Кафедральный собор нотр дам в страсбурге. Собор нотр-дам в страсбурге. Мифы и факты

Гёте назвал его «возвышенным деревом Бога», а Виктор Гюго - «гигантским изящным чудом». Все эти поэтические эпитеты описывают кафедральный собор в Страсбурге - приграничном с Германией городе Франции. Два столетия эта постройка была самой высокой в мире. Шпиль собора виднеется далеко за пределами Страсбурга. Его силуэт на фоне алеющего предзакатного неба является визитной карточкой города. Шпиль виден даже с другого берега Рейна, по которому проходит современная граница. Поэтому Страсбургский собор в Германии считают почти своим (принимая во внимание историю Эльзаса и Лотарингии). Эта церковь одновременно величественна и изящна. Даже в двадцать первом веке, эпохе небоскребов, Нотр-Дам Страсбурга занимает шестое место в мире по высоте среди храмов. А еще она держит лидерство как самое большое строение из такого недолговечного камня, как песчаник. Давайте совершим виртуальную экскурсию по этому уникальному готическому храму.

Как добраться до Страсбургского собора

Найти это сооружение нетрудно - 142-метровая башня видна издалека. Но центр Страсбурга возведен на острове, окруженном рекой Иль. Плотная фахверковая застройка с нависающими балкончиками вдоль узких средневековых улочек закрывает обзор. Вокруг столько интересных достопримечательностей, что впору и вовсе позабыть, куда намеревались придти. Страсбургский собор внезапно предстает во всей красе в узком проеме улицы Мерсье. На нее можно попасть, перейдя мост по Вье Марш Окс Пуассон (возле Исторического музея). С этой позиции его и фотографируйте. Если подойти ближе, можно запечатлеть лишь фрагменты фасадов, но не великана-красавца целиком. Кстати, на правой стороне улочки Мерсье расположен старинный фахверковый дом Каммерцеля (XV ст.), украшенный деревянными скульптурами - сейчас там большой магазин сувениров.

Собор в Страсбурге: история

Современный Эльзас некогда входил в состав необъятной Римской империи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в самом центре галльского поселения Аргенторатум стоял языческий храм. Намного позже Страсбург получил современное название от двух немецких слов: «штрассе» - дорога и «бург» - замок или укрепленный город. Когда христианство стало господствующей религией, языческий храм был разрушен, а на его месте стали возводить церковь. Около тысячного года население «Города на дорогах» так возросло, что возникла надобность в кафедральном соборе. Первый камень в постройку заложил епископ Вернер Габсбургский в 1015 году. Естественно, по планировке это был типичный романский собор. Пожар 1176 года уничтожил деревянную крышу и верхние этажи. Поэтому решено было возвести собор из камня. Его привозили из ближайших гор - Вогезов. Песчаник этот имеет удивительное свойство отсвечивать розовым на закате или восходе солнца.

Страсбургский собор (Франция) и епископское тщеславие

В тринадцатом столетии в моде была готика. Города Западной Европы соревновались между собой, кто построит самый высокий, большой и красивый Дом Божий. Епископу Страсбурга не давали покоя лавры его базельского, ульмского и кёльнского коллег. Поэтому он не пожалел денег, чтобы выписать самых модных (и высокооплачиваемых) зодчих для постройки своего собора. Конечно, он не дождался конца работ и не увидел величественное творение. После смерти епископа строительство оплачивал муниципалитет - консулы и простые горожане. Так и получилось, что восточный и южный порталы, а также хор выполнены в романском стиле, а западная часть с северной башней - в готическом. Кстати, планом предусматривалось строительство его одного, южного, шпиля. Но на него у города просто не хватило времени. Ассиметричность конструкции также делает ее уникальной. А 142-метровая северная башня была завершена лишь в 1439 году.

Западный фасад

Не спешим заходить внутрь. Неизменным ритуалом всех туристов является неспешный и вдумчивый обход величественного здания. Страсбургский собор во Франции знаменит своим западным фасадом. Это настоящий шедевр высокой готики. Одним из зодчих был Эрвин фон Штайнбах. Он в 1284 году и разработал западный фасад, с тысячей скульптур и изящным окном-розеттой. Когда денег на строительство не хватало, архитектор продал своего коня и пожертвовал необходимую сумму. В четырнадцатом веке главным зодчим стал Ульрих фон Энсинген, создатель собора в Ульме. А знаменитая Северная башня была завершена Иоганном Хультцем - мастером из Кёльна. Тысячи каменных скульптур и орнаментов, украшающие западный фасад Страсбургского собора, вошли во все учебники о средневековой готике. Чудесные витражи лучше смотреть изнутри. Их во время последней Мировой войны увезли нацисты, но позже правительство Германии вернуло их вместе с украденными гобеленами и картинами.

Фасад южного траверса

Страсбургский собор стоит обойти целиком. Привлекает внимание не только высоченный шпиль и богато изукрашенный скульптурами западный фасад. Южный траверс со входом также очень интересен. Его украшает не менее знаменитая скульптурная группа «Церковь и Синагога». Во времена крестового похода против альбигойцев этот сюжет переосмысливался как борьба Римского Папства с диссидентскими христианскими верованиями. Горгульи, служащие дождевыми водостоками, словно говорят: «Вне католической Церкви нет Спасения». В готическом фасаде на тройном портале главного входа мы видим сцену поклонения волхвов. Здесь есть скульптуры пророков Ветхого Завета и мучеников Нового. Аллегорические фигуры изображают Грехи и Добродетели.

Достопримечательности интерьера

А теперь пройдем внутрь собора, тем более что вход в него свободный. Страсбургский кафедральный собор продолжает исполнять свои функции действующего храма, поэтому во время служб вход в него туристам ограничен. Внутри церковь украшена не менее роскошно, чем снаружи. Хорошо придти сюда в солнечный день - тогда витражи выглядят особенно эффектно. Что нужно не пропустить в Страсбургском соборе? Это купель для крещения, созданная в середине пятнадцатого столетия скульптором Дотцингером. Обращают на себе внимание гобелены, картины на религиозные сюжеты, старинный орган. Очень красив амвон, декорированный многочисленными статуями, принадлежащими резцу Ганса Хаммера. Еще нужно заглянуть в предел и увидеть картину Николя Редера (в северном трансепте).

Башня

Обязательно нужно подняться на шпиль, который венчает Страсбургский собор. Страсбург с обзорной площадки - как на ладони. К тому же можно рассмотреть некоторые скульптуры и горгулий вблизи. Если будет тяжело подниматься узкой винтовой лестницей, вспомните: эти ступени преодолевали Стендаль и Гёте. А последний делал это ежедневно, пока учился в Страсбургском университете. Так он и излечился от фобии высоты. Этот шпиль вплоть до восемнадцатого века (пока не достроили Кёльнский собор) оставался самой высокой конструкцией. Примечательно, что во время Французской революции колокольню хотели разрушить. Дескать, она нивелировала принцип равенства. Но местные жители украсили ее (символом свободы), и идеологический накал революционеров был снят. Вход на башню платный: 4,5 евро для взрослого и 2,5 - для детей и студентов.

Астрономические часы

Если вы купите билет на Северную башню, то сможете побывать и на хорах, идущих по верхнему ярусу всего собора. Это даст вам уникальную возможность рассмотреть поближе витражи и прекрасные готические розетты. Но в храме есть еще одна платная аттракция для туристов. Это Страсбургского собора. Третий по счету хронометр был усовершенствован и установлен в 1832 году. До него часы с астрономическими функциями верно служили городу с 1574 года. Первый хронометр упоминается с 1353 г. Что же интересного в часах Страсбургского собора? Сложный механизм показывает орбиты Земли и Луны, а также всех известных на то время планет. Кроме того, в Новогоднюю ночь часы делают полный оборот и показывают даты, на которые припадают «плавающие» католические праздники (Пасха, Вознесение, Пятидесятница). Шестеренка механизма, которая вращается наиболее медленно, отвечает за определение Полный оборот она сделает (если, конечно, хронометр доживет) за двадцать пять тысяч восемьсот лет.

События

Страсбургский собор всегда играл ключевую роль в жизни города. Здесь не только проходят литургии. По воскресеньям, в утренние часы, в соборе можно послушать Грегорианскую капеллу. Очень часто здесь устраиваются органные концерты, в которых задействован старинный, богато украшенный инструмент. Особенно хорошо приезжать в Страсбург летом. Во-первых, погода способствует прогулкам и плаванию по каналам на корабликах. В холодный сезон они также курсируют, но верх их застеклен. В качестве бонуса летним туристам предоставляется возможность увидеть красивое зрелище. Каждый вечер на площади перед собором устраиваются различные концерты. Множество прожекторов подсвечивают стены величественного здания в такт музыке, отчего кажется, что статуи на фасадах оживают.

Город и его достопримечательности

Страсбургский собор является своего рода доминантой. Но на нем туристические достопримечательности города не исчерпываются. Конечно, начать знакомство со Страсбургом необходимо с его собора. Особенно рекомендуют отзывы туристов не полениться и подняться на башню. Это даст вам наглядное представление о расположении города, а значит, можно будет составить маршрут дальнейших экскурсий. Необходимо посетить дворец епископа, квартал «Маленькая Франция», Музей Эльзаса. Не забываем, что в Страсбурге расположен и Это новейшее здание находится не в центре города, и до него лучше всего добираться на трамвае. Отзывы туристов настоятельно рекомендуют, невзирая на сезон, прокатиться экскурсионным катером по каналам речки Иль с их многочисленными шлюзами.

Адрес: Франция, город Страсбург, Соборная площадь
Начало строительства: 1015 год
Окончание строительства: 1439 год
Высота: 142
Основные достопримечательности: астрономические часы, колонна Ангелов, купель XV века, изображение Масличной горы, портал Святого Лаврентия, соборная кафедра, витражы XII-XIV веков, гобелены XVII века
Координаты: 48°34"54.7"N7°45"03.3"E

Содержание:

Краткое описание

Если попытаться выделить наиболее красивые католические храмы, построенные в разные времена в готическом стиле, то в их число, безусловно, войдет Страсбургский собор во Франции .

Забегая немного вперед, хотелось бы отметить, что ранее этот храм был не только католическим: на службы, проходящие в этом величественном здании, проходили и протестанты. Великолепие этого собора довольно трудно описать словами, хотя он, как и Кёльнский собор до настоящего момента считается незаконченным. Чего только стоит тот факт, что на протяжении более двух веков это здание считалось самым высоким на всей нашей планете!

Северный фасад собора

Если внимательно изучить письменные работы историков и архитекторов, можно без труда сделать определенный вывод: Страсбургский собор, посвященный Святой Деве Марии, по праву считается одним из самых красивых и самых больших в мире католических храмов Старого Света . Ежедневно к нему приходят тысячи гостей французского города, чтобы воочию увидеть чудо, которое появилось в мире благодаря совместной работе немецких и французских архитекторов. Кстати, сам Страсбург, хотя и входит в состав Франции, можно назвать городом, где удивительным образом переплелись две культуры: германская и французская. Говоря об этом храме, построенном из песчаника, следует сделать акцент на том, что он является католической церковью епископа: в наши дни в его огромных залах не встретишь протестантов.

Страсбургский собор: история строительства и особенности архитектуры

Самые первые упоминания о недостроенном храме в романском стиле, датируются еще 1015-м годом. Однако благодаря археологическим раскопкам ученым удалось доказать, что на этом месте еще задолго до этого отрезка времени возвышалось римское святилище.

Вид на западный фасад собора с улицы Мерсьер

Первоначально в 1015-м году Страсбургский собор предполагалось, как уже говорилось немного выше, построить в романском стиле. Более того, работы уже были начаты: распоряжение о строительстве отдал епископ Вернер Габсбургский. По непонятным причинам незаконченное здание практически полностью сгорело. Восстановить храм, ценой невероятных усилий и огромных капиталовложений удалось лишь к концу XII века, а в те времена в Европе уже вошел в моду готический стиль. По этой причине большинство частей здания приобрели более строгие «воздушные» формы, а отделка была выполнена из красноватых камней, которые специально привозили к месту строительства из соседних горных районов.

Епископ, оплачивавший все расходы по восстановлению и перестройке здания, умер, и возведение величественного собора, который в будущем должен будет стать самым высоким зданием в мире, на время прекратилось. Пожертвований буржуа не хватало, поэтому свою посильную лепту в возведение Страсбургского собора начали вносить все без исключения жители уютного города.

Вид на северную (142 м.) и южную башни собора

Храм в Страсбурге, посвященный Святой Деве Марии, может чем-то даже напомнить неискушенному путешественнику Кёльнский собор. Действительно, что-то общее у них, все же, есть. Однако в архитектуре церкви епископа в Страсбурге, можно проследить и влияние романского стиля.

Точнее говоря, из-за многочисленных перестроек здание, возведенное из вогезского песчаника, разительно отличается от подобных строений, что и делает его уникальным и неповторимым. Восточную часть собора, южный вход и хор строители выполнили в романском стиле, а вот знаменитый неф, на котором можно увидеть бесчисленное число фигурок, и западный фасад построили в готическом стиле.

Интересно то, что западная часть строилась под руководством немца по фамилии Штайнбах. В некоторых документах даже упоминается тот факт, что архитектор и строитель не пожалел отдать все свое имущество на возведение величественного храма. Правда, все его имущество на тот период времени состояло только из одной лошади.

Портал Страсбургского собора

Самой узнаваемой частью здания, за исключением астрономических часов, на которых следует обязательно остановиться более подробно чуть ниже, стал шпиль, построенный Йоганном Хультцем из… Кёльна. Наверное, именно по этой причине у двух красивейших католических храмов многие туристы находят сходство. Северная Башня, высота которой достигает 142 (!) метра, была закончена в 1439-м году. Правда, самой высокой в мире она стала только в 1652-м году. Этот рекорд был побит лишь в конце 19-го века. Про Южную Башню строители, наверное, «забыли»: ее так никогда и не начинали строить. По этой причине Страсбургский собор можно назвать образцом асимметрии в архитектуре (если, конечно же, не брать во внимание шедевры Антонио Гауди).

Сокровища Страсбургского собора

В Страсбургском соборе каждая скульптура, каждый витраж и предмет представляют собой настоящее произведение искусства , которое невозможно оценить в денежном эквиваленте. Описать их все в одном материале, увы, не удастся. Лучше всего увидеть их своими глазами или посмотреть на фото.

Обязательно стоит выделить скульптуры, на которые путешественник может полюбоваться над тройным порталом: это реалистично выполненные статуи великих Пророков, Волхвов, несших вести от высших сил народу, и символичные изображения мирских пороков и добродетели.

Внутри Страсбургского собора можно увидеть великолепную купель, которая была выполнена знаменитым Дотцингером в середине 15-го века. Гобелены, алтарь Святого Панкратия, потрясающие своей неземной красотой витражные окна и, конечно же, астрономические часы – лишь малая часть того, что можно увидеть в одном из самых красивых католических храмов в мире.

К слову, астрономические часы Страсбургского собора заслуживают отдельного внимания. Удивительный и точный механизм был разработан часовщиком Швильге, а украшенный корпус к ним в XVII веке выполнил Тобиас Штиммер.

Фрагмент фасада Страсбургского собора

Механизм уникальных часов несколько раз изменялся: до нашего времени дошел тот, который с точностью вычисляет дни католических праздников, и имеющий возможность показывать прецессию земной оси. Удивительно, но самый медленный оборот в этих часах продолжается ровно 25 800 лет. Каким образом удалось воссоздать такой точный механизм в то время, когда еще не было вычислительной техники, объяснить невозможно. Астрономические часы Страсбургского собора приковывают внимание и, порой, не дают сосредоточиться на чем-либо еще. А внутренне убранство храма поражает своим великолепием: орган, самая старая часть которого была выполнена мастером еще в 14-м веке, статуя священника, на речь которого обращает внимание движущаяся фигура торговца сладостями…

Страсбургский собор: современная история и памятка туристу

К огромному сожалению Французская революция не пощадила этот храм: многие фрески и скульптуры были разрушены. Справедливости ради стоит отметить, что наибольший урон Страсбургскому собору нанесли бомбардировки фашистской авиации и силы антигитлеровской коалиции.

Вид на западный фасад собора

Храм, который был построен французами совместно с немцами, был частично ими же и разрушен…. Уцелела легендарная башня, уцелела благодаря одному талантливому и находчивому кузнецу, сделавшему для нее после разрушительной революции защитный колпак из прочнейшего металла.

Прошло время, войны и невзгоды остались позади: после тщательной реконструкции, проведенной самыми лучшими специалистами, Страсбургский собор предстал перед верующими и гостями города в своем первоначальном виде. В наши дни это ассиметричное здание посещают тысячи туристов, желающих увидеть не только астрономические часы, скульптуры и другие сокровища, но и удивительное сочетание французской и немецкой культур.

Посетить Страсбургский собор во Франции может каждый желающий абсолютно бесплатно . Он открывает свои порталы в 7 утра и закрывает в 7 вечера. Стоит помнить, что с 11-30 и до 12-40 в храме перерыв. Все туристы, которые хотят попасть на Северную башню должны будут заплатить за билет 4 евро и 60 евроцентов.


Страницы: 1

WISH YOU WERE HERE

"Шикарно... Шикарно..." - периодически повторяя одно и то же слово, дама за моим плечом остолбенело смотрела куда-то вперед и вверх. Туда же смотрел и я. Так же остолбенело. Только через пару минут после ее исчезновения я сообразил, что женщина произносила это слово по-русски. Здесь, в пестрой и мерно гудящей толпе, можно легко представить себя у подножия Вавилонской башни: рассеянные взгляды, заплетающиеся языки, безжалостно вырванные из контекста и сваленные в одну кучу словоформы. Первое впечатление длится столько времени, что в процессе перестает быть первым и даже вторым, становясь единственным. И всё это сделано человеческими руками ?


Нотр-Дам-де-Страсбур. Уникальное строение, безусловный шедевр, бриллиант в короне мировой готической архитектуры... Эпитеты можно подбирать долго, но начнем с самого начала.

Как бы то ни было, а для вящего эффекта экскурсоводы начинают издалека - с седьмого века - упирая на то, что именно тогда на этом месте был построен первый христианский храм. Отчего же они, в таком случае, так старательно обходят стороной тот прискорбный факт, что еще раньше, когда никакого христианства не было даже в еврейских головах (а божественный сперматозоид еще не проник в лоно Марии), здесь были культовые строения римлян, позднее изничтоженные благонравными христианами до основания и глубже? Джа с ними, с экскурсоводами, пойдем на поводу и начнем с седьмого века.

Действительно, первый христианский храм здесь был поставлен по воле страсбургского епископа с высоким статусом "святой" и гавкающим именем Арбогаст. Но храм продержался недолго и уже в следующем веке сам Карл Великий (который в особых представлениях не нуждается) повелел снести эту позорную халупу и возвести что-нибудь более приличное. Халупу снесли, достаточно быстро сколотили новый храм и украсили его настолько нарядно и богато, что Карл только языком прищелкнул, а куратор от церкви епископ Ремигий тут же распорядился похоронить его в крипте именно этого храма. То ли Ремигий был не очень свят, то ли Арбогаст напомнил с того света о своей непомерной святости и еще большей обиде за снесенное зданьице, но жизнь у нового храма не задалась. Храм дождался, пока вспыльчивый Карл как следует упокоится, а в 873 году взял, да и сам вспылил, основательно так вспылил. Его терпеливо восстановили, принарядили и забыли о пожаре, как о досадном недоразумении. Но не так чтобы надолго. В 1002 году нерадивый служка решил проверить, много ли бензина осталось в баке его мопеда, использовав для освещения факел. Служке повезло: его останки на пожарище найти не смогли, качественно выгорел. А вот храм пришлось отстраивать и наряжать заново. Ровно через пять лет местные решили отказаться от этого расточительного памятника оптимизму и после очередного пожара махнули рукой: палёное место, нефартовое.

В качестве главных борцов с суевериями и хладным отношением к делам духовным выступил дуэт, состоящий из страсбургского епископа Вернера (из рода Габсбургов!) и императора всея Римской империи Генриха II. Учитывая, что Генрих II был не менее святым, чем Арбогаст, а, может, и посвятее, сладкая парочка в 1015 году распорядилась вычистить поляну на месте пожарища и в четыре руки заложила первый кирпич в основание нового храма. Именно с этого года и начинается настоящая история кафедрального собора Нотр-Дам-де-Страсбур.

// old-pionear.livejournal.com


Собор был полностью закончен в год смерти Вернера и стал весомым венцом его духовной карьеры. В 1028 году Страсбург обзавелся новым собором, который был возведен в оттоновском (предроманский стиль в церковной архитектуре с преобладанием базиликального типа и упрощенным внутренним убранством) стиле и больше напоминал крепость, чем церковь. От собора за версту веяло надежностью и долговечностью. Ремигий, дух которого продолжал фланировать по территории сгоревшей крипты, демонически хохотал, когда в 1176 году все это неприступное величие по воле незлонамеренных действий кухарки, решившей притушить окурочек с красной помадой о хорошо промасленный деревянный столб несущей конструкции, полыхнуло веселым пламенем и в нем же сгинуло.

// old-pionear.livejournal.com


Тут-то и сказал свое эпохальное слово новый епископ Страсбурга Генрих I фон Газенбург. Этот Газен-ваген выдвинул безумное предположение: "А что, если причина вовсе не в святости или духовности? А что, если причина пожаров кроется в строительном материале, т.е. в древесине??" Бред, конечно, но на всякий случай решили проверить и эту версию, задумав выстроить очередной новый собор целиком из камня, благо под боком (в департаменте Лотарингии Вогезы) находился свежеразрытый карьер с розовым песчаником. И работа закипела. От Вернера решили оставить в виде наследства уцелевшую под завалами крипту и частично сохранившийся трансепт. Изначально здание строилось в романском стиле, но как только стали проявляться первые очертания восточной части собора, напоминающие прежний силуэт, кто-то из городских скептиков, поджигая только что купленную трубку Werner Mummert (цена от 330$), мрачно пошутил: "Что-то опять Вернером запахло..." Три раза перекрестившись и добавив "чур-чур-чур", руководитель строительства в 1222 году распорядился выписать из Шартра скульпторов, пропагандирующих новый, готический стиль в архитектуре. Сказано - сделано, и в Страсбург прибывают налегке и навеселе французские архитекторы, без труда скрестившие в облике собора немецкие и французские черты, отразив сущность самой эльзасской земли.

// old-pionear.livejournal.com


В 1275 году центральный неф был закончен, и пришло время задуматься о фасаде. К этому моменту епископа (как известно из предыдущей части) подвинули и городом заправлял магистрат, добившийся бурного расцвета. Фасад должен был знаменовать собой грядущий "золотой век" и производить грандиозное впечатление. Городские власти не поскупились на легионера, пригласив для строительства фасада европейскую знаменитость из Штейнбаха - Эрвина фон Штейнбаха. И Эрвин не подвел. Бывший план фасада он отмел, не глядя, и предложил свой, претенциозно назвав его "План B". Надо сказать, что по мере строительства глаза Эрвина разгорались все больше и сначала "План B" перетек в "План C", а тот в свою очередь - в "План D". Наверное, это смешно, но Эрвин сел, заплакал и умер, когда в 1298 году случился... пожар.

// old-pionear.livejournal.com


Собор строился из камня, но строительные леса были из дерева! Что делать дальше, никто не знал. Горячие головы предлагали возводить из камня и строительные леса, а потом серией направленных взрывов их снести. Предложение само по себе было неплохим, но в те годы технология направленных взрывов была еще не совсем отточена и от предложения отказались. Кто-то предложил ввести за курение и приготовление пищи на строительстве непосильные штрафы, но местные депутаты резонно предположили, что это все равно не решит проблему и выпустили серию антипожарных законов, запретив собираться в количестве более двух человек, пропагандировать однополые браки, писать на стенах собора матерные слова, использовать в строительной документации названия наркотических средств и на всякий случай дополнительно запретив усыновлять детей погибших строителей. Предпринятые меры оказались эффективны, но фасад почему-то лучше не стал и вообще никак не изменился, оставаясь в наполовину недостроенном состоянии. Двадцать лет понадобилось на принятие последнего и откровенно непопулярного решения: исполнительная власть для продолжения строительства пригласила нового архитектора, коим оказался сын усопшего Эрвина - Иоганн фон Штейнбах. К удивлению законодателей дело пошло дальше.

// old-pionear.livejournal.com


В 1365 году был закончен третий ярус и тут в не очень далекой Швейцарии произошло событие, которое принципиально повлияло на "План D" и на весь проект "Кафедральный собор против пожаров" в целом. Надо сказать, что в самом начале строительства Генрих I задумал превзойти по всем параметрам знаменитый и не менее многострадальный базельский Мюнстер, и всё время на протяжении строительства эта цель никуда не исчезала, Базель с его мюнстером был постоянным ориентиром. До 1365 года. А в 1365 году в результате землетрясения рухнули не только башенки базельского собора, но и "ПланD", т.к. строители внезапно осознали, что здания гибнут не только от пожаров. Дабы не повторить судьбу Базеля, было решено отказаться от строительства шпилей, а завершить работы галереей апостолов и двумя башнями-беффруа (что сильно напоминает проект еще одного Нотр-Дама). В 1399 году строительство наконец-то завершилось, и подрядчиком был подготовлен акт о приеме здания в промышленную эксплуатацию...

// old-pionear.livejournal.com


который члены магистрата не подписали! Им, видите ли, здание показалось недостаточно величественным. Пришлось переходить к очередному плану, вышедшему уже давно за все рамки алфавита и печатных норм. Практика найма легионеров зарекомендовала себя настолько хорошо, что немедленно был вызван Ульрих фон Энзинген, выведший Ульмский собор в финальную часть. Ульрих в 1399 году и начал, а Иоганн Хюльц в 1439 году закончил строительство шпиля.

Итак, с начала постройки полностью каменного собора до кончика шпиля прошло 263 года, перед магистратом встал вопрос о строительстве второго шпиля. Встал и лукаво улыбнулся. Ох, не понравилась властям эта улыбочка. Прикинув, сколько еще потребуется времени и денег, отцы города возопили: "Нет уже никакой мочи ждать, когда весь этот кошмар закончится! Пусть будет наш Нотр-Дам одноглавым!" На том и порешили вопрос. Топорами и вилами. Ой, нет, это было уже в России... А в Страсбуре проблема второго шпиля еще витала некоторое время в воздухе, но так и упорхнула. Больше того, с первым и единственным едва не приключился фатальный казус, когда в годы французской революции фракция "бешеных" усмотрела в нескромно вздыбившемся шпиле некий символ неравенства. В 1793 году революционеры потребовали разрушения соборного шпиля. К счастью среди местных нашелся смекалистый кузнец по фамилии Зюльтцер, который льстиво предложил "бешеным" не сносить шпиль, а одеть его в жестяной колпак, схожий по форме с теми, что носили сами enrages: мол, пацаны, да ведь за много миль отсюда по вашему колпаку будет видно, что Страсбург - территория свободы, т.е. ваша территория. И сам же изготовил здоровенный жестяной фригийский колпак. Пацанам идея понравилась, а хитрый кузнец спас для потомков шедевр мировой архитектуры. Воистину, тщеславие - мой самый любимый из грехов.

Все закончилось мирно и успокоилось церковью, одной из самых высоких и возможно самой красивой (среди готических, не будем обижать другие стили) в мире.

// old-pionear.livejournal.com


Что касается красоты, то оставляю право посоперничать со страсбурским Нотр-Дамом, украшенным тысячами скульптур, только одному готическому собору (об этом, надеюсь, еще напишу), а вот по поводу высоты никаких споров, а только лишь факты.

Долгое время, на протяжении многих веков (почти четыре тысячи лет) самым высоким строением человечества была пирамида Хеопса - 146 метров, 60 сантиметров. К 1311 году, когда шпиль Линкольнского собора вознесся на высоту в 159 метров 70 сантиметров, эррозия уменьшила "рост" пирамиды до 140 метров (сегодня ее высота - 138 метров 80 сантиметров). Так что все 142 метра 11 сантиметров единственного шпиля Нотр-Дам-де-Страсбур были впечатляющи, но не рекордны. Лидерство английская церковь уступила в 1549 году, когда ее шпиль взял и рухнул; сам по себе, из-за одной единственной причины - англичане не владели мастерством строительства готических сооружений в должной степени, а замахнулись на рекорды. Собор в Линкольне съежился до 83 метров в высоту, и в серединеXVI века первое место среди высотных сооружений перешло к Эстонии. Высота церкви святого Олафа в Таллинне равнялась 158 метрам 40 сантиметрам. Не прошло и сотни лет, а в 1625 году громовержская рука бога надумала швырнуть в привлекательный шпиль Олафа пучок молний. Сей длинный Олаф подобного обращения не выдержал, покачнулся, охнул и упал, сделав церковь короче на 35 метров (теперь - 123 метра). Пальма первенства досталась церкви Святой Марии, что возвысилась над немецким Штральзундом на 151 метр от уровня асфальта.

// old-pionear.livejournal.com


Как вы думаете, мог ли Господь наш всемогущий допустить такое измывательство: самое высокое строение человечества в каком-то задрипанном Штральзунде? Бог наш строг, но справедлив, поэтому долго рассусоливать не стал и выдумывать что-то новое тоже поленился: в 1647 году он хлопнул молнией по Святой Марии, срезав с нее 47 метров и укоротив до ста четырех. Именно тогда, в 1647 году, Нотр-Дам-де-Страсбур и стал самой высокой постройкой в мире. Таким он и оставался 227 лет, пока его не сменил на посту собор Святого Николая в Гамбурге (147 метров 30 сантиметров). Далее все начало меняться очень быстро, но прямого отношения к нашей истории уже не имеет, а Нотр-Дам-де-Страсбур остается одной из самых высоких церквей в мире.

// old-pionear.livejournal.com


Есть такое расхожее выражение: красоту <этого явления> невозможно передать. Красоту кафедрального собора в Страсбурге передать возможно. Но для того, чтобы ее передать понадобятся тысячи и тысячи фотографий на специальном ресурсе. Обойдемся лишь фрагментами, а полностью вся эта красота остается на дне глаз и в глубине сердец тех людей, которым повезло увидеть собор живьем.

// old-pionear.livejournal.com


Разумеется, что нет ничего на свете, что понравилось бы абсолютно всем. Вот и наш соотечественник, упомянутый в предыдущей части, Денис Фонвизин так отозвался об увиденном соборе: "Между прочими вещами примечательна в Страсбурге колокольня, уже не Ивану Великому чета. Высота её престрашная, она же вся сквозная и дырчатая, так что, кажется, всякую минуту готова развалиться".

// old-pionear.livejournal.com


Есть мнения куда более комплиментарные.

Виктор Гюго: "Гигантское деликатное чудо".

Гёте: "Возвышенно высокое дерево Бога".

// old-pionear.livejournal.com


За красноватый оттенок, который придает Нотр-Даму розовый песчаник, Поль Клодель написал о нем так: "...Как розово-красный ангел парит над городом".

// old-pionear.livejournal.com


Две определенной комплекции и неопределенного возраста дамы (либо проводницы поезда, либо сотрудницы "Сбербанка") подходят к парапету. Леди с ногами чуть покороче и грудью чуть пополнее доминирует:

Так. Я сейчас сяду сюда, - указующий перст втыкается в камень. - Ты встань вон туда, - следует повелительный жест в неопределенном направлении. Затем рука ныряет в хозяйственную сумку и извлекает "мыльницу", которые продаются в переходах по 600 рублей ("Эй, дарагой, купы аппарат! Савсэм новый, мнэ нэ падашол!"). Аппарат передается бессловесной товарке, инструкция продолжается. - Сфотографируешь меня на фоне этого... М-м-м... - альфа-туристка оборачивается на Нотр-Дам-де-Страсбур и начинает мучительно подбирать слова к высившемуся перед ней сооружению. В её глазах читается понимание, что слово "церковь" недостаточно ясно описывает то, на фоне чего её надо запечатлеть, но очень похоже, что лексикон уже вычерпан до дна, а нужного определения не найдено. И тут наступает озарение. Далее следует со вздохом облегчения, - величественного здания. Блин.

// old-pionear.livejournal.com


Наверное, стоит заглянуть внутрь. Но не сейчас, в следующей части.

// old-pionear.livejournal.com


old_pionear
20/01/2016

Страницы: 1


Кафедральный собор Нотр-Дам в Страсбурге (Франция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год во Францию
  • Горящие туры во Францию

На протяжении двух веков страсбургский Нотр-Дам был самым высоким в мире собором. Это одно из наиболее крупных строений из песчаника в Европе. Но что действительно поражает воображение в соборе - так это даже не столько его размеры, сколько потрясающая деталировка отделки. Трудно поверить, что столь совершенное и тщательно выполненное творение было создано едва ли не тысячу лет назад.

Кружевную поверхность украшают тысячи скульптур и декоративных элементов: горгульи и мифические чудища, святые и правители, аллегорические фигуры, узорные окна-розетки и сложные орнаменты.

Велика вероятность, что вы выйдете к собору через мост по улице Вье Марше Окс Пуассон, мимо Исторического музея. В этом случае Нотр-Дам внезапно и без всякого предупреждения шокирует туристов, показываясь по правую руку в перспективе узкой улицы Мерсье. На правом углу этой улицы стоит потрясающий белый фахверковый дом с искусными резными деревянными скульптурами. В нём, кстати, расположен большой сувенирный магазин.

Начало строительства страсбургского Нотр-Дам пришлось на рубеж тысячелетий, хотя и века спустя собор достраивали и расширяли. Первая постройка сгорела в 1176 г., и строительство уже в новом стиле продолжалось с того самого года почти триста лет. Тщеславным стремлением епископа Страсбурга, при котором работы были начаты, стало переплюнуть кафедральный собор в Базеле - надо сказать, в конце концов это и получилось благодаря главному фасаду.

Внешний вид Нотр-Дам в Страсбурге сегодня типичен для готической французской церкви и вызывает ассоциации с соборами в Кёльне и Ульме. Северная башня собора, оконченная в середине 15 века, насчитывает более 140 метров высоты. Южная башня так и не была достроена, поэтому собор в целом выглядит несколько асиметрично. А вот резной западный фасад Нотр-Дам в Страсбурге, который создавался в период экономического взлёта города, в середине 13 века, позднее нефа, сегодня воспринимается как бесспорная доминанта всей конструкции. Его кружевную поверхность украшают тысячи скульптур и декоративных элементов: горгульи и мифические чудища, святые и правители, аллегорические фигуры, узорные окна-розетки и сложные орнаменты.

Кафедральный собор в Страсбурге

Внутренность собора не менее интересна, чем его внешний вид. Здесь можно увидеть прекрасные и тщательно выполненные многочисленные витражи с классическими сюжетами, яркий и богато отделанный орган, а также особую достопримечательность - астрономические часы 19 века. В новогоднюю ночь их механизм делает полный круг и показывает, на какие дни следующего года придутся праздники с «плавающими» датами. Осмотр часов предполагает вход через отдельную северную дверь, билеты платные.

Во время Великой французской революции Нотр-Дам изрядно пострадал: не столько само здание, сколько элементы его отделки. Множество прекрасных статуй разбили (управляющим удалось спрятать и таким образом сохранить лишь несколько). Кроме того, собор едва не расстался с башенным шпилем: слишком высокий, он как бы шёл вразрез с концепцией всеобщего равенства. Спасла шпиль смекалка местного кузнеца: он придумал превратить его в символический знак свободы, поместив сверху фригийский колпак - что и было проделано.

На башню страсбургского собора можно подняться по лестнице. Что и проделывали некоторые исторические личности: например, Гёте, Стендаль и барон Кюхельбекер.

Собор - действующая католическая церковь, и посещение его туристами во время богослужений невозможно.


Северный портал носит название портала Святого Лаврентия (portail Saint-Laurent) и открывает вход в капеллу Святого Лаврентия. Портал выполнен в стиле поздней готики и оплетен фантастическими извивающимися растениями, прекрасными каменными орнаментами. Портал украшен скульптурной композицией, изображающей мученичество Св. Лаврентия. Портал изображает самого Лаврентия, а также двух его палачей, которые укладывают тело святого на решётку, и еще одного мучителя, который разжигает огонь. На колонне слева от портала Св. Лаврентия находится скульптурная группа, изображающая Богоматерь с Младенцем и Поклонение волхвов. На колонне справа — Св. Лаврентий с четырьмя святыми.

Страсбургский собор. Алтарь. Витраж 1956 г. В центре алтаря установлен современный витраж, изображающий Богоматерь, в честь которой освящен Страсбургский собор. Этот витраж, работа художника Макса Энграна (Max Ingrand), был передан Европейским советом в дар собору в 1956 году. На витраже можно заметить двенадцать звезд европейского флага на синем фоне (синий — цвет Богоматери). Младенец Иисус держит в руке цветок лилии — символ города Страсбурга.

Страсбургский собор. Северный портал Св. Лаврентия. Мученичество Св. Лаврентия

Страсбургский собор. Орган (корпус 1491 г.) Страсбургский собор (нем. Straßburger Münster / Liebfrauenmünster, фр. Cathédrale Notre-Dame) — кафедральный собор во французском городе Страсбурге, бывший на протяжении более 200 лет самым высоким зданием мира. Принадлежит к крупнейшим соборам в истории европейской архитектуры и крупнейшим в мире постройкам из песчаника. Так же, как и город Страсбург, собор объединяет в себе немецкие и французские культурные влияния. Является католической церковью епископа. Здание построено из красного вогезского песчаника. Строительство началось в 1015 году, и в последующие века собор достраивался и изменял свой внешний вид. Восточные части собора, в том числе хор и южный портал, выполнены в романском стиле, а продольный неф и знаменитый, украшенный тысячами фигур, западный фасад являются шедеврами готической архитектуры. Северная башня высотой в 142 м, ажурный ступенчатый шпиль которой полностью выполнен из песчаника по проекту кельнского мастера Иоганна Хюльца (окончена в 1439 году), была вплоть до конца XIX века самым высоким сооружением, полностью выполненным из камня. Южная башня не была завершена, что придаёт собору известную асимметричную форму. Одной из особых примечательностей являются астрономические часы. До них были часы, построенные в 1353 и 1574 годах, последние из которых работали до 1789 года и уже имели астрономические функции. В 1832 году был сконструирован уникальный механизм, показывающий орбиты Земли, Луны и известных тогда планет (от Меркурия до Сатурна). Особенностью часов является механизм, завершающий один полный оборот в новогоднюю ночь и вычисляющий точку отсчёта для тех праздников, даты которых меняются из года в год. Но самая медленно вращающаяся часть часов показывает прецессию земной оси — один оборот занимает 25800 лет.

Страсбургский собор. Северный портал Св. Лаврентия

Страсбургский собор. Портал Св. Лаврентия. Богоматерь с Младенцем и Поклонение волхвов

Страсбургский собор. Витражи Витражи по праву считаются главным украшением интерьера Страсбургского кафедрального собора. По количеству средневековых витражей собор Страсбурга занимает второе место после Шартрского: здесь насчитывается 500 тыс. фрагментов стекла, составляющих в целом 4600 витражных картин. Большинство витражей в соборе относятся к эпохе средневековья, некоторые даже принадлежат к романскому периоду (это, прежде всего, серия витражей, относящихся к так называемой галерее королей и императоров). Остальные витражи являются образцами готического искусства и относятся к XIII и XIV веку. Богатая коллекция средневековых витражей XII, XIII и XIV века считается одной из наиболее значительных во Франции. Лишь незначительная часть витражей собора была создана в XIX-XX вв.

Страсбургский собор. Витраж розетки

Страсбургский собор. Орган. Самсон, разрывающий пасть льва

Страсбургский собор. Центральный вход

Страсбургский собор. Центральный вход

Страсбургский собор. Центральный вход. Статуи пророков

Тимпан "Рождение и юность Христа" Тимпан "Рождение и юность Христа": Рождество; Избиение младенцев; Бегство в Египет; Введение во храм), а на архивольтах изображены ангелы и праведники.

Страсбургский собор. Левый вход

Страсбургский собор. Алтарь: Св. Роха, Св. Маврикия и Св. Николая Старинный полихромный деревянный алтарь изображает Святого Роха, Святого Маврикия и Святого Николая.

Страсбургский собор. Алтарь Святого Панкратия Алтарь Св. Панкратия (Retable de saint Pancrace) - полихромный, вырезанный из дерева, датируется 1522 годом и был перенесен в собор Страсбурга из церкви эльзасского городка Дангольсхейм (Dangolsheim). Алтарь украшают скульптуры Св. Панкратия, Св. Екатерины и Св. Николая. На боковых створках представлены сцены Рождества и поклонения волхвов. Пределлу (т.е. нижнюю часть) алтаря украшают рельефы с бюстами Христа и апостолов.

Страсбургский собор. Центральный вход

Страсбургский собор. Северный портал Св. Лаврентия

Страсбургский собор. Левый вход

Страсбургский собор. Астрономические часы

Страсбургский собор. Центральный вход. Тимпан "Страсти Христовы" Страсти Христовы. Здесь представлены сцены "Входа в Иерусалим", "Тайной вечери", "Взятия под стражу", "Бичевания", "Несения креста", "Распятия", "Сошествия во ад", "Воскресения". Тимпан - около 1275 г.

Страсбургский собор. Левый вход. Нижний ряд - добродетели и побежденные ими пороки Опоры украшены статуями, аллегорически изображающими различные добродетели и побежденные ими пороки. Добродетели аллегорически представлены в виде женских фигур, которые побеждают (протыкают копьями) пороки, изображенных в виде корчащихся у их ног демонов-чудовищ.

Страсбургский собор. Левый вход. Добродетели и побежденные пороки Опоры украшены статуями, аллегорически изображающими различные добродетели и побежденные ими пороки. Добродетели аллегорически представлены в виде женских фигур, которые побеждают (протыкают копьями) пороки, изображенных в виде корчащихся у их ног демонов-чудовищ.

Страсбургский собор. Астрономические часы Одной из особых примечательностей являются астрономические часы. До них были часы, построенные в 1353 и 1574 годах, последние из которых работали до 1789 года и уже имели астрономические функции. В 1832 году был сконструирован уникальный механизм, показывающий орбиты Земли, Луны и известных тогда планет (от Меркурия до Сатурна). Особенностью часов является механизм, завершающий один полный оборот в новогоднюю ночь и вычисляющий точку отсчёта для тех праздников, даты которых меняются из года в год. Но самая медленно вращающаяся часть часов показывает прецессию земной оси — один оборот занимает 25800 лет.

Страсбургский собор. Астрономические часы. Слева девушка-день, справа - девушка-ночь

Поделиться: