Где используется и что такое эпифора: конкретные примеры. Что такое эпифора? Примеры эпифоры из художественной литературы Для чего используется эпифора

Эпифора [греч. epiphora – повторение, добавление] – стилистическая фигура, противоположная анафоре: одинаковая концовка нескольких подряд идущих предложений.

Повторение в конце отрезка речи одного и того же слова (лексическая эпифора), формы слова (грамматическая эпифора) или синонимичного слова (семантическая эпифора). Лексическая эпифора употребляется сравнительно редко. ("Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики", Н. В. Гоголь); остальные – довольно часто ("под трубами повити, под шеломы възлелеяны, конец копия въскръмлени...", "Слово о полку Игореве"). В стихах грамматическая эпифора дает простую рифму, а лексическая – редкую "тавтологическую рифму" .

Пример лексической эпифоры из стихотворения А.С.Пушкина "Храни меня, мой талисман":

Пример эпифоры в отрывке из поэмы Р.Рождественского "Реквием":

* Тавтологическая рифма – повторение в конце стихотворных строк в известном порядке одного и того же слова или нескольких одинаковых слов, заменяющих собой рифмы и тем самым определяющих строфическое строение стиха.
Все мое, сказало злато ;
Все мое, сказал булат .
Все куплю, сказало злато ;
Все возьму, сказал булат .
(А. Пушкин)

В переводе с греческого эпифора - это «повторение, прибавление, напор». повтора одних и тех же звуков на концах смежных слов в строках можно ярко продемонстрировать простой рифмой. Это - грамматическая эпифора. Примеры её часто встречаются в детских стихах:

На балконе дружно жили

Мак, нарцисс. Они дружили.

Иногда с целью подчеркивания важности какого-то одного слова или словосочетания его повторяют в конце строфы или строк, образуя так называемую тавтологическую рифму. Это - лексическая эпифора. Примеры - стихи:

Моему сыночку на восемнадцатилетие

Самый милый, любимый, родной,

Мой зайчонок, Ежулька-лапуля!

Он забавный, такой смешной -

Моя крошечка, мой сынуля!

И Ежулькой давно не зову я -

Головою - под потолок!

Стал Ежищей вихрастый сынуля…

Скоро взрослым уж станет совсем…

И не скажет, как прежде: «Мамуля!»

Но - придёт навестить, и я всем

Его гордо представлю: «Сынуля!»

Очень часто используется риторическая эпифора. Примеры этого приёма можно встретить в песнях, особенно часто - в русских народных. Детская песенка про двух гусей прекрасно демонстрирует его своими незабвенными строчками: «Один - серый, другой - белый, два весёлых гуся», а также стихи Юлии Друниной «Ты рядом».

Часто в поэзии употребляют повтор первого четверостишия в заключении. Иногда они слегка отличаются, чаще - повторяются дословно. Это также риторическая эпифора. Примеры- стихи той же Ю. Друниной «Есть время любить».

Начинаются они со слов: «Есть время любить, есть - писать о любви», а в конце эти строки повторяются с небольшим изменением: вместо слова «писать» автор использует глагол «читать».

Часто в прозе авторы хотят подчеркнуть значимость какого-то одного момента, эпизода, предмета. Тогда художник слова использует повтор эпизода или одной какой-то фразы, отрывка. Примеры эпифоры представлены в данной миниатюре.

«Баркарола» Чайковского

О чём поёт ей «Баркарола»? О море, о любви, о надежде, о горе… Она сама будто растворяется в музыке, переживая всё заново… Уже в который раз…

Нарастающий шум приближающейся волны, негромкий удар воды о берег и тихое шуршание обратного бега… И вот уже новая волна начинает набирать силу, накатывает на берег!

Море - большое, тёплое, ласковое. И на берегу они вдвоём с Максом - таким родным, таким любимым… И волны… Волны?! Они же предупреждали о несчастье! Они хотели сказать, что… но не умели говорить понятнее!

Обратный путь. Макс за рулём. Насвистывает весёлую мелодию. Вот он нажал на тормоза и опустил голову на сложенные на руле руки. Всё…

Она вдруг догадалась, что произошло непоправимое, закричала, стала поворачивать к себе его лицо! Потом ей стало понятно, что это - всё.

И разом для неё исчезли все звуки, словно уши заложило ватой. Она ничего не понимала, только всё слышала снова и снова нарастающий шум приближающейся волны… Негромкий удар воды о берег… Тихое шуршание обратного бега…

Она закончила игру. Опустила на колени руки. Встала перед притихшим, словно пустым залом. Молча поклонилась в пустоту и тишину. И вдруг…

Зал взорвался аплодисментами! А она стояла перед ним, маленькая, потерянная, с мокрыми дорожками слёз на щеках. И ничего не слышала…

А в ушах всё не смолкал нарастающий шум приближающейся волны, негромкий удар воды о берег и тихое шуршание обратного бега… И на берегу они… Вдвоём… С Максом… Таким родным, таким любимым!

Что такое эпифора?

    Эпифора (или риторика)-это фигура письменной или устной речи, которая содержит повторение нескольких одинаковых слов в предложении или в стихотворной строфе. Эпифора, чаще всего используется в художественных произведениях, в поэзии для придания более яркой стилистической окраски произведению.

    Марина Цветаева ГОРОД ГАММЕЛЬН 1925 год

    Эпифора - это риторическая фигура, которая выражается в единоокончании. У смежных, соседних предложений (в обычном тексте, а также в стихах) при этом одинаковое окончание, причем это может быть одно слово или несколько. Цель эпифоры - добавить тексту выразительности, эмоциональности, заострить на чем-либо особое внимание. Чаще всего эпифора применяется в поэзии.

    Примером служит, например, отрывок из стихотворения Александра Блока:

    Как видно, в конце строк повторяется словосочетание в тихом доме, что и олицетворяет собой эпифору.

    Противоположность эпифоры - анафора (это повторение не в конце, а в начале предложения).

    Если переводить с греческого, то epiphora означает Принесение, прибавление. В основном эпифора используется в поэзии. Она встречается в произведениях, таких выдающихся писателей как: Н.В. Гоголь, А.С Пушкин, А. Гладков. В качестве примера приведу вам отрывок из поэмы Мертвые души:

    Н. В. Гоголь. Мртвые души

    Сама эпифора - стилистический прим, который основывается на повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков.

    Для усиления образности речи и создания большего впечатления на читателя в литературе используется художниками слова стилистическая фигура - эпифора , что в переводе с греческого буквально означает повторение. Суть этого художественного приема состоит в намеренном повторе отдельных слов, фраз или речевых конструкций в конце фразы . Читаем у Сергея Есенина:

    Или в другом стихотворении поэт повторяет:

  • Эпифора. Примеры

    Эпифора это стилистическая фигура речи. Эпифора представляет собой повторение одних и тех же или однотипных элементов в конце каждого параллельного ряда.

    Вот пример из стихотворения Расула Гамзатова О Родине

    Здесь вы можете увидеть повторение О Родине, только о Родине. Это и есть эпифора, которую еще называют единоконечие .

  • Эпифора в переводе с греческого epiphora означает: добавление, повторение.

    Эпифора - литературный термин. Стилистический прием, который состоит в повторении одних и тех же звуков и звуковых сочетаний с словах или в конце сочетаний близко расположенных друг к другу или смежных ритмических рядов: строф, стихов и т.д. Простым языком говоря, это антистрофа - повторение конечных частей (слов, звуков, грамматических форм) смежных отрезков речи (например, фраз или строк).

    Антоним слова эпифора - анафора.

    Пример эпифоры можем наблюдать у Николая Васильевича Гоголя: ...фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков....

    Эпифора - это риторическая фигура, которая заключается в повторении слов или словосочетаний в конце предложения. Довольно часто эпифора используется в поэзии, еще чаще в фольклоре. У эпифоры есть противоположный литературный прием - анафора. Вот несколько примеров эпифоры из художественной литературы:

    Эпифора (риторика) -повторение, стилистическая фигура, противоположная анафоре:повторение конечных частей(звуков,слов,грамматических форм)смежных отрезков речи(строк, фраз). Вид эпифоры-рифма. Очень часто эпифора используется в фольклоре. Пример лексической эпифоры из стихотворения А.С.Пушкина Храни меня мой талисман.

    Когда подымет океан

    Вокруг меня вали ревучи,

    Когда грозою грянут тучи,

    Храни меня, мой талисман.

    В уединенье чуждых стран,

    На лоне скучного покоя,

    В тревоге пламенного боя

    Храни меня, мой талисман

Заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. Нередко эпифора используется в поэтической речи (очень часто - в фольклоре) в виде одинаковых или аналогичных окончаний строф (пример - стихотворная пьеса Александра Гладкова «Давным-давно» и одноимённая песня из кинофильма «Гусарская баллада»).

Противоположностью эпифоры является анафора .

Примеры

И самой справедливостью является тот закон времени, чтобы оно пожирало своих детей, – так проповедовало безумие.

Нравственно все распределено по праву и наказанию. Ах, где же избавление от потока вещей и от наказания «существованием»? Так проповедовало безумие.

Может ли существовать избавление, если существует вечное право? Ах, недвижен камень «было»: вечными должны быть все наказания. Так проповедовало безумие

Меня зовут юнцом безусым,
Мне это, право, всё равно.
Зато не величают трусом…
Давным-давно… Давным-давно…

Иной усищи крутит яро,
Бутылкам всем глядится в дно,
Но сам лишь копия гусара…
Давным-давно… Давным-давно…

Иной клянётся страстью пылкой,
Но, коли выпито вино,
Вся страсть его на дне бутылки…
Давным-давно… Давным-давно…

Влюблённым море по колено,
Я с ними в этом заодно,
Но караулит всех измена…
Давным-давно… Давным-давно…

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эпифора (риторика)" в других словарях:

    Эпифора: В Викисловаре есть статья «эпифора» Эпифора (риторика) риторическая фигура. Эпифора (литература) стилистическая фигура повторения окончаний смежных стихов или фраз (или единоокончание). Эпифора (медицина) заболевание системы… … Википедия

    Эпифора - (от греч. epiphora добавка; другой вариант этимологии: от греч. epi после + phoros несущий) фигура слова, входящая в группу фигур прибавления. Э. это тождество, или повтор слова, группы слов, речевых конструкций в конце нескольких предложений,… … Педагогическое речеведение

    У этого термина существуют и другие значения, см. Фигура. Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Тавтология. Тавтология (от др. греч. ταυτολογία: ταυτο «то же самое» и от λόγος мысль, причина или речь) риторическая фигура, представляющая собой необоснованное повтор … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Амплификация. Амплификация (лат. amplificatio расширение) стилистическая фигура, представляющая собой ряд повторяющихся речевых конструкций или отдельных слов. Амплификация… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гипербола. Гипербола (из др. греч. ὑπερβολή «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Инверсия. Инверсия филологический термин, относящийся к фигурам речи, происходит от латинского слова inversio переворачивание, перестановка изменение прямого порядка слов или… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Климакс. Климакс (от др. греч. κλῖμαξ «приставная лестница») фигура речи, состоящая в таком расположении частей высказывания, относящихся к одному предмету, что каждая последующая… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Параллелизм. Параллелизм (др. греч. παραλληλισμος расположение рядом, соположение) риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ретардация. Ретардация (от лат. retardatio замедление) литературно художественный приём: задержка развития действия включением в текст внефабульных элементов лирических… … Википедия

Русский язык, являясь богатейшим кладезем возможностей применения разнообразнейших стилистических фигур, предлагает истинным ценителям шанс попрактиковаться в применении одной или нескольких в рамках небольшой статьи. Попробуем рассмотреть такой интересный элемент, как эпифора. Примеры из литературы также обязательно разберем, чтобы понять, как это явление языка можно использовать во благо себе и окружающим.

Определение

Начнем с главного - дадим определение. Эпифора - это стилистическая фигура, заключающаяся в том, что в конце смежных отрезков речи используются одинаковые слова или их сочетания. Простейшие примеры эпифоры можно встретить в первую очередь в поэзии.

Поэтические зарисовки

Очевидно, само рифмование может стать таковым, когда строчки какого-нибудь детского стишка заканчиваются одинаковыми слогами. Таким образом, мы получаем частный случай эпифоры. И чтобы не ходить далеко, вот небольшой шедевр подобного стихосложения:

Зорок взгляд совиный,
Видит след звериный.
Тонок слух совиный,
Слышит писк мышиный.

Конечно, примеры эпифоры могут быть намного сложнее, и мы рассмотрим один такой в исполнении Марины Цветаевой.

Лес не тот!
Куст не тот!
Дрозд не тот!

Вот она - явная эпифора.

Примеры прозаические

Однако не только творцы поэтического умонастроения грешны использованием этой фигуры. В прозе сплошь и рядом встречаются отголоски необычной ритмики, привносимой в язык использованием такого интересного явления, как эпифора. Примеры встречаются даже у таких серьезных, казалось бы, людей, как Ницше. Что далеко ходить, вспомним знаменитого Заратустру и его каленым железом повторяемое «так проповедовало безумие».

Или взять гоголевские фестончики, тоже представляющие собой яркий экземпляр этой стилистической фигуры. Словом, примеры эпифоры попадаются в литературных источниках с завидной периодичностью.

Анафора

Начав разговор об эпифоре, не следует забывать и о ее противоположности, о таком замечательном явлении языка, как анафора. Опять же не забудем дать определение употребляемому термину. Анафора — это стилистическая фигура, заключающаяся в том, что повторение звуков, слов или их сочетаний теперь приходится на начало ритмических элементов. Конечно же, обычно это строки стихотворных произведений. То есть опять же поэзия является наиболее частой мишенью для использования данной структуры усиления ритмики, однако попадаются случаи применения в прозе.

Чтобы не отставать от начала статьи, рассмотрим примеры и для анафоры. И в качестве подопытного возьмем Фета с его весенней радостью. Напомним:

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света...

Яркий пример так называемой лексической анафоры.

В мире стилистических фигур оба элемента являются ярким примером антиподов. И анафора, и эпифора, примеры которых мы галопом по Европам рассмотрели в рамках этой небольшой статьи, являются важнейшими элементами любого языка, склонного к обогащению за счет использования стилистических фигур. Русский, конечно же, не является исключением и предлагает свой великолепный инструментарий для движения в означенном направлении.

Применение эпифоры

Настало время разобраться, как сие богатство можно применять в обычной жизни. Конечно, если читатель лишь понаслышке знаком с писательским ремеслом, а уж тем более со складыванием слов в вирши, то ему едва ли просто будет справиться с подобной задачей практического использования стилистических фигур вроде анафоры или эпифоры. Однако не следует забывать о том, что наше обыденное общение состоит из обмена идеями, складывающимися из все тех же слов. А что можно делать со словами, кроме как складывать их в предложения?

Поэтому явным и самым простым применением любых стилистических фигур является, конечно же, обогащение культуры речи человека, пользующегося этими элементами. А значит, примеры эпифоры и анафоры, а также их использования в обыденной речи являются вполне приемлемыми с точки зрения выбора в качестве предмета рассмотрения в неспециальном труде на тему подобной статьи.

Заключение

Подытожить все вышесказанное хотелось бы пожеланием для дорогого читателя знать не только теоретическую подоплеку и таким образом понимать, что, вообще, происходит в его родном языке, но и действительно применять различные инструменты обогащения его речи за счет использования стилистических фигур и не только. Поскольку запас этого добра по-настоящему поражает даже самое буйное воображение.

Ведь если задаться целью хотя бы просто разобраться только в фигурах и тропах, представляющих невероятный инструментарий возможностей работы, можно не только пополнить свой словарный запас и эрудицию, но и дать мощный толчок к пониманию действительного богатства и могущества родного и великого, так скудно используемого русского языка.

Поделиться: