Ювенал «Сатиры» – анализ. Сатирические и критические тенденции в творчестве Ювенала и Марциала Ювенал произведения

В то время как состоятельный и знатный Плиний восхищается «счастливыми временами», наступившими при императоре Траяне, его современник Ювенал дает гораздо более мрачные картины римской жизни.

Децим Юний Ювенал (родился в 50-х или 60-х гг. I в., умер после 127 г.) был немолодым человеком, когда начал писать сатиры. Достоверных биографических сведений о нем сохранилось немного. Он происходил из Аквина, маленького италийского городка, где семья его владела земельным участком и принадлежала, по-видимому, к местной муниципальной верхушке. Во времена Домициана Ювенал был незначительным литератором, выступал с декламациями, занимался, может быть, мелкими адвокатскими делами и вынужден был оказывать клиентские услуги влиятельным лицам. Впоследствии он достиг некоторого благосостояния: сатиры он выпускал без «посвящений» каким-либо покровителям, т. е. как человек с независимым социальным положением. Литературное наследие Ювенала - 16 сатир (в 5 книгах); все они составлены в после-домициансвское время, первые шесть при Траяне, прочие уже в правление Адриана.

Ювенал выступил как сатирик-обличитель. Первая сатира сборника содержит обоснование выбора жанра и литературную программу. При тех впечатлениях, которые римская жизнь приносит на каждом шагу, «трудно сатир не писать».

Подобно Марциалу, Ювенал противопоставляет свою сатиру мифологическим жанрам; тематика сатиры - действительные поступки и чувства людей.

Задача сатирика формулируется как будто ясно - изображать пороки своего времени. Но тут автор вводит собеседника, призывающего к осторожности: называть имена живущих небезопасно. Выход, однако, найден - Ювенал будет называть имена умерших.

В отличие от «смеющейся» сатиры Горация и докторального тона Персия, стихотворения Ювенала будут принадлежать, таким образом, к типу негодующей сатиры. Классицистически настроенный поэт мыслит себе при этом сатиру традиционного типа, содержащую «ямбографический» элемент осмеяния конкретных лиц, т. е. тот элемент, который уже почти был устранен у Персия. Ему вспоминается «пылкий Луцилий». Но в условиях империи метод Луцилия уже был невозможен. Отсюда своеобразный прием Ювенала: он оперирует именами времен Домициана или даже Нерона, а из живущих называет только людей низкого социального положения или приговоренных по суду. Вместе с тем автор дает понять читателю, что его сатира, хотя и отнесенная к прошлому, в действительности направлена на настоящее.

В творчестве Ювенала можно различить два периода. Наиболее сильные и яркие произведения относятся к первому периоду (примерно, до 120 г.), в течение которого составлены были первые три книги собрания (сатиры 1 - 9). Поэт выбирает в это время острые темы, и сатира получает форму шумной декламационной инвективы против пороков и бедствий римской жизни, с иллюстрациями из хроники нескольких поколений.

Ювенал показывает запустение италийских городов, тяготы скученной столичной жизни для бедного гражданина, конкуренцию приезжих иноземцев, греков и сирийцев, вытесняющих честного римского клиента (3-я сатира). В живых зарисовках проходит бедственное положение интеллигентных профессий, поэтов, адвокатов, преподавателей реторики и грамматики (7-я сатира). Унижения клиентов за трапезой у патрона изображаются в 5-й сатире: «если ты способен все это перенести, так тебе и надо», - мрачно заключает автор. К сравнительно редкому у нашего поэта повествовательному типу принадлежит 4-я сатира, обличающая деспотический режим Домициана: пародируя формы эпического изложения, Ювенал рассказывает, как рыбак принес императору камбалу небывалой величины и как по вопросу о ее приготовлении был созван императорский совет. Получившая большой резонанс в мировой литературе сатира о знатности (8-я) приближается к привычной в римской поэзии форме сатиры-рассуждения. На многочисленных примерах показывается, что длинные генеалогии теряют ценность, если их обладатель недостоин славы предков.

Выпады против вырождающейся знати, ее роскоши и беспутств мы находим во многих сатирах, и те имена, которыми сатирик иллюстрирует обличаемые пороки, принадлежат преимущественно к сенаторскому сословию. С чрезвычайным озлоблением подаются фигуры богатых вольноотпущенников. Большая сатира против женщин (6-я) вся построена на примерах из жизни представительниц высшего римского общества, вплоть до императриц. Жениться - безумие; сатира содержит длинный перечень женских недостагков, в число которых входит и отсутствие недостатков.

В этих сатирах много преувеличений, сгущения красок, нарочитого подбора единичных случаев, особенно когда речь идет об изображении беспутства. Автор нередко сам охлаждает свой декламационный пыл ироническими концовками. Но вместе с тем Ювенал затрагивает ряд серьезных и существенных моментов римской жизни. Обезлюдение и пауперизация Италии были вполне актуальной проблемой, побудившей Нерву и Траяна провести ряд мероприятий кредитного и благотворительного характера. В произведениях Ювенала нередко звучит голос небогатых слоев свободного италийского населения; сатирик разделяет их недовольство современной жизнью, их моральные представления и их предрассудки. Отсюда его ненависть к чужеземцам, к богачам-вольноотпущенникам и горькие упреки по адресу эгоизма знати и скандального поведения ее отдельных представителей.

В буржуазной литературе образ Ювенала много раз искажался. Пока буржуазия была революционным классом, она усматривала в Ювенале обличителя тирании и аристократии, проповедника строгой республиканской морали. Это было, конечно, неправильно. Но столь же ошибочна возобладавшая у буржуазных исследователей XIX в. тенденция изображать Ювенала пустым «декламатором». Его критика римской действительности имеет, как мы видели, совершенно определенную социальную базу. Но «негодование» сатирика-рабовладельца не может подняться до критики социальной системы в целом и не выходит за пределы нападок на «нравы».

Во второй период творчества Ювенал обращается к морально-философским темам, рассуждает о неразумных желаниях, воспитании, упреках совести. Критика действительности приобретает более отвлеченный характер жалоб на моральный упадок современности, на развращенную городскую жизнь, и резкость тона ослабевает. Иногда Ювенал пытается приблизиться к горацианской манере; такова, например, 11-я сатира, содержащая приглашение приятеля на скромную загородную трапезу.

Своеобразна композиция сатир. Автор больше дорожит цепью образов, чем логической связью, резко переходит от одной темы к другой и столь же неожиданно возвращается к прежней. Как истый «декламатор», он старается действовать средствами ораторского внушения, нагромождает чувственно-яркие образы, гиперболы, патетические восклицания и вопросы. Ювенал - сатирик декламационного стиля.

И вместе с тем на примере этого писателя видно, в какой мере реторическая культура сопровождалась упадком общего культурного уровня. Ювенал рассуждает на философские темы, но познания его в философии ничтожны; он часто приводит мифологические примеры, но ограничивается общеизвестными сюжетами: Интересно его отношение к мифологии: он осуждает мифологические сюжеты трагедии как рассказы о безнравственных поступках и преступлениях, и это та позиция, на которой впоследствии будут стоять христианские авторы.

Популярна его сатира и в России, сперва в декабристские времена, а затем - в 50 - 60-х гг. Онегин не случайно умел «потолковать о Ювенале», и Пушкин призывал «музу пламенной сатиры» вручить ему «Ювеналов бич».

Огромная популярность Ювенала у русских демократов XIX столетия объясняется четко выраженной в его стихах оппозицией тирании со стороны маленького человека. Такая оппозиция была любимым детищем и русской демократии. К этому надо добавить достаточно легкомысленное увлечение Ювеналом Петра Великого, который вряд ли пошел дальше восторгов по поводу Ювеналова выражения "в здоровом теле здоровый дух", и ученические заимствования у римского сатирика основоположника русской поэтической сатиры, поэта XVIII в. Антиоха Кантемира.

Ювенал - последний классик римской сатиры. Вряд ли слова «сатира» и «сатирический» имели бы то значение, которое мы в них вкладываем, если бы не было Ювенала. В европейскую культуру, в историю литературы Ювенал вошел как обобщенный образ поэта-обличителя политического деспотизма и нравственного разложения своего времени.

О жизни Ювенала почти ничего не известно, хотя мы располагаем целой дюжиной его жизнеописаний. Самое древнее из них создано, вероятно, к концу IV века, то есть более чем через 250 лет после смерти поэта. Как правило, ни одно из этих жизнеописаний не заслуживает полного доверия.

На основании косвенных свидетельств можно заключить, что сатирик родился между 50 и 60 гг. н. э. Место его рождения - Аквин, небольшой город близ Рима.

О происхождении Ювенала в лучшем из дошедших до нас жизнеописаний говорится весьма неопределенно: он был сыном или воспитанником состоятельного вольноотпущенника, получившим тщательное грамматическое и риторическое образование. Среди его учителей, возможно, был крупный ритор того времени Марк Фабий Квинтилиан, автор 12 книг «Образования оратора». Известно, что Ювенал почти до середины своей жизни занимался сочинением декламаций, речей на вымышленные темы, причем скорее для собственного удовольствия, нежели для того, чтобы подготовиться к профессиональной деятельности. Впрочем, некоторое время он все же вел адвокатские дела, но, по всей видимости, не был удачлив на этом поприще, которое не принесло ему значительных доходов.

Свою деятельность поэта-сатирика Ювенал начал только после смерти императора Домициана (96 г. н. э.), когда в Риме установилась относительная свобода слова. Насколько можно судить, Ювенал выступал с публичным чтением своих сатир и имел успех, чем, кажется, навлек на себя неприятности: уже в античности была распространена версия, что, несмотря на восьмидесятилетний возраст, он был сослан, под предлогом военного командования, не то в Египет, не то в Британию, где и умер. Однако история с изгнанием поэта производит впечатление легенды. Дата смерти его неизвестна. Несомненно одно: он умер после 127 года.

Сатиры Ювенала сообщают в высшей степени скудные данные об их авторе. В отличие от своих предшественников, сатириков Луцилия и Горация, Ювенал тщательно избегает говорить о себе, и хотя его сатиры дают довольно ясное представление о личности поэта, о его мыслях и устремлениях, они почти не информируют нас о внешних обстоятельствах его жизни. Наоборот, Ювенал старается, насколько это возможно, задвинуть в тень свою фигуру, как будто боится своим присутствием ослабить впечатление своих разоблачительных инвектив. Тем не менее, по некоторым намекам в самих сатирах можно, например, заключить, что Ювенал не был богат. В одной из эпиграмм Марциала (12, 9), он изображен беспокойно снующим по улицам Рима, чтобы засвидетельствовать свое почтение богачам. На то, что Ювенал во время своего пребывания в Риме вел жизнь клиента, указывают его сатиры, в которых поэт с пониманием, сочувствием и горечью говорит о положении римских клиентов. От Ювенала дошло 16 гекзаметрических сатир в 5-ти книгах: они были опубликованы последовательно, в порядке их нумерации, приблизительно между 100 и 127 годами.

Сатиры Ювенала дошли до нас в многочисленных списках. В настоящее время известно около 300 рукописей его сатир; несколько манускриптов хранятся в библиотеках России. Все они, как правило, позднего происхождения, прошли через много рук разных переписчиков и подверглись многим искажениям. Установление редакции текстов сопряжено с немалыми трудностями, так как целый ряд стихов вызывает у издателей сомнения в их подлинности. Хронологические указания в самих сатирах минимальны, однако ясно, что поэтической зрелости Ювенал достиг при императоре Траяне (годы правления 98–117) и продолжал писать сатиры во время правления Адриана (годы правления 117–138). Оба императора почти полностью отвечали представлению сенатской аристократии об идеальном правителе. Ненавидящий тиранию императорского режима, историк Тацит восторженно приветствует принципат Траяна как «зарю счастливого века», как «годы редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает» («История», 1, 1).

Антисенатские репрессии, ставшие обычным явлением в последние годы правления Домициана, прекратились. В Рим из ссылки возвращаются изгнанные философы. Проводятся мероприятия против доносчиков, число которых возросло при Домициане. Стираются различия между римлянами и провинциалами; последним открывается широкий доступ к государственной карьере. Между императором и сенатом устанавливается согласие. Особым покровительством императора пользуется та часть интеллигенции, которая была тесно связана с господствующим классом. Адриан лично проявляет заботу о науках и искусствах, интересуется культурной жизнью Афин, поощряет философов, поэтов и ученых. Все недовольные деспотическим правлением Домициана теперь получили возможность открыто изливать свое негодование, уверенные, что их сочинения встретят благосклонный прием. На литературной арене появляются писатели, которые при Домициане предпочитали молчать. В Риме заявляет о себе целая плеяда писателей: Тацит, Плиний, Светоний, Ювенал, сменившие ушедших из жизни Стация, Валерия Флакка, Силия Италика, Квинтилиана, уехавшего в Испанию Марциала.

Хотя в период правления Траяна и Адриана многие противоречия, обострившиеся при Домициане, сглаживаются, тем не менее далеко не все социальные конфликты устраняются. Императоры все меньше руководствуются законами и все больше опираются на военную силу. Политическая активность идет на убыль. Увеличивается пропасть между богатством и бедностью неимущих слоев. В империи получают распространение восточные культы и христианство.

Видимо, Ювенал был захвачен общим энтузиазмом, вызванным смертью Домициана и приходом к власти Траяна. Одушевленный ненавистью к свергнутому тирану, он создает ряд сатир в резкой, инвективной форме, принесших ему в веках славу беспощадного бичующего разоблачителя. Это сатиры его первых трех книг, которые заметно отличаются от последующих, созданных стареющим поэтом в правление Адриана и обычно называемых поздними. В сатирах двух последних книг нет прежней остроты критики и той силы негодования, которая была характерна особенно для первых девяти сатир, наиболее живых по интонации и богатых темами и сатирическими образами. В поздних произведениях Ювенал более склонен поднимать проблемы общего характера, которые касаются не столько людей определенной эпохи, сколько человеческой природы вообще. В поздних сатирах сильнее чувствуется влияние риторики. По остроумному замечанию современного исследователя, в ранних и поздних сатирах Ювенал предстает перед нами как двуликий Янус, с одним лицом, обращенным на полную жизни современную ему действительность, и с другим - обращенным на умершее прошлое.

Что касается содержания его сатир, то оно, по существу, весьма ограничено. Поэт повторяет на разные лады одни и те же нападки на современные ему нравы, правда, оживляя их примерами из жизни, истории и мифологии. Хотя он и утверждает, что вся человеческая жизнь, все, что только делают люди, послужило «начинкой» его книги, за пределами его поэзии остаются многие темы, которые были характерны для его предшественников. Это было сознательное ограничение, позволившее ему сосредоточиться исключительно на разоблачении пороков. Нет в его сатирах и того многообразия форм, которое было присуще произведениям этого жанра у Луцилия и Горация. На окружающую его действительность Ювенал взирает с глубочайшим пессимизмом. Он видит одно лишь зло (по крайней мере, в своих ранних произведениях) и убежден, что оно коренится в самой природе человека. Ювенал не верит в возможность оздоровления общества. Искусный живописатель нравов, он изображает мир таким, каким он его видит, развращенным и развращающим, доходя в своем горьком озлоблении до крайнего фанатизма. Долгу, чести, порядочности предпочитают здесь одни лишь деньги, неважно, каким путем приобретенные. Ноты личной разочарованности и озлобления придают его нападкам жестокий и беспощадный характер. Бескомпромиссная сатира Ювенала не знает ни насмешливой улыбки, ни добродушной шутки, ни психологического проникновения и понимания сути явлений, как в сатирах Горация. Для Ювенала настоящее не содержит ничего хорошего, а будущее не сулит никакой надежды. Остается лишь сожалеть о прошлом, о былом образе жизни и древних установлениях, от которых теперь не осталось и следа. Тоскуя о безвозвратно прошедших временах, поэт не видит выхода из сложившегося положения.

Ювенал Децим Юний (Decimus Junius Juvenalis) [(ок. 60, Аквинум, близ Рима, - ок. 127, Египет (?)], римский поэт-сатирик. Написал 16 сатир в 5 книгах (последняя не закончена). Сатиры 1-3-й книг носят резко обличит, характер, сатиры 4-5-й книг представляют собой более отвлечённые рассуждения в духе стоицизма на моральные темы. Взгляд Ю. на мир, изображаемый с точки зрения "маленького человека", пессимистичен, о произволе императоров и вздорности толпы говорится с одинаковым озлоблением; тон сатир - тяжёлый и грозный обвинит, пафос. Для стиля Ю. характерны повороты и перебои повествования, сжатые и броские сентенции (чхлеба и зрелищ"). Умер, по преданию, в ссылке.

Ювенал Децим Юний (Decimus Iunius Iuvenalis) (ок. 55–60 – ум. после 127), величайший римский сатирический поэт. Даты рождения и смерти Ювенала устанавливаются лишь приблизительно. В III сатире он называет себя уроженцем Аквина (на юго-востоке Лация). Сохранились поздние биографии Ювенала, которые не внушают особого доверия. В частности, в Жизнеописании сообщается, что он был то ли сыном, то ли воспитанником богатого вольноотпущенника и до зрелого возраста упражнялся в риторике, делая это по склонности души, а не с целью подготовки к общественной деятельности. За осмеяние актера Париса, фаворита императора Домициана, Ювенала (которому было уже 80 лет) в должности младшего офицера направили в южный Египет, где он в скором времени скончался. Некоторые детали этой истории со ссылкой заведомо неверны (Домициан был убит в 96, когда Ювеналу было около 40 лет). В XV сатире имеется упоминание о пребывании поэта в Египте, а в IV он дает выход своей ненависти к Домициану.

До нас дошли 15 написанных гекзаметром сатир Ювенала (еще от одной, последней в сборнике, уцелело лишь начало, 60 строк), которые собраны в 5 книг. I книга вышла вскоре после 100, следующие появлялись с перерывами вплоть до 127. Судя по всему, пока был жив Домициан, к серьезным литературным опытам Ювенал не приступал, а когда тот умер, сам поэт был уже немолод.

В I сатире Ювенал представляет свою поэтическую программу. Пороки и преступления (поэт тут же набрасывает соответствующие яркие картины) просто вынуждают писать сатиры. Однако у врагов свободного слова чуткий слух, они опасны, а потому речь пойдет лишь об умерших. II сатира – это обличение гомосексуализма, выродившемуся Риму здесь противополагаются суровые, полулегендарные герои ранней республики. Обстановка, в которой разыгрывается действие III сатиры, намечается в нескольких строках: Ювенал сожалеет об отъезде своего друга Умбриция и в то же время сочувствует его замыслу покинуть Рим и поселиться в обезлюдевших Кумах. В пространной инвективе, вложенной в уста Умбриция, разоблачается убожество столичной жизни. Замечательны нападки, с которыми поэт обрушивается на ставших частью римского быта ловких греков, которые, по его мнению, внесли сюда лицемерие и непотребство. IV сатира начинается с нападок на Криспина, выскочку-египтянина, вошедшего в совет Домициана, однако истинный объект сатиры – порочные нравы самого Домициана. В V сатире описываются унижения, которым подвергается за столом богатого покровителя бедный и раболепный клиент: ему подают отвратительные кушанья и напитки, между тем как хозяин наслаждается деликатесами и лучшими винами. VI сатира – самое пространное (661 строка) и прославленное произведение Ювенала. Поэт в ужасе: его друг Постум собирается жениться. Но ведь все женщины распутны, заносчивы, несносны, тираничны, порочны, пошлы, навязчивы, любят выпить, тщеславны, жестоки, суеверны и склонны к убийству. VII сатира посвящена безразличию богачей к таланту и учености. В нужде и бедности старится поэт; ничуть не лучше приходится историку; адвокат, чтобы привлечь клиентов, вынужден обставлять себя фальшивой роскошью; преподавателей и учителей третируют и обсчитывают. В VIII сатире Ювенал утверждает, что благороден лишь тот, кто добродетелен: благородство не передается по наследству, и в сиянии древнего имени порок и изнеженность еще более постыдны. IX сатира – это диалог, ироничный, непристойный, а временами вдруг лиричный, Ювенала и его приятеля-бедолаги, который зарабатывает на жизнь близостью с гнусным и прижимистым, хотя и богатым извращенцем, а заодно исполняет его супружеские обязанности и делает его отцом.

Х сатира – пожалуй, наиболее риторическое произведение из всего, что написано Ювеналом. Основная тема (то, что человеческие влечения вредят самим же людям) объявлена в начале и иллюстрируется яркими примерами из истории. С.Джонсону принадлежит знаменитое переложение этой сатиры, которое он назвал О тщете человеческих желаний. В XI сатире Ювенал превозносит простую жизнь. Он порицает роскошь и приглашает друга Персика на незамысловатый обед, все припасы для которого найдутся тут же, в имении поэта и в его саду. XII сатира начинается с описания жертвоприношения по случаю возвращения друга, который насилу спасся от кораблекрушения. Чтобы отвлечь от себя подозрение в личной заинтересованности в этой дружбе, Ювенал упоминает, что у друга есть три сына, законных наследника. Завершается сатира описанием фантастических приношений богам. В XIII сатире Ювенал пытается утешить друга, которому не возвращают долг. Поэт иронизирует по поводу испорченности нравов и утверждает, что понесенный ущерб можно считать в этот ужасный век минимальным. XIV сатира показывает силу родительского примера: дети с легкостью усваивают все пороки, кроме корыстности, которой их надо учить специально. Наученные, они будут готовы ради корысти лгать и даже убивать. В XV сатире описано побоище между жителями двух городишек в южном Египте, в результате которого одного человека разорвали на куски и съели. Этим Ювенал доказывает, что жестокостью и безумием человек превосходит животных. От XVI сатиры остался отрывок, где излагаются преимущества, которыми пользуются военные в сравнении с штатскими: они могут безнаказанно их бить и ими помыкать, а когда необходимо обратиться к правосудию, к их услугам ускоренное судопроизводство.

В сатирах Ювенала перед нами предстает римское общество, прежде всего такое, каким оно было в его юности и ранней молодости. Хотя Ювенал писал в сравнительно благополучную эпоху Траяна и Адриана, им владеет едва ли не навязчивая страсть к куда более мрачным временам Нерона и Домициана. Ювенал наделен страстным поэтическим воображением. От прежних сатириков, Горация и Луцилия, его отличают пламенное негодование и постоянная склонность замечать мерзость и порок. Сильные стороны Ювенала – чеканный стиль и способность рисовать незабываемые сцены, его слабость – в хаотичности изложения и пустой риторике. Некоторые его меткие выражения, такие, как panem et circenses («хлеба и зрелищ»), mens sana in corpore sano («в здоровом теле здоровый дух»), знакомы всем и каждому. Впрочем, последнее чаще всего понимают неверно, как прославление телесного здоровья, в дополнение к которому как бы само собой является здоровье душевное. На самом же деле поэт говорит в конце X сатиры, что человеку следует просить богов лишь о даровании «здорового духа в здоровом теле».

Посмертная слава. Примерно в течение 250 лет после своей смерти Ювенал пребывал в забвении. Его сатиры приобрели популярность в 4 в., при общем оживлении интереса к языческой литературе. На протяжении всего следующего столетия он был едва ли не самым читаемым писателем в Италии, Галлии, Испании и Северной Африке. Сатиры Ювенала были заново открыты в 9 в., и он стал одним из «золотых поэтов» Средних веков. Особенно сильное влияние он оказал на английскую литературу. Без Ювенала немыслимы как бичующие интонации Попа, Гиббона и Свифта, так и сама манера их письма.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Сочинения:

Satirae, Hrsg. von U. Knoche, Munch., 1950;

В рус. пер. - Сатиры, М., 1888;

Сатиры, М.-Л., 1937.

Литература:

История римской литературы, под ред. Н. Ф. Дератани, М., 1954;

Highet G., Juvenal the satirist, Oxf., 1954.

Дуров В.С. Жанр сатиры в римской литературе. Л., 1987

Римская сатира. М., 1989

Ювенал. Сатиры. СПб, 1994

лат. Decimus Junius Juvenalis ; очень часто просто Ювенал

римский поэт-сатирик

ок. 60 - ок.127

Децим Ювенал

Краткая биография

– знаменитый римский поэт, прославившийся сатирами. О его биографии практически ничего неизвестно, даты рождения и смерти устанавливаются лишь ориентировочно. Существуют жизнеописания, написанные после его кончины, однако они не считаются источниками, заслуживающими полного доверия.

Ювенал был уроженцем Аквинума, расположенного неподалеку от Рима. Сочинения Ювенала дают основания считать его обладателем очень хорошего образования, что, в свою очередь, означает принадлежность к зажиточным слоям. Возможно, он являлся воспитанником или сыном состоятельного вольноотпущенника.

До зрелого возраста Ювенал занимался ораторским искусством, но не для того, чтобы извлечь из этого какую-то пользу, а просто по велению души. Какой-то период он занимал пост военного трибуна, был главным жрецом культа императора Веспасиана, который был обожествлен. Также он принимал деятельное участие в местном самоуправлении. Сочинительством поэт занялся только после 100 г., когда к власти пришел император Траян.

Существует легенда, согласно которой 80-летний Ювенал осмеял актера, который был фаворитом императора Домициана, и из-за этого оказался в ссылке в Южном Египте и там умер. По крайней мере, в некоторых деталях это предание противоречит действительности, т.к. Домициана убили в 96 г., а в это время поэт был еще сравнительно молодым человеком. Между тем Ювеналу действительно довелось побывать в этой стране, и упоминание о ней присутствует в 15-ой сатире. Считается, что скончался он в 127-130 гг.

Ювенал оставил после себя 16 сатир в 5 книгах, первая из которых увидела свет в промежутке между 100 и 115 гг. а последняя осталась незавершенной и была написана позднее 128 г., но раньше 131-132 гг. В своих сочинениях Ювенал обличает нравы римского общества эпохи Нерона и Домициана, смотрит на происходящее взглядом «маленького человека», и этот взгляд весьма пессимистичен. От преследования влиятельных лиц Ювенал обезопасил себя тем, что упоминал в сатирах лишь скончавшихся людей или же тех, кто не мог причинить ему существенного вреда.

Для нашего времени сатиры Ювенала представляют интерес как источник сведений о том, как был устроен быт римлян, какой была их семейная, частная жизнь. После смерти Ювенал оказался забыт; всплеск интереса к его творчеству возник на фоне популярности языческой литературы в IV в. Особенно его сочинениями восхищались в Средние века; заметное влияние они оказали на творческую манеру Свифта, Гиббона и других европейских авторов.

Биография из Википедии

Де́цим Ю́ний Ювена́л (лат. Decimus Iunius Iuvenalis), очень часто просто Ювена́л (ок. 60 - ок. 127) - римский поэт-сатирик.

Жизнь

Родился в юго-восточной части Лация в первые годы правления Нерона (около 55-56 г.). Судя по литературной деятельности Ювенала, можно предположить, что он получил отличное образование, а следовательно, скорее всего происходил из богатой семьи. Это подтверждает древняя биография поэта, по словам которой Ювенал был сыном или воспитанником богатого вольноотпущенника. Он долго («до середины жизни», то есть до 40-50 лет) упражнялся в ораторском искусстве, но не для заработка, а для собственного удовольствия; некоторое время был военным трибуном, имел у себя на родине сан главного жреца обожествлённого императора Веспасиана, а также занимал высокий пост в местном городском самоуправлении. Затем (если судить по туманным объяснениям в его жизнеописании) он впал в немилость у одного из императоров и был сослан за пределы Италии.

Свои сатиры Ювенал начал писать или публиковать только при императоре Траяне, после 100 года. 16 сатир поэта разделяются на 5 книг (1-5; 6; 7-9; 10-12; 13-16). Хронология выхода в свет книг достаточно неопределённа; приблизительные даты выхода их в свет таковы:

  • I-я книга - между 100-115 годами;
  • II-я - между 116-117 годами;
  • III-я - между 118-120 годами;
  • IV-я - между 121-127 годами;
  • V-я - после 128 г. но до 131-132 года.

Вероятно, на 131-132 годы приходится и смерть Ювенала.

Сочинения

По характеру произведения Ювенала можно разделить на две группы, вторая (начиная примерно с 10-й сатиры), по мнению знатока Ювенала Отто Яна, гораздо слабее:

«Первые сатиры написаны при самых живых впечатлениях от пережитой эпохи ужасов, полны ожесточённых и резких нападок против выдающихся и первенствующих лиц и дают яркую картину ближайшего прошлого. В последних сатирах этот огонь угасает всё больше и больше. Ярко вспыхнувшая ярость даёт место ворчливому благодушию; живое отношение к вещам и лицам отступает перед общими местами; всё более и более проявляется склонность к известным философским положениям, морализированию и вообще к широкому, расплывчатому изложению; мощно бьющий, даже пенящийся и бушующий горный ручей превращается в широкую и всё спокойнее текущую реку».

Эта разница дала повод немецкому учёному О. Риббеку, объявить чуть ли не половину сатир Ювенала произведениями более позднего времени («Der echte mid unechte J.», Лейпциг, 1859), однако эта гипотеза не получила дальнейшего развития.

В первой сатире Ювенал обосновывает своё выступление в качестве обличителя пороков современного ему общества и излагает своё мнение по поводу этих пороков: эта сатира является как бы программой для всех других. Поэт недоволен господствующим в литературе пристрастием к скучным и холодным мифологическим сюжетам и обращает внимание читателей на предоставляющее богатый материал для наблюдений римское общество, очерчивая беглыми, но меткими штрихами различные пороки, например, мужчины, выходящего замуж подобно женщине, грабителя-наместника, супруга-сводника собственной жены и т. д. Во 2-й сатире выставлены развратные лицемеры («…qui Curios simulant et Bacchanalia vivunt… »). Как жилось среди подобных развращённых личностей в целом в тогдашнем Риме, показывает 3-я сатира, наиболее удачная по живописанию тягостных условий существования в столице бедного и честного человека (этой сатире подражал Буало в сатирах I и VI). В 4-й сатире со злой иронией изображено заседание государственного совета во время Домициана, где обсуждается вопрос, как поступить с огромной рыбой, поднесённой рыбаком в дар императору.

Для общей характеристики Ювенала особенно важна его первая сатира. Поэт неоднократно повторяет, что наблюдая развращённость своего времени он не может не писать сатиры, и что если природа отказала ему в поэтическом гении, то стихи будет ему диктовать негодование (знаменитое «Si natura negat, facit indignatio versum» ). И в конце этой пламенной речи, к крайнему удивлению, мы читаем следующее заявление: «Попробую, что позволительно у нас говорить хоть о тех, чей прах уже зарыт на Фламиниевой или на Латинской дороге». Таким образом читатель предупреждён, что смелость сатирика не пойдет дальше принесения в жертву умерших. И, насколько мы можем судить, Ювенал остался верен этому положению: кроме мёртвых, он называет только таких лиц, которые ему не могут навредить, а именно осужденных и людей низкого звания. Странной должна показаться такая предосторожность у поэта, о котором думали прежде, будто он советовался только со своим мужеством; но такая воздержанность понятна в те ужасные времена, и поэту простительно было обезопасить себя против жестоких фантазий государей и неизбежной мстительности сильных людей; вместе с тем следует признать и то, что Ювенал не имел приписываемого ему обычно характера, и сатиры его не отличаются геройством. Если сатира Ювенала касается только прошлого, то и негодование поэта не есть внезапный гнев, вызванный созерцанием общественного упадка: Ювенал передает только свои воспоминания, далеко не так красочно, как они имели бы в современном им рассказе. Отсюда потребность украсить свой рассказ, придать ему искусственный колорит. Тут на помощь Ювеналу-поэту является Ювенал-ритор, который недаром долго занимался декламацией. Благодаря этим привычкам декламатора в сатирах часто замечается преувеличение и пафос, внешним выражением чего служит масса исполненных негодования и изумления вопросов, возгласы, остроумные изречения - особенности речи, которые подчас делают стиль Ювенала запутанным и тёмным. Затем следует вспомнить, что Ювенал начал писать сатиры уже перешагнув за середину своей жизни, испытав множество разочарований. Такой человек легко склонен всё рассматривать в мрачном свете, быть пессимистом. Знаменитая сатира против пороков женщин, очевидно, вылилась у человека, немало пострадавшего от слабого и прекрасного пола. Точно так же в 3-й и 7-й сатирах проглядывает облик молодого провинциала, который с самыми радужными надеждами стремился в столицу, мечтая найти там скорую славу и сопряженное с ней богатство, но грезы эти скоро разлетелись в пух и прах. Пессимизмом Ювенала объясняют ещё одну сторону его произведений: он охотно копается в грязи, и в галерее его образов есть много таких картин, которые должны быть завешены для обыкновенного читателя.

Сказанное до сих пор относится к отрицательным сторонам поэзии Ювенала. Переходя к её достоинствам, отметим, прежде всего, что ритор не заглушил в Ювенале моралиста и гражданина. Сатиры его исполнены патриотических чувств. Это был человек действительно нравственный, с возвышенно-идеальным взглядом на жизнь. Он искренне стремился помочь своим согражданам, и если иногда преувеличивал их пороки, то только радея об их пользе. О другой положительной стороне поэзии Ювенала граф А. В. Олсуфьев отзывается так: «в сатирах Ювенала, этого реалиста древнего мира, как в фотографической камере, отпечаталась вся окружавшая его римская жизнь, изображенная им в целом ряде законченных до мельчайших подробностей бытовых картин, прямо с натуры схваченных портретов, психологических, тонко разработанных очерков отдельных типов и характеров, реалистически верных снимков со всей окружающей его среды, от дворца кесаря до лачуги в Субуре, от уборной знатной матроны до клети в лупанарии, от пышной приемной чванливого адвоката до дымной школы бедняка-грамматика; Ювенал собрал всё это разнообразие силой своего таланта в одно художественное целое, в котором, как в зеркале, отражается весь древний мир, насколько он был виден поэту». Ювенал важен для изучения частного, семейного, внутреннего быта древних, о котором до нас дошли весьма скудные сведения. Его сатиры ревностно читались не только в древности, но и в Средние века, когда нравился его возвышенный и вдохновенный тон; многие называли его тогда ethicus , а один поэт писал, что Ювеналу верят больше, чем пророкам («Magis credunt Juvenali, quam doctrinae prophetali» ). Существует множество древних толкований поэта (так называемых схолий), начиная от IV столетия и кончая поздним Средневековьем.

Переводы

Saturae , 1535

  • В серии «Loeb classical library» сатиры Ювенала и Персия изданы под № 91.
  • Издание в серии «Collection Budé»: Juvénal . Satires. Texte établi et traduit par P. de Labriolle et F. Villeneuve. 224 p.

Русские переводы

  • Д. Юния Ювенала сатиры. / Пер. А. Фета. М.: 1885. 245 стр.
  • Сатиры Д. Юния Ювенала . / Пер. А. Адольфа. М.: 1888. 504 стр.
  • Ювенал . Сатиры. / Пер. Д. С. Недовича и Ф. А. Петровского, вступ. ст. А. И. Белецкого. М.-Л., Academia. 1937. 158 стр. 5300 экз.
    • переиздания: (частично) Римская сатира. М., 1957.
    • Римская сатира. М., 1989. С. 241-340, с комм. А. И. Солопова на с. 501-542;
    • со статьей В. С. Дурова. (Серия «Античная библиотека») СПб.: Алетейя. 1994. 220 стр.
Категории:

Интересное на сайте

Поделиться: