболочкой, обосновывает свою власть настолько надежно, настолько верно, что никакая смена ни лиц, ни учреждений, ни партий в буржуазно-демократической республике не колеблет этой власти... Мелкобуржуазные демократы... разделяют сами и внушают народу ту ложную мысль, будто всеобщее избирательное право “в теперешнем государстве” способно действительно выявить волю большинства трудящихся и закрепить проведение ее в жизнь" .

Как писал Ленин, "сущность учения Маркса о государстве усвоена только тем, кто понял, что диктатура одного класса является необходимой не только для всякого классового общества вообще, не только для пролетариата, свергнувшего буржуазию, но и для целого исторического периода, отделяющего капитализм от “общества без классов”, от коммунизма" .

Пролетарское государство как орган диктатуры пролетариата необходимо на период решения первоочередной задачи – свержения буржуазии и полного ее уничтожения. "В действительности этот период неминуемо является периодом невиданно ожесточенной классовой борьбы, невиданно острых форм ее, а следовательно, и государство этого периода неизбежно должно быть государством по-новому демократическим (для пролетариев и неимущих вообще) и по-новому диктаторским (против буржуазии)"

В дальнейшем, по мере исчезновения буржуазии как класса, функции пролетарского государства начнут отмирать вплоть до полного исчезновения, "ибо в обществе без классовых противоречий государство не нужно и невозможно"/*Там же. С. 29.}}. Та же судьба, считал В. И. Ленин, ждет и право.

Основоположник ленинизма не признавал старое буржуазное понятие о гражданском праве, выступал за ликвидацию частноправовых отношений. "Мы ничего “частного” не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное... Отсюда – расширить применение государственного вмешательства в “частноправовые” отношения, расширить право государства отменять “частные” договоры: применять не corpus juris romani к “гражданским правоотношениям”, а наше революционное правосознание ..." Сохранение "узкого горизонта буржуазного права" при социализме Ленин допускал только для налаживания учета и контроля, распределения продуктов потребления.

По его мнению, когда необходимость соблюдать "несложные, основные правила всякого человеческого общежития отомрут, откроется дверь к переходу от первой фазы коммунистического общества к высшей его фазе, а вместе с тем к полному отмиранию государства и права" .

Взгляды Ленина на государство и право были воплощены в практику государственного строительства в результате Октябрьского переворота 1917 г. в России. Представлением большевиков о новом строе стала политика "военного коммунизма" (1918–1921), которая включала ликвидацию частной собственности, национализацию всей промышленности, ликвидацию денежного обращения и введение карточной системы, запрещение рыночной торговли, введение всеобщей трудовой повинности, установление продразверстки.

Попытка советского государства осуществлять хозяйственную деятельность силами национализированных предприятий и с применением административных методов распределения материальных благ среди работников окончилась полной катастрофой. "Государство было не в состоянии справиться с огромной массой национализированных предприятий посредством централизованного управления ими из центра. Предприятия тяжким бременем лежали на государственном бюджете, потому что они работали в убыток из-за отсутствия в их деятельности хозяйственного расчета и требовали дополнительного финансирования из ресурсов государственной казны. Одновременно государство, запретив рыночные отношения, не смогло сколько-нибудь удовлетворительно обеспечить работников городов даже предметами первой необходимости" .

После того, как "военный коммунизм" потерпел крах, по инициативе Ленина была введена "новая экономическая политика" (нэп) (1921 – 1929), предполагавшая замену продразверстки фиксированным продовольственным налогом, разрешение рыночной торговли, денационализацию мелкой и части средней промышленности, сдачу мелких и части средних промышленных предприятий в аренду их бывшим владельцам для налаживания производства, проведение денежной реформы и введение новой советской валюты – червонца, обеспеченного золотом, сдачу крупных промышленных предприятий в концессию иностранному капиталу. Крестьянам как представителям мелкотоварного производства, способным удовлетворить свои имущественные интересы и потребности, разрешалась реализация излишков произведенной продукции на рынках. В основу трудовых отношений по найму был положен принцип свободы труда. Работник мог в любой момент по своему желанию расторгнуть трудовой договор. Трудовая повинность допускалась лишь в исключительных случаях для борьбы со стихийными бедствиями либо для выполнения важнейших государственных заданий по специальному постановлению правительства. Условия найма рабочих и служащих на конкретных предприятиях должны были устанавливаться коллективным договором, заключенным между профсоюзом и нанимателем.

Советская власть, отменив запрет на частную собственность, вместе с тем существенно ограничивала свободу хозяйствующих индивидов и не соблюдала принцип формального равенства, устанавливая режим наибольшего благоприятствования государственным предприятиям и кооперативным организациям. Из частного оборота были изъяты земля, железные дороги, телеграфное имущество и др. Сохранялось монопольное право государства на покупку и продажу иностранной валюты, золотой и серебряной монеты. Индивид не мог иметь в собственности более одного жилого строения. Можно было продавать жилое строение не чаще одного раза в три года. Ни одно частное предприятие не могло нанимать на работу более 20 рабочих.

Ограничения в правоспособности, установленные в советском законодательстве, на практике усиливались произволом государственных и судебных органов. Государственные органы и должностные лица, произвольно толкуя нормы гражданского права, вводили дополнительные нормы, ограничивающие свободу хозяйственной деятельности частных организаций, необоснованно распространяли на них административные методы управления и контроля. Не имея больших шансов на процветание, частнопредпринимательская деятельность, претерпевая многочисленные законные и незаконные ограничения, тем не менее, помогла советскому государству избежать хозяйственной катастрофы и обеспечить сохранение диктатуры пролетариата. На стадии нэпа государство не только допустило существование предприятий частного сектора, но и было вынуждено отношения государственных хозяйствующих субъектов строить по принципам частного права. Государственные предприятия были переведены на хозяйственный расчет, что обеспечивало предприятию возможность иметь обособленное имущество и действовать самостоятельно "на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли".

Коммунизм как многовековая мечта значительной части человечества в период существования советского государства построен не был, поскольку не удалось сформировать для этого необходимых в соответствии с учением его основателей предпосылок – создать необходимую материально- техническую базу, обеспечить стирание различий между физическим и умственным трудом, между трудом индустриальным и сельскохозяйственным и в целом – между городом и деревней, а также внедрить в сознание населения нормы коммунистической морали, основанной на принципах коллективизма, товарищества и взаимной помощи. Вместе с тем многие из социалистических и коммунистических идей нашли свое воплощение в современной практике развития государства и права ведущих стран мира, были претворены в законодательные нормы, обеспечивающие охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, формирование гражданского общества, социальные гарантии и пр.

  • Устоялась точка зрения, что с 1901 г. после расстрела полицией бунтовавших рабочих золотых приисков на реке Лене В. Ульянов стал использовать псевдоним "Ленин", и с тех пор был известен в РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии) под этим именем. Однако существует и иная версия. Известно, что уже в конце 1899 г. в ссылке в Шушенском им был написан "Проект программы нашей партии" с сопроводительным письмом в редакцию "Рабочей газеты". И текст "Проекта", и письмо подписаны: "Н. Ленин". А. Голенков замечает в этой связи, что "Владимир Ульянов ссылается в село Шушенское в 1897 г. С ним вместе следует его невеста, вскоре жена, Надежда Крупская. Так вот, есть се свидетельства о том, что Владимир, кроме экономических, политических и философских книг, взял с собой и несколько художественных, в том числе повесть Л. Толстого “Казаки”. Она вспоминает, что “Казаков” Владимир читал в дороге, и ей запомнилась одна строка, прочитанная им вслух: “Чем грубее был народ, нем меньше было признаков цивилизации, тем свободнее он чувствовал себя ”. Он – это герой повести, молодой человек... Оленин, тоже ссыльный (правда, добровольно),не в Сибирь, а на Кавказ. Но последнее не столь важно. Важно, что Владимир Ульянов, по словам Крупской, перечитывал “Казаков” в период ссылки (1897– 1900 гг.). Уместно вспомнить строки Ленина из его статьи "Лев Толстой, как зеркало русской революции" (1908 г.), где Ленин, в связи с противоречивыми взглядами Л. Толстого, говорит о стремлении русских крестьян “смести до основания и казенную церковь, и помещиков, и помещичье правительство, уничтожить все старые формы и распорядки землевладения, расчистить землю, создать на место полицейско-классового государства общежитие свободных и равноправных мелких крестьян.." Все это косвенно говорится в “Казаках” устами Оленина. Мог ли молодой Ульянов в 1899 г. не обратить на это внимание? Думается, нет". См.: Голенков А. О псевдониме "Ленин" //Дуэль. 2006. № 15 (464). 11 апреля. URL a-golenkov.narod.ni/art/olenin.htm (дата обращения: 30.03.2013).
Поделиться: