Методика изучения самооценки подростков г н казанцевой. Методика изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой. Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

«Диагностика уровня самооценки личности»

Цель: диагностику уровня самооценки личности.

Описание методики: Методика предложена Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника.

Инструкция: Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от – 10 до +1. Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.

«Шкала явной тревожности CMAS»

Цель: диагностика тревожности.

Описание методики: Шкала была разработана американскими психологами A.Castaneda, В.R.McCandless, D.S.Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж.Тейлор (J.A.Taylor, 1953), предназначенной для взрослых. Для детского варианта шкалы было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.

В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М.Прихожан. По данным авторов и пользователей, детский вариант шкалы доказывает достаточно высокую клиническую валидность и продуктивность ее применения для широкого круга профессиональных задач.

Инструкция: На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: верно и неверно. В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, поставь галочку в колонке Верно, если нет – в колонке Неверно. Не думай над ответом долго. Если не можешь решить, верно, или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще. Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа (т. е. подчеркивать оба варианта). Не пропускай предложения, отвечай на все подряд.

1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только «верно» или только «неверно»). Как уже отмечалось, в CMAS диагностика всех симптомов тревожности подразумевает только утвердительный ответ («верно»), что создает при обработке трудности, связанные с возможным смешением показателей тревожности и склонности к стереотипии, которая встречается у младших школьников. Для проверки следует использовать контрольную шкалу «социальной желательности», предполагающую оба варианта ответа. В случае выявления левосторонней (все ответы «верно») или правосторонней (все ответы «неверно») тенденции полученный результат следует рассматривать как сомнительный. Его следует тщательно проконтролировать с помощью независимых методов.

Люди очень редко работают в изоляции от других. Это может происходить только в тех исключительных случаях, когда работник выполняет строго индивидуальное задание, контролируемое только высшим руководством организации, когда он автономно к.

Во Франции при лечении детей с различными формами афазии широко используется метод семиофонии, когда ребенка помещают в среду различных шумов и звуков (Beller I., 1973). Пациента помещают в изолированное, звуконепроницаемое помещение с ми.

Игра создает новую модель мира, приемлемую для ее участников. В рамках этой модели задается новая воображаемая ситуация, изменяются семантические смыслы предметов и действий, часто спрессовывается время, до краев наполняясь интеллектуальн.

Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.)

Инструкция испытуемому : «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (–), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

  1. У меня отсутствует уверенность в себе.
  2. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  3. Временами я чувствую себя никому не нужным.
  4. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  5. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  6. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
  7. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
  8. Мне чаще везет, чем не везет.
  9. Обработка результатов . Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10.

    Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.

    Результат от –3 до +3 о средней самооценке.

    Инструкция . Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответа. Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.

    Текст опросника

    1. Я все делаю хорошо (любое дело).
    2. В любом деле я считаю себя правым.
    3. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
    4. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
    5. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

    Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.

    Бланк протокола к методике «Самооценка личности старшеклассника»

    Тест на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное. Методика Будасси исследования Я-концепции.

    Тест Будасси С.А. на самооценку позволяет провести исследование самооценки личности, измеряемое количественно. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

    Психодиагностика самосознания, самоотношения, самооценки направлена на изучение и оценку представления о себе. “Я-концепция”, которая есть сумма “Я-реального” и “Я-идеального”, важный фактор формирования, выбора того или иного типа поведения человека. Которое во многом определяет направление его деятельности, поступки, совершаемые во всех сферах жизни, при контактах с людьми.

    Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют значительную часть его представлений о себе — его «Я-концепцию». Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится причиной его перманентного самоотношения. Не все реально постигаемое в себе самом и не все в самоотношении ясно осознанно. Некоторые аспекты «Я-образа» оказываются ускользающими от сознания, неосознанными, бессознательными. Данный тест позволяет их выявить.

    Тест на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное. Методика Будасси исследования Я-концепции:

    Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее “мой идеал”) в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.

    Из двадцати отобранных свойств личности Вам необходимо построить эталонный ряд d 1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними — наименее желательные, отрицательные (20-й ранг — наиболее привлекательное качество, 19-й — менее и т. д. вплоть до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды.

    Из отобранных Вами ранее свойств личности постройте субъективный ряд d 2 , в котором расположите данные свойства по мере убывания их выраженности у Вас лично (20-й ранг — качество, присущее Вам в наибольшей степени, 19-й — качество, характерное для Вас несколько меньше, чем первое, и т. д.). Результат занесите в протокол исследования.

    Цель обработки результатов — определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления “Я идеальное” и “Я реальное”. Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d 1 — d 2 по каждому качеству и занести полученный результат в колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возвести в квадрат (d 1 — d 2) 2 и записать результат в колонке d 2 . Подсчитайте общую сумму квадратов разности рангов? d 2 и внесите ее в формулу

    r = l — 0,00075 x ? d 2 ,

    где r — коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности).

    Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в интервале от -1 до + 1. Если полученный коэффициент составляет не менее -0,37 и не более +0,37 (при уровне достоверности равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низкие показатели означают нечеткое представление человеком о своем идеальном Я и Я реальном. Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 — свидетельство наличия значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при г от +0,39 до +0,89, как тенденция к завышению. Значения же от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от -0,38 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между Я идеальным и Я реальным (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к -1, тем больше степень несоответствия.

    В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между «Я идеальным» и «Я реальным». Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении.

    Процесс самооценивания может происходить двумя путями:

    1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и

    2) путем сравнения себя с другими людьми.

    Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

    Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную положительную самооценку можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая или заниженная самооценка, наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

    В процессе формирования Самооценки важную роль играет сопоставление образов реального Я и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек «малоэффективно» преодолевает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

    Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.

    Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки, используя для этого таблицу.

    Индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки

    Диагностика ассертивности и самооценки личности

    Инструкция. На предложенные ниже утверждения необходимо дать ответы по пятибалльной системе. Для этого на листе ответов рядом с номером утверждения укажите свой ответ от одного до 4-х баллов.

    1 .Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

    2. Я постоянно чувствую свою ответственность по работе.

    З. Я беспокоюсь о своем будущем.

    Многие мне завидуют.

    Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

    6.Я боюсь выглядеть глупцом.

    Внешний вид других куда лучше, чем мой.

    Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

    Я часто допускаю ошибки.

    Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.

    Я избегаю задевать чувства других людей, даже если меня оскорбили.

    Я предпочитаю выполнять письменные работы, чем пройти через собеседование.

    Я стесняюсь возвращать товары, если обнаруживаю на них дефект.

    Моя жизнь бесполезна.

    Многие неправильного мнения обо мне.

    Люди не очень то интересуются моими достижениями.

    Я легко смущаюсь.

    Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

    Я не чувствую себя в безопасности.

    Во многих ситуациях я волнуюсь понапрасну.

    24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди. 25. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

    Я чувствую себя скованным.

    Я уверен, что люди переносят жизненные сложности легче, чем я.

    28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

    Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

    Как жаль, что я не очень общителен.

    Мне трудно отказать человеку в его просьбе (сказать «нет»).

    Я не решаюсь назначать свидания и принимать приглашения на свидание из-за своей застенчивости.

    1. Подсчитывается общее количество баллов. 2. Определяется степень ассертивности (уверенности) и самооценки личности: 0-25 баллов — наличие достаточной уверенности в своих действиях; 26-45 баллов — средний уровень; 46 баллов и выше — низкий уровень самооценки и неуверенность в себе (переживание по поводу критических замечаний в свой адрес, сомнение по поводу правильности своих действий). Следует обратить внимание и на сферу жизнедеятельности, в которой Вы испытываете неуверенность в себе.

    Опросник профессиональных установок (и.М. Кондакова)

    Инструкция. Прочитайте предложенные ниже высказы­вания. Если вы с ними согласны, то в бланке ответов обведите тот номер вопроса, с которым вы согласны. Если вы не согласны с высказыванием, то в бланке ответов ничего отме­чать не надо. Время диагностики не ограничено.

    Я слишком плохо знаю мир профессий.

    Выбор профессии не должен делаться под влиянием эмо­ций.

    От многого сейчас ценного я могу отказаться ради перс­пективных профессиональных целей.

    Если на моем профессиональном пути возникнут проб­лемы, то никак не из-за недостатка у меня ума.

    Я с большим вниманием прислушиваюсь к каждому сове­ту о моем профессиональном выборе.

    В профессиональном выборе я чувствую беспомощность, и мне нужна чья-либо поддержка и помощь.

    Уже сейчас мне стоит предпринимать конкретные шаги к выбору будущей профессии, а не ограничиваться лишь обдумыванием положения.

    Я отличаюсь от других, поэтому и моя профессия будет особенной.

    Нет сомнений, когда я выберу профессию, приложу все силы, чтобы стать первоклассным специалистом.

    Мои требования к профессии такие же обычные, как и у моих сверстников.

    В выборе профессии мне крайне не хватает собственной решительности.

    Считаю, что мне необходим такой план, который позво­лит мне выбрать профессию абсолютно верно.

    Я в состоянии многое в себе менять, чтобы соответство­вать будущей профессии.

    В будущей профессии я обязательно найду применение всем своим качествам.

    Я чувствую себя значительно уверенней, когда знаю, что мой профессиональный выбор волнует и других.

    Совершенно не знаю, какими критериями мне руко­водствоваться в выборе профессии

    Описания различных профессий имеют чаще всего не очень объективный характер.

    Полагаю, что мне обязательно должна достаться не про­сто хорошая профессия, а такая, которая позволит проя­виться моей индивидуальности.

    У меня достаточно способностей, чтобы стать очень хо­рошим специалистом.

    Мне кажется, что обычно не создается условий, чтобы че­ловек работал с полной отдачей.

    Совершенно не знаю, с чего начать свой профессиональ­ный путь.

    Даже если профессия уже выбрана, стоит еще и еще раз подумать на эту тему.

    Для меня очень желательно как можно скорее приобре­сти социальную независимость.

    Нет сомнений, что в моём профессиональном становлении мне будут сопутствовать счастье и удача.

    В выборе профессии я слишком поддаюсь внешним влияниям, советам, примерам.

    Временами я ругаю себя за излишнюю нерешительность в выборе профессии.

    Для меня очень важно найти человека, который передал бы мне секреты профессионального мастерства.

    Я чувствую эмоциональный подъем при мысли о возмож­ностях, которые откроет передо мной моя будущая про­фессия.

    Препятствия на моем профессиональном пути я обяза­тельно преодолею, даже отказываясь при этом от чего-то личного.

    Я совсем не тороплюсь любой ценой приобрести пози­цию взрослого.

    Из-за моего невезения мне может не повезти и с выбором профессии.

    Я не доверяю внешней привлекательности профессий.

    В выборе профессии я полагаюсь в первую очередь на ин­туицию.

    Мой профессиональный выбор будет окончательным и навсегда.

    Я. вероятно, уступлю, если меня слишком настойчиво бу­дут убеждать выбрать ту или иную профессию.

    У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональ­ное будущее.

    Я не очень доверяю чувствам в выборе профессии.

    Главное в моей будущей профессии - добиться личных достижений.

    В будущей профессии мне хотелось бы делать что-нибудь исключительное.

    В любом случае, если есть возможность учиться дальше, не следует торопиться идти работать.

    Анализ и обработка результатов

    Обработка результатов осуществляется по пяти шкалам: F1. F2, F3, F4, F5. За каждый выбранный ответ засчитывается 1 балл, сумма баллов записывается в соответствующем столбце.

    Максимальное количество баллов, которое можно на­брать - 8.

    Интерпретация результатов осуществляется по каждой шкале отдельно.

    F1 - нерешительность в профессиональном выборе. Проявляется в неу­веренности, отсутствии четких представлений и критериев, касаю­щихся профессионального развития, плохой информированности о мире профессий. Низкие значения по этой шкале свидетельствуют о решительности и уверенности в профессиональном выборе.

    F2 - рационализм профессионального выбора. Основательность, ра­ционализм, рассудочность, готовность действовать по плану по­сле обстоятельных рассуждений, неимпульсивность. Противопо­ложный полюс этого фактора можно рассматривать как показа­тель импульсивности и неосновательности.

    F3 - оптимизм в отношении профессионального будущего. Связан с идеализацией, юношеским максимализмом, чувством избранности, с ощущением, что абсолютно все проблемы могут быть разрешены. Противоположный полюс - реализм профессионального полюса.

    F4 - самооценка. Высокие результаты по этой шкале свидетельствуют о завышенной самооценке, вере в свои силы и способности, чрезмерном доверии своему субъективному впечатлению, упор­стве и готовности к преодолению трудностей. Низкие значения этого фактора могут свидетельствовать о заниженной самооценке и наличии неудачного опыта решения жизненных задач.

    F5 - зависимость в профессиональном выборе. Высокие показатели но этой шкале свидетельствуют о несамостоятельности, податливо­сти, зависимости от других, социальной незрелости. Низкие пока­затели отражают независимость в профессиональном выборе.

    Интерпретация заключается в соотнесении результатов по отдельным факторам друге другом, а также с другими до­ступными данными и получении на этой основе целостного представления о структуре профессиональных установок подростка.

    Методика изучения отношения к учебным предметам Казанцевой

    Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые

    А. Любимые __________________________________________________________

    Б. Нелюбимые ________________________________________________________

    Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету.

    Люблю предмет потому, что : Не люблю предмет потому что :

    1. Данный предмет интересен

    2. Нравится, как преподает учитель

    3. Предмет нужно знать всем

    4. Предмет нужен для будущей работы

    5. Предмет легко усваивается

    6. Предмет заставляет думать

    7. Предмет считается выгодным

    8. Требует наблюдательности, сообразительности

    9. Предмет требует терпения

    10. Предмет занимательный

    11. Товарищи интересуются этим предметом

    12. Интересны отдельные факты

    13. Родители считают этот предмет важным

    14: Хорошие отношения с учителем

    15. Учитель часто хвалит

    16. Учитель интересно объясняет

    удовольствие при его изучении

    18. Знания по предмету необходимы для поступления в институт

    19. Предмет помогает развивать общую культуру

    20. Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире

    21. Просто интересно

    1. Данный предмет не интересен

    2. Не нравится, как преподает учитель

    3. Предмет не нужно знать всем

    4. Предмет не нужен для будущей работы

    5. Предмет трудно усваивается

    6. Предмет не заставляет думать

    7. Предмет не считается выгодным

    8. Не требует наблюдательности, сообразительности

    9. Предмет не требует терпения

    10. Предмет не занимательный

    11. Товарищи не интересуются этим предметом

    12. Интересны только отдельные факты

    13. Родители не считают этот предмет важным

    14. Плохие отношения с учителем

    15. Учитель редко хвалит

    16. Учитель неинтересно объясняет

    17. Не получаю удовольствия при его изучении

    18. Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт

    19. Предмет не способствует развитию общей культуры

    20. Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире

    21. Просто неинтересно

    Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответ­ствующий этому вопросу ответ или допиши недостающий.

    2. Хочу стать грамотным.

    3. Хочу быть полезным гражданином.

    4. Не хочу подводить свой класс.

    5. Хочу быть умным и эрудированным.

    6. Хочу добиться полных и глубоких знаний.

    7. Хочу научиться самостоятельно работать.

    8. Все учатся и я тоже.

    9. Родители заставляют.

    10. Нравится получать хорошие оценки.

    11. Чтоб похвалил учитель.

    12. Чтобы товарищи со мной дружили.

    13. Для расширения умственного кругозора.

    14. Классный руководитель заставляет.

    15. Хочу учиться.

    Изучение отношения к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой)

    Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, второй - причин предпочтительного отношения к ним, третий – для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие моти­вы преобладают (мировоззренческие, общественные, прак­тически значимые, личностные и др.), на основе чего делает­ся соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.

    3. Изучение общей самооценки (г.Н. Казанцева, 1996)

    «Вам будут зачитаны некоторые положения. Нужно записать номер положения и против него - один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

    Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

    Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

    Со мной большинство ребят советуются (считаются).

    4. У меня отсутствует уверенность в себе.

    5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

    6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

    7. Я все делаю хорошо (любое дело).

    8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

    9. В любом деле я считаю себя правым.

    10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

    11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение,

    12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

    Меня мало беспокоят возможные неудачи.

    Мне кажется, что успешному выполнению мною поручений или дел мешают различные препятствия, которые не преодолеть.

    Я редко жалею о том, что уже сделал.

    16 Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

    Я думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

    Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

    Мне чаще везет, чем не везет.

    В жизни я всегда чего-то боюсь.

    Подсчитывается количество согласий (ответы «да») под нечетными номерами, затем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.

    Результат от -10 до -4 предположительно свидетельствует о низкой общей самооценке; от -3 до +3 - о средней самооценке; от +4 до +10 - о высокой самооценке.

    4. Анкета на выявление волевых качеств личности

    1. Делаете ли вы по утрам зарядку?

    а) регулярно занимаюсь утром зарядкой;

    б) время от времени занимаюсь;

    2. Отстаиваете ли вы свое правильное мнение перед товарищами и взрослыми, которые ошибаются?

    а) всегда отстаиваю:

    б) иногда пробую отстаивать, но не всегда это удастся:

    в) не пытаюсь отстаивать.

    3. Умеете ли вы владеть своими чувствами (преодолевать растерянность, страх и т.п.)?

    а) в любой ситуации:

    б) не всегда, в зависимости от ситуации:

    4. На собраниях вы смело высказываете свое мнение, критикуете недостатки своих товарищей?

    а) всегда, если есть свое мнение;

    б) иногда решаюсь высказать;

    5. Бывают ли, что неудачные попытки при решении задачи, разучивании упражнения и т.п. мобилизуют вас на достижение поставленной цели?

    а) всегда мобилизуют;

    б) иногда заставляю себя решить;

    в) практически никогда.

    6. В какой мере сформированы у вас основные бытовые навыки (уборка постели, поддерживание порядка в комнате, соблюдение основных требований к внешнему виду)?

    а) в основном сформированы достаточно устойчиво: регулярно убираю постель, поддерживаю порядок в комнате, аккуратен в одежде;

    б) сформированы, но недостаточно устойчиво;

    в) не сформированы.

    7. Способны ли вы сами без внешнего принуждения организовать свое время?

    б) делаю это нерегулярно:

    в) практически никогда этого не делаю.

    8. Можете ли вы без напоминания сесть за приготовление домашних заданий?

    а) практически всегда;

    б) только иногда:

    9. Способны ли вы длительно (в течение нескольких недель или даже месяцев) заниматься каким-либо делом?

    б) способен лишь в редких случаях;

    10. Проявляется ли у вас интерес к самовоспитанию?

    а) достаточно отчетливо проявляется;

    б) проявляется, но от случая к случаю;

    в) не проявляется.

    11. Если проявляется интерес к самовоспитанию, то в какой мере он носит действенный характер?

    а) регулярно предпринимаю попытки самовоспитания;

    б) попытки самовоспитания предпринимаю от случая к случаю;

    в) никаких попыток не предпринимаю.

    12. Имеется ли у вас какая-либо программа по самовоспитанию?

    б) определенной программы нет, но есть некоторые наметки;

    в) никакой программы нет.

    13. Свойственна ли вам привычка доводить свои дела до конца?

    б) не все дела довожу до конца;

    в) очень редко довожу дело до конца.

    14. Плакируете ли вы свободное время (особенно на воскресенье, каникулы) или действуете как придется?

    а) чаще всего планирую;

    б) планирую иногда:

    в) практически никогда не планирую.

    15. Умеете ли сдерживать свои чувства?

    а) в основном умею;

    б) иногда не сдерживаюсь;

    в) как правило, не сдерживаюсь.

    16.Умеете ли вы серьезно и ответственно выполнять задание, которое са ми считаете важным?

    а) Как правило, умею;

    б) не всегда умею;

    17. Пытаетесь ли вы определить для себя серьезную жизненную цель (выбор профессии, овладение важными трудовыми навыками)?

    б) пытаюсь, но только от случая к случаю:

    18. Если вы имеете какую-либо серьезную цель, делаете ли что-нибудь для ее осуществления?

    б) делаю очень мало;

    в) ничего не делаю.

    Подсчитайте, сколько раз ваш ответ соответствовал вариантам а, б, в:

    Сумма полученных баллов а + б + в = . характеризует выраженность волевых черт характера. При этом а = 2 балла, б = 1 балл, в = 0.

    Если вы набрали: более 30 баллов — уровень развития волевых качеств очень высокий; 25-30 — высокий; 20-24 — средний; 10-19 — низкий; менее 10 — волевые качества не получили развития.

№ п/п

Оцениваемые качества личности

Оценки по вербальной шкале

да

нет

иногда

не знаю

Хороший

Добрый

Умный

Аккуратный

Послушный

Внимательный

Вежливый

Умелый (способный)

Трудолюбивый

Честный

Методика «Лесенка» (младший школьный возраст).

Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Цель исследования : определение особенностей самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Материал и оборудование : нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

Процедура исследования : методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.

Интерпретация результата : в соответствии с особенностями выполнения задания определяется тип самооценки (завышенная, адекватная или заниженная).

Проведение теста :

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция :

«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?» После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Интерпретация результата:

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.

Способ выполнения задания

Тип самооценки

Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Неадекватно завышенная самооценка

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Завышенная самооценка

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. Адекватная самооценка

Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Заниженная самооценка

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Анализ результатов :

Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребёнок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребёнок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведёт. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребёнком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребёнку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые - папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищённости, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребёнка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку.

Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования

(опросник Казанцевой Г.Н.)

(средний школьный возраст)

Инструкция испытуемому: «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (–), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

Текст опросника

  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
  2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
  3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  4. У меня отсутствует уверенность в себе.
  5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
  7. Я все делаю хорошо (любое дело).
  8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  9. В любом деле я считаю себя правым.
  10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
  12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
  13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
  14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
  15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
  16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
  17. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
  18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
  19. Мне чаще везет, чем не везет.
  20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10.

Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от –3 до +3 о средней самооценке.

Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.

Методика «Самооценка личности старшеклассника» (старший школьный возраст).

Инструкция. Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответа. Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.

Бланк протокола к методике «Самооценка личности старшеклассника»

№ п/п

Суждения

Очень часто (4)

Часто (3)

Иногда (2)

Редко (1)

Никогда (0)

Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня

Постоянно чувствую свою ответственность за работу

Я беспокоюсь о своем будущем

Многие меня ненавидят

Я обладаю меньшей инициативой, чем другие

Я беспокоюсь за свое психическое состояние

Я боюсь выглядеть глупцом

Внешний вид других куда лучше, чем мой

Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми

Я часто допускаю ошибки

как жаль, что я не умею правильно говорить с людьми

Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе

Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще

Я слишком скромен

Моя жизнь бесполезна

У многих неправильное мнение обо мне

Люди ждут от меня очень многого

Люди не особенно интересуются моими достижениями

Я слегка смущаюсь

Я чувствую, что многие не понимают меня

Я не чувствую себя в безопасности

Я часто волнуюсь и напрасно

Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже находятся люди

Я чувствую себя скованным

Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной

Я уверен, что люди почти все воспринимают легче, чем я

Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность

Меня волнует мысль о том, как относятся ко мне люди

Как жаль, что я не так общителен

В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте

Я думаю о том, чего ждет от меня общественность

Проведение исследования

Тест-опросник включает 32 суждения. По ним возможны пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по следующей схеме:

очень часто – 4 балла;

часто – 3 балла;

иногда – 2 балла;

редко – 1 балл;

никогда – 0 баллов.

Тест используется как индивидуально, так и в группе.

Обработка и интерпретация результатов

0-25 баллов – высокий уровень самооценки;

26-45 баллов – средний уровень самооценки;

46-128 баллов – низкий уровень самооценки.

  • При высоком уровне самооценки человек оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.
  • При среднем он редко страдает от «комплекса неполноценности» и время от времени старается подладиться под мнения других.
  • При низком уровне самооценки человек болезненно переносит критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности»

Тест «Самооценка» (для взрослых).

Вариант 1

Инструкция: Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

Этап 1

Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.

Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их - каждый решает сам.

Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств - и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств :

Межличностные отношения, общение.

Вежливость - соблюдение правил приличия, учтивость.

Заботливость - мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.

Искренность - выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.

Коллективизм - способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.

Отзывчивость - готовность отозваться на чужие нужды.

Радушие - сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.

Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.

Тактичность - чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.

Терпимость - умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам.

Чуткость - отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.

Доброжелательность - желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.

Приветливость - способность выражать чувство личной приязни.

Обаятельность - способность очаровывать, притягивать к себе.

Общительность - способность легко входить в общение.

Обязательность - верность слову, долгу, обещанию.

Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.

Откровенность - открытость, доступность для людей.

Справедливость - объективная оценка людей в соответствии с истиной.

Совместимость - умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.

Требовательность - строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

Поведение.

Активность - проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.

Гордость - чувство собственного достоинства.

Добродушие - мягкость характера, расположение к людям.

Порядочность - честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.

Смелость - способность принимать и осуществлять свои решения без страха.

Твердость - умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.

Уверенность - вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.

Честность - прямота, искренность в отношениях и поступках.

Энергичность - решительность, активность поступков и действий.

Энтузиазм - сильное воодушевление, душевный подъем.

Добросовестность - честное выполнение своих обязанностей.

Инициативность - стремление к новым формам деятельности.

Интеллигентность - высокая культура, образованность, эрудиция.

Настойчивость - упорство в достижении целей.

Решительность - непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.

Принципиальность - умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.

Самокритичность - стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.

Самостоятельность - способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.

Уравновешенность-ровный, спокойный характер, поведение.

Целеустремленность - наличие ясной цели, стремление ее достичь.

Деятельность.

Вдумчивость - глубокое проникновение в суть дела.

Деловитость - знание дела, предприимчивость, толковость.

Мастерство - высокое искусство в какой-либо области.

Понятливость - умение понять смысл, сообразительность.

Скорость - стремительность поступков и действий быстрота.

Собранность - сосредоточенность, подтянутость.

Точность - умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.

Трудолюбие - любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.

Увлеченность - умение целиком отдаваться какому-либо делу.

Усидчивость - усердие в том, что требует длительного времени и терпения.

Аккуратность - соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.

Внимательность - сосредоточенность на выполняемой деятельности.

Дальновидность - прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.

Дисциплинированность - привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.

Исполнительность - старательность, хорошее исполнение заданий.

Любознательность - пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.

Находчивость - способность быстро находить выход из затруднительных положений.

Последовательность - умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.

Работоспособность - способность много и продуктивно работать.

Скрупулезность - точность до мелочей, особая тщательность.

Переживания, чувства.

Бодрость - ощущение полноты сил, деятельности, энергии.

Бесстрашие - отсутствие страха, храбрость.

Веселость - беззаботно-радостное состояние.

Душевность - искреннее дружелюбие, расположенность к людям.

Милосердие - готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.

Нежность - проявление любви, ласки.

Свободолюбие - любовь и стремление к свободе, независимости.

Сердечность - задушевность, искренность в отношениях.

Страстность - способность целиком отдаваться увлечению.

Стыдливость - способность испытывать чувство стыда.

Взволнованность- мера переживания, душевное беспокойство.

Восторженность - большой подъем чувств, восторг, восхищение.

Жалостливость - склонность к чувству жалости, состраданию.

Жизнерадостность - постоянство чувства радости, отсутствие уныния.

Любвеобильность - способность сильно и многих любить.

Оптимистичность - жизнерадостное мироощущение, вера в успех.

Сдержанность - способность удержать себя от проявления чувств.

Удовлетворенность - ощущение удовольствия от исполнения желаний.

Хладнокровность - способность сохранять спокойствие и выдержку.

Чувствительность - легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

Этап II

Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.

Обработка.

1. Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).

2. Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И), а затем вычислите их процентное отношение:

Результаты сопоставьте с оценочной шкалой.

Вариант 2

Инструкция: Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности: аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правдивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, нахальство.

В столбик «идеал» под номером (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях, под номером 2 - то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажите то качество - недостаток - из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, идеальных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете простить, а какие-то - нет), под номером 14 - тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 - самое отвратительное, с вашей точки зрения, качество людей.

В столбик 2 «Я» под (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток), под номером 2 - то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами - те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.

Обработка.

Подсчитываем по формуле

Дi = (Ri1 - Ri2),

Где Ri1 (номер) - ранг 1-го качества в 1-м столбике; Ri2 - ранг 1-го качества во 2-м столбике; Дi- разность рангов 1-го качества в столбцах. Возводим Д в квадрат. Подсчитаем все Дi, возведенные в квадрат, их должно быть 20. Предположим, что первое слово в столбце 1 - ум (Ri1 = 1), а в столбце 2 это слово находится на пятом месте, т. е. Ri2 = 5, тогда по формуле вычисляем (1 - 5) = -4, возводим в квадрат = 16, и так далее для всех n слов по порядку (n - количество анализируемых качеств, n = 20).

Затем полученные (Дi, в квадрате) складываем, умножаем на 6, делим произведение на (n х n х n - n) = (20 х 20 х 20 - 20)= = 7 980 и, наконец, от 1 отнимаем частное, т. е. находим коэффициент ранговой корреляции:

Полученный коэффициент ранговой корреляции сравниваем с психодиагностической шкалой.

Психодиагностическая шкала

Уровни самооценки

Неадекватно низкий

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Неадекватно высокий

Вариант 1

Мужчины

0-10

11-34

35-45

46-54

55-63

64-66

Женщины

0-15

16-37

38-46

47-56

57-65

66-68

Вариант 2

(-0,2)-0

0-0,2

0,21-0,3

0,31-0,5

0,51-0,65

0,66-0,8

свыше 0,8

Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека - потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний.

В 1 варианте методики самооценки содержатся четыре блока качеств, каждый из которых отражает один из уровней активности личности. Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной .

  • При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки «высокий уровень» и «вышесреднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию).
  • Но самооценка может быть и неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной.
  • На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным - чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы - как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности. Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это - следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние - аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел - увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.
  • Самооценка может быть и заниженной т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Выше упоминалось об аффекте неадекватности. Это психическое состояние возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку, К сожалению, это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходимость изменить ее, т. е. вплотную заняться само управлением. Это не самый лучший способ поведения, и слабость подобной позиции обнаруживается незамедлительно или спустя некоторое время. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности - это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно - коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений. Психологическая защита годится как прием, как средство решения простейшей задачи, но не подходит для продвижения к главным, стратегическим целям, рассчитанным на всю жизнь.

Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников по работе, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.

Данные методики позволяют решить еще несколько исследовательских и практических задач. Вот некоторые из них:

  1. Существует несколько форм активности человека: общение, поведение, деятельность, переживания. Личность можно рассматривать и как субъект самоуправления. Поскольку одновременное осуществление всех этих форм активности затруднительно, то личность проявляет интерес к одной-двум сферам своей жизни. Действительно, каждый наблюдал людей, которые живут «в мире людей», «в замкнутом мире», «в мире дел» и «в мире чувств». Естественным будет предположить, что при выполнении методики люди выбирают больше качеств в той сфере, которая их больше интересует. Это и позволяет узнать, в какой области лежат их интересы, их предпочтения. С этой целью нужно подсчитать, сколько было выписано «идеальных» качеств по каждому из четырех блоков и сравнить между собой полученные числа. Ведущим будет тот уровень активности человека, где больше всего собрано «идеальных» и «реальных» качеств, а также их процентное отношение.
  2. Можно получить представление о ценностных ориентирах какой-либо группы, отличающейся от других по возрасту, полу, профессии; для этого нужно подсчитать, сколько человек выбрало то или иное качество и с каким рангом значимости. Если это число перевести в проценты, то открывается интересная возможность сравнивать между собой группы по предпочтению свойств личности, по степени важности для нее отдельных свойств. Ранжирование этих свойств по количеству людей, выбравших это свойство, показывает, какое место принадлежит ему в целостной системе представлений о личности.
  3. Можно получить представление о том, чем отличается каждый конкретный человек от других людей по своим ценностным ориентирам. Для этого нужно создать усредненный «портрет» ценностных ориентации группы, в которую он входит. Затем нужен качественный анализ выбранных им качеств и тех свойств личности, которые чаще всего встречаются в группе в целом. Так, на фоне групповых предпочтений удается выявить индивидуальные особенности.

Используемая литература:

  1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
  2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого- Педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.: ил. – (Подготовка детей к школе).

Интернет-ресурсы

  1. http://psylist.net/praktikum/00351.htm
  2. http://psylist.net/praktikum/ocenka.htm

Инструкция испытуемому : «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (–), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

Текст опросника
  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
  2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
  3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  4. У меня отсутствует уверенность в себе.
  5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
  7. Я все делаю хорошо (любое дело).
  8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  9. В любом деле я считаю себя правым.
  10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
  12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
  13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
  14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
  15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
  16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
  17. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
  18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
  19. Мне чаще везет, чем не везет.
  20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов . Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10.

Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от –3 до +3 о средней самооценке.

Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.

Инструкция . Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответа. Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.

Тест-опросник включает 32 суждения. По ним возможны пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по следующей схеме:

Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)

Инструкция испытуемому : «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (–), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

Текст опросника

  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
  2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
  3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  4. У меня отсутствует уверенность в себе.
  5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
  7. Я все делаю хорошо (любое дело).
  8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  9. В любом деле я считаю себя правым.
  10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
  12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
  13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
  14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
  15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
  16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
  17. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
  18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
  19. Мне чаще везет, чем не везет.
  20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов . Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10.

Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от –3 до +3 о средней самооценке.

Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.

Инструкция . Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответа. Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.

Бланк протокола к методике «Самооценка личности старшеклассника»

№ п/п

Суждения

Очень часто
(4)

Часто
(3)

Иногда
(2)

Редко
(1)

Никогда
(0)

Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня

Постоянно чувствую свою ответственность за работу

Я беспокоюсь о своем будущем

Многие меня ненавидят

Я обладаю меньшей инициативой, чем другие

Я беспокоюсь за свое психическое состояние

Я боюсь выглядеть глупцом

Внешний вид других куда лучше, чем мой

Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми

Я часто допускаю ошибки

как жаль, что я не умею правильно говорить с людьми

Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе

Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще

Я слишком скромен

Моя жизнь бесполезна

У многих неправильное мнение обо мне

Люди ждут от меня очень многого

Люди не особенно интересуются моими достижениями

Я слегка смущаюсь

Я чувствую, что многие не понимают меня

Я не чувствую себя в безопасности

Я часто волнуюсь и напрасно

Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже находятся люди

Я чувствую себя скованным

Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной

Я уверен, что люди почти все воспринимают легче, чем я

Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность

Меня волнует мысль о том, как относятся ко мне люди

Как жаль, что я не так общителен

В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте

Я думаю о том, чего ждет от меня общественность

Проведение исследования

Тест-опросник включает 32 суждения. По ним возможны пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по следующей схеме:

  1. очень часто – 4 балла;
  2. часто – 3 балла;
  3. иногда – 2 балла;
  4. редко – 1 балл;
  5. никогда – 0 баллов.

Тест используется как индивидуально, так и в группе.

Обработка и интерпретация результатов

  1. 0-25 баллов – высокий уровень самооценки;
  2. 26-45 баллов – средний уровень самооценки;
  3. 46-128 баллов – низкий уровень самооценки.

При высоком уровне самооценки человек оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

При среднем он редко страдает от «комплекса неполноценности» и время от времени старается подладиться под мнения других.

При низком уровне самооценки человек болезненно переносит критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».


Инструкция испытуемому : «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (–), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

Текст опросника

  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
  2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
  3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  4. У меня отсутствует уверенность в себе.
  5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
  7. Я все делаю хорошо (любое дело).
  8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  9. В любом деле я считаю себя правым.
  10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
  12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
  13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
  14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
  15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
  16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
  17. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
  18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
  19. Мне чаще везет, чем не везет.
  20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов . Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10.

Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от –3 до +3 о средней самооценке.

Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.

Инструкция . Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответа. Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.

Тест-опросник включает 32 суждения. По ним возможны пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по следующей схеме:

  • очень часто – 4 балла;
  • часто – 3 балла;
  • иногда – 2 балла;
  • редко – 1 балл;
  • никогда – 0 баллов.

Тест используется как индивидуально, так и в группе.

Обработка и интерпретация результатов

  • 0-25 баллов – высокий уровень самооценки;
  • 26-45 баллов – средний уровень самооценки;
  • 46-128 баллов – низкий уровень самооценки.

При высоком уровне самооценки человек оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

Поделиться: