Цель беседы осенняя пора очей очарованье. Урок «Унылая пора! Очей очарованье! Игра “Найди себе пару“

Разделы: Литература

Участники – учащиеся 5-11-х классов.

Цели урока: Способствовать формированию у учащихся интереса к литературе как учебному предмету. Развивать у учащихся навыки выразительного чтения. Содействовать эстетическому воспитанию школьников. Знакомство с творчеством поэтов - Увельчан.

Оформление: Зал празднично украшен. Презентация к музыкальным композициям.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, колонки, аудиозапись музыкальных произведений.

Звучит фонограмма П.И.Чайковского “Времена года”.

Ведущие выходят парами.

Ведущий 1: У Константина Паустовского есть такие слова: “Если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что одной жизни мало, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей российской природы. Любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране”.

Ведущий 2:

Топи да болота.
Синий плат небес,
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз,
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слушают ракиты
Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

Ведущий 1: Федор Тютчев писал, что природа - не слепок, не бездушный лик. У нее есть свой язык. Очень важно, чтобы каждый человек научился понимать его. Тогда жизнь станет неизмеримо богаче и интереснее.

Ведущий 2. Наш поэтический конкурс мы посвящаем удивительно прекрасному времени года – осени. Сегодня прозвучат замечательные стихи об осени не только классиков русской литературы, но и наших земляков, поэтов - жителей Увельского района.

Ведущий 1. Оценивать выступления ребят мы пригласили уважаемых людей нашего села:___________

(Звучит песня “У природы нет плохой погоды”, муз. Андрея Петрова. Презент. №1)

1-й ведущий. Величава золотая осень. Чист и прозрачен воздух. Широк и просторен мир.

Слава тебе, поднебесный
Радостный краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой.
С рощей играет багряной,
С россыпью ягод в сенях.
Словно бы праздник нагрянул
На златогривых конях!

Ведущий 2. Стихотворение Марии Ивановны Трениной, жительницы посёлка Увельский “Осень, моя осень” читает уч. 5-го класса_______ Прилож. №5

2-й ведущий. Яркими красками украшает мир художница осень! Осень - самое красивое время года, хотя от нее порой и веет нежной грустью и печалью.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде.
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь...

(Ф.Тютчев “Осень”)

1-й ведущий. На фоне музыки:

Фея осень нарядила ясень и клены в желтое, осинки в красное платье, разрумянила их, как спелые яблоки, березкам вплела золото в кудри, а могучий дуб словно заковала в медную броню.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют.
А между кленами синеет
То там, то здесь в листве сквозной.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

2-й ведущий. Кружась в воздухе, падают пожелтевшие листья: этот спускается парашютиком, тот - мотыльком. Начался листопад. Листья падали и падали, косо ложась на сырую землю и создавая мягкий ковер. Хорошо идти, шурша листьями, вдыхая пряный воздух. Тишина, умиротворенность и в природе, и на душе...

Мария Ивановна Тренина “Осень” читает уч. 6 кл._______________________ Прилож. №5

Ведущий 1:

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Внешнюю леса красу.
С холоду щеки горят.
Любо в лесу мне бежать.
Слышать, как сучья трещат.
Листья ногой загребать.

Звучит песня “Желтые листья”, сл. И.Шеферана, муз. Р.Паулса. Презент.№2

Ведущий 2 . Короткая, но дивная пора - “бабье лето”, дни возврата тепла, солнечной погоды. “Весь день стоит как бы хрустальный” - эти слова Федора Тютчева относятся именно к этой поре.

Валентина Меркеева. Красногорск “Обращение к осени”. Читает уч. 8 кл.______________________________Прилож. №5

2-й ведущий. Закапал осенний дождь. Как по струнам гитары прошелся он по кронам деревьев. И задрожали цветные листья, приосанились умытые деревья, как будто заговорили меж собой.

Все потому, что жить умеем дружно,
Земле мы платим золотой листвой.
Гармония. Как это людям нужно!
Осенний лист, я понял шепот твой.

1-й ведущий. Мне кажется, есть две осени. Одна - радостная и пышная, богатая урожаем, другая - невидная собой: идет по лоскутьям преющей листвы под тихий плач дождя. Первую любят за щедрость, с какой она оделяет нас своим богатством, а вторую, печальную, - не очень.

Еще и солнце радуется.
И синий воздух чист.
Но падает и падает
С деревьев мертвый лист.

Леонтий Пронин. Посёлок Берёзовка “Осенние мотивы” читает уч. 11 класса________________________________________________ Прилож. №5

2-й ведущий. Поздняя осень - это время переживания чего-то торжественного и величавого. Это чувство кроется в надежде на то, что свет солнца нескончаем, что увядание природы - это лишь условие ее постоянного обновления, молодости, силы, здоровья.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало….

1-й ведущий. А кто-нибудь видел осеннее звездное небо? Звезды яркие, крупные и близкие. Кажется, протяни руку - и дотронешься.

Ты посмотри, какая в мире тишь,
Ночь обложила небо звездной данью,
В такие вот часы встаешь и говоришь
Векам, истории и мирозданью.

(В. Маяковский).

Валентина Меркеева “До свиданья, осень!” читает уч. 10 кл.______________________________Прилож. №5

2-й ведущий. Печален русский лес в эту пору, он притих и насупился, тишину нарушает лишь бормотание тетерева. А вот и певчий дрозд откликнулся, просвистел и оборвал свою песню. На опушке послышались прощальные голоса других птиц.

1-й ведущий. Но лес хорош даже и теперь. Нет солнца, но нет и тени, в мягком воздухе разлит осенний запах. Туман застыл над полями, сквозь обнаженные бурые сучья деревьев белеет неподвижное небо. Кое-где на липах висят еще золотые листья. Земля упруга под ногами. Спокойно дышит грудь, а на душе - странная легкая тревога... Вся жизнь развертывается в памяти легко и быстро как свиток, и ничто этому не мешает - ни тебе ветра, ни шума.

2-й ведущий.

Унылая пора!
Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

Звучит песня на сл. Сергея Есенина “Отговорила роща золотая”. Презент. №3

2-й ведущий. Осень - именно то время года, которое может сообщить человеку особенный прилив творческих сил. Так думали Пушкин, Тютчев. Пришвин. Многие русские писатели и художники пытались отобразить очарование осени. Признанным мастером русского пейзажа был Кайсарова Алла Владимировна 238-196-244

Исаак Левитан. Его наследие - около ста осенних пейзажей.

1-й ведущий. А вот для тружеников сельской нивы осень - это праздник урожая. Закончена страда, полны закрома и амбары: пора отдохнуть человеку и природе. В эти дни в поле завязывали последний сноп (пучок пшеничных колосьев), а в середину клали душистую краюшку свежего хлеба.

2 ведущий. Парни и девушки со смехом украшали сноп бусами и листьями, наряжали его в сарафан, иногда привешивали звонкие колокольчики, а потом все вместе с песнями шли в село. Молодежь пела да приговаривала:

Хлебушко, расти,
Времечко, лети,
До новой весны,
До нового лета.
До нового хлеба.

В старину в эти дни начинали играть и свадьбы, водить хороводы. Свахи и музыканты трудились не покладая рук. От шумного веселья, смеха, шуток и розыгрышей звенело в ушах.

Ведущий: Сергей Пронин. Посёлок Берёзовский “Осень” чит. Уч. 7 кл.__________ Прилож. №5

Ведущий. 1. Закончен наш поэтический конкурс. И пока жюри подводит итоги, мы предлагаем вам принять участие в конкурсе загадок.

1. За семьей семья в сосенках,
Малышата в клейких пленках.
Сжались в желтые комочки,
Словно маленькие кочки. (Маслята)

2. Без рук, без ног, а в подворотню лезет.
(Ветер)

3. Дождлива, да сыта. (Осень)

4. Над водой стоит с красной бородой. (Калина)

5. Он на толстой ножке белой,
В яркой шляпке загорелой,
Кто в лесу его найдет.

Тот от радости поет. (Белый гриб)

6. Он меж зелени желтеет.
Имя “хитрое” имеет.
Хоть и не кусается,
Странно называется. (Лисичка)

7. Сидит - зеленеет, падает - желтеет,
лежит - чернеет. (Лист)

8. Пустые поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)

Ведущий 2. Ребята, я предлагаю вам вспомнить главные приметы осени и сезонной непогоды? Например: Дым стелется - к непогоде.

  • Дым столбом - к морозу и солнцу.
  • Лягушки квакают - к дождю.
  • Муравьи прячутся в муравейник и закрывают входы - к дождю.
  • Комары гудят, вьются тучами - к теплому дождю.
  • В бабье лето ненастные дни - осень будет сухая.
  • Осенью тихая вода - хорошая зима, шумная - будут морозы, метели.
  • Если журавли полетят на Покров - жди мороза (14 октября Православная церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы).
  • Ведущий 1. Осенью отмечают именины:

    Маргарита - по-русски значит жемчужина (это древнеримское имя), Мария - госпожа (древнееврейское имя), Максим - величайший (древнеримское имя), Михаил - подобный Богу (древнееврейское имя), Николай - побеждающий народы (древнегреческое имя).

    Эти имена пришли к нам вместе с христианской верой более тысячи лет назад. В старину, когда крестили ребенка, смотрели в святцы; какого святого сегодня праздник? Прочтут имя (бывает и несколько десятков) и выберут себе по нраву, например св. Симеона: “Ну что ж, и быть тебе Симеоном!”.

    Ведущий 2. Слово жюри. Подведение итогов. Награждение победителей и всех участников.

    2-й ведущий.

    Осень дивная! Осень славная!
    Спасибо тебе за дни погожие!
    Спасибо за листопад веселый!
    За красоту лесов и полей - спасибо!

    1-й ведущий. Пройдет еще немного времени, и земля покроется белым снегом, переоденется на зимний лад.

    2-й ведущий.

    Снежные пушинки
    Падают с небес.
    В кружева оделся
    Молчаливый лес.
    Солнце из-за тучи
    Ласково глядит.
    И земля в алмазах
    На ветру блестит,
    Зеленеют ели
    В белой бахроме.
    Видится им лето
    В величавом сне.

    Ведущий 1. Впереди у нас новые радости: катания на санках, лыжах, коньках и, конечно же, каникулы. Как говорится, в родном краю плохой погоды не бывает - всякая погода благодать.

    Песня: “У природы нет плохой погоды".

    Литература

    1. Журнал “Воспитание школьников” № 7 2009 г.
    2. Русская поэзия. Сборник стихотворений русских поэтов классиков. М. Детская лит-ра 1989 г.
    3. Интернет. http://yandex.ru/
    4. Сборник стихов Увельского литературного объединения “Я сердце своё не могу успокоить”. “Урал” 2000.
    5. Сборник произведений членов литературного объединения “Букет созвучий” “Прикосновение души”. Челябинск. Каменный пояс. 2009.

    Рауза Тахташева
    Беседа с детьми старшей группы «Унылая пора! Очей очарованье! …»

    Цель : закрепить представление детей о золотом периоде осени; формировать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных; развивать память, воображение, связную речь : воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.

    Материал : модели признаков осени, «Для чего дереву лист?» , репродукции картин, кроссворд для каждого ребёнка.

    Ход беседы

    Воспитатель : Ребята, сейчас я прочитаю вам красивое стихотворение, в вы скажите, о каком времени года идёт речь?

    (Чтение стихотворения А. С. Пушкина : «Унылая пора ! Очей очарованье )

    Дети : Об осени.

    Воспитатель : Правильно. А какое сейчас время года? Как вы догадались?

    Воспитатель : Стало очень холодно, деревья и кусты стоят голые, даже иногда выпадает снег. А как люди одевались в начале осени? Как одеваются сейчас? Почему люди носят с собой зонты? (Модели) .

    Каким был лес в начале осени? Как можно назвать тот период, когда все деревья и кусты окрашены в красные, жёлтые, оранжевые цвета? (Выслушивает и уточняет ответы детей) .

    Воспитатель : Да, такое время называют золотой осенью. Это самая красивая пора . Это время любят все, и взрослые, и дети. Композиторы пишут песни об осени, поэты – стихи, художники - картины.

    Воспитатель : А кто знает стихотворение об этой прекрасной поре?

    (Дети читают стихи)

    Воспитатель : Дети, помните, однажды мы гуляли с вами в парке, вдруг подул ветер и на нас полил золотой дождь. Мы все радовались, махали руками. Что за дождь это был? (Листопад) .

    Физкультминутка «Игра с листочками» .

    Воспитатель : Ребята, а какие породы деревьев особенно красивы осенью? (Читает стихотворение Е. Благининой «Лист качается узорный» , И. Бунина «Листопад» ).

    Воспитатель : Почему листья на деревьях желтеют и опадают? (Модели : долгота дня, осеннее солнце, «Для чего дереву листья?» )

    Воспитатель : Дети, люди любят осень ни только за ей красоту, а за что же ещё?

    (Ответы детей)

    Воспитатель : Осень очень щедра своими дарами : и огороды, и сады, и поля дарят нам много вкусного, полезного. Давайте вспомним, какие же дары даёт нам осень?.

    (Ответы детей с использованием моделей) .

    Воспитатель : Как сейчас выглядят поля и леса? Слышно ли в лесу пение птиц? Почему они улетели? (Игра «Птичка» )

    Воспитатель : У каждого времени года свой цвет. Какой любимый цвет у осени, мы узнаем, если решим кроссворд.

    (Решение кроссворда)

    Воспитатель : Ребята, мы узнали, что цвет у осени золотой. А. С. Пушкин очень любил осень, в это время года у него рождались красивые стихи.

    П. И Чайковский под впечатлением красоты золотой осени написал музыку на тему каждого осеннего месяца. Давайте послушаем с вами «Октябрь» .

    Детям предлагается пройти на выставку осеннего пейзажа (в раздевалке заранее развешены репродукции на тему осени) . Дети рассматривают картины, делятся впечатлениями, воспитатель называет названия картин, кто их нарисовал. Выясняет, какую бы картину хотели нарисовать дети, если бы были художниками.


    Беседа «Унылая пора! Очей очарованье!..»

    Цель:
    Закрепить представление детей о золотом периоде осени. Учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных. Развивать память детей, воображение, мышление. Активизировать словарный запас. Развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени.
    Материал
    : Репродукции картин, кроссворд для каждого ребенка, аудиозапись произведений П.И. Чайковского.
    Предварительная работа:
    Экскурсия в парк осенью. Беседы «Для чего дереву листья?», «Ледостав». Чтение произведений художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Листопадничек», А. Майков «Осень» (отрывок), А. Твардовский «Лес осенью». Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Золотая осень» и книжных иллюстраций с изображением осенних пейзажей. Пение песен, загадывание загадок, разучивание стихов. Рисование на тему «В осеннем парке». Стихотворение А. Пушкина «Осень» («Унылая пора! Очей очарованье!..»). Педагог обращает внимание детей на красоту поэтического выражения. Затем спрашивает, о каком времени года идет речь.) - Правильно, здесь говорится об осени. А какое сейчас время года? Как вы догадались? - Правильно, деревья сейчас стоят голые, стало очень холодно, даже иногда выпадает снег, люди одеваются тепло. А как одевались люди в начале осени? Почему? - Почему осенью люди часто надевают плащи и носят с собой зонты? - Каким был лес в начале осени? - Как называют такую пору осени, когда все деревья, кустарники, трава окрашены в желтые, красные, оранжевые тона? - Да, такое время называют золотой осенью. Это самая красивая пора осени. Это время любят и взрослые, и дети. Поэты пишут стихи об осени, композиторы - песни, художники - картины. (стихи об осени Е. Трутневой «Стало вдруг светлее...», А. Пушкина «Уж небо осенью дышало».) А кто из вас знает стихи об осени? (Дети читают). Вспомните, какую картину об осени мы недавно рассматривали? - Кто написал картину «Золотая осень»? Помните, дети, когда мы однажды гуляли в парке, вдруг подул ветер, и на нас полил желтый, золотой дождь. Мы все засмеялись от радости, запрыгали, замахали руками. Чему мы радовались? Что это был за дождь? (Листопад.)
    «Игра с листочками» (ритмопластика). - Какие породы деревьев особенно красивы осенью? (Читает стихотворение И. Бунина «Листопад», Е. Елагиной «Лист качается узорный...».) Почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают? (Модели: осеннее солнце, долгота дня, «Для чего дереву листья?») И поэты, и мы любим осень за ее красоту. Но люди любят осень не только за красоту. За что еще? Как вы думаете? - Верно. Осень щедра дарами: и лес, и сады, и огороды дарят людям много полезного, вкусного. Вспомните дары леса, сада, огорода. (Ответы детей.) А сейчас как выглядят поля, леса, сады, огороды? (Ответы детей.) Услышим ли мы в лесу пение птиц? Почему птицы улетели? Игра «Птичка». - У каждого времени года свой любимый цвет. Какой любимый цвет у осени мы узнаем, если решим кроссворд. (Решение кроссворда.) - Да, у осени любимый цвет золотой! А. С. Пушкин любил осень, в это время года у него создавалось особое поэтическое настроение и рождались красивые стихи. Вспомним еще раз его стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье!..». Как вы думаете, почему Александр Сергеевич так сказал про осень? Почему «Очей очарованье!»? А почему «Унылая пора»? (Ответы детей.) - Под впечатлением красоты золотой осени П. И. Чайковский написал музыку на тему каждого осеннего месяца. Давайте послушаем «Октябрь». Детям предлагается пройти на выставку осеннего пейзажа (репродукции на тему осени заранее размещены в группе). Дети рассматривают картины, делятся впечатлениями, педагог называет художников, названия картин. Выяснить у детей, какой осенний пейзаж они хотели бы изобразить, если бы были художниками, какими красками? Беседу можно закончить на выставке «Что нам осень подарила?» (поделки детей из природного материала, овощи, фрукты, хлеб и т.п.).

    Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Унылая пора очей очарованье!».

    Цели: 1.Закрепить знания детей об осени.

    2.Учить устанавливать связи между изменениями в неживой и живой природе.

    3 Активизировать словарь: листопад, золотая осень.

    4. Учить видеть поэтическую красоту осени.

    Предварительная работа: Беседы на тему «Осень». Рассматривание иллюстраций с изображением осенних пейзажей. Загадывание загадок, разучивание стихов, чтение художественной литературы по теме. Рисование.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент
    2. Основная часть.

    Воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина:

    Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса -

    Люблю я пышные природы увяданье,

    В багрец и в золото одетые леса…

    Вопрос: « О каком времени года идет речь?» Как вы догадались? (Ответы детей)

    Как вы думаете, почему Александр Сергеевич так сказал про осень? (Ответы детей).

    Каким лес был вначале осени? Как называется это время, когда все деревья, кустарники, трава окрашены в желтые, красные, оранжевые краски? (Золотая осень).

    Это время года любят и взрослые и дети. Поэты пишут стихи об осени, композиторы-песни, художники-картины. А кто из вас знает стихи об осени? (Дети читают стихи)

    Ребята, когда дует ветер, листья падают с деревьев на землю. Как называется дождь из листьев? (Листопад)

    III.Физкультминутка.

    Листья осенние тихо кружатся,

    Листья нам под ноги тихо ложатся.

    И под ногами шуршат, шелестят,

    Будто опять закружиться хотят.

    (Дети кружатся, расставив руки в стороны.

    Приседают.

    Движения руками влево-вправо.

    Снова кружатся на носочках.)

    Н. Нищева

    IV.Ребята, почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают? (Ответы детей).

    Но люди любят осень не только за красоту. Осень щедра дарами. Какими? (Ответы детей).

    А как сейчас выглядят поля, сады и огороды? (Ответы детей)

    Услышим ли мы в лесу пение птиц? Почему многие птицы улетают? (Ответы детей)

    V. Ребята, если бы вы были художниками, какими бы красками вы нарисовали осенний лес? Я предлагаю превратиться в художников и нарисовать осенний лес. (Дети рисуют осенний лес).

    VI. Подведение итогов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Поделку можно сделать вмести с детьми старшего дошкольного возраста 5-7лет (из салфеток), а также с детьми среднего, младшего возраста 4-5 (из бумаги). Поделка может быть как подарком и пособием...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

    Занятие 2. Беседа «Унылая пора! Очей Очарованье!...»

    Цели

    Закрепить представление детей о золотом периоде осени.

    Учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных.

    Развивать память детей, воображение, мышление.

    Активизировать словарный запас (заморозок, ледостав).

    Развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени.

    Материал

    Модели признаков осени, « Для чего дереву листья?», репродукции картин, кроссворд для каждого ребенка.

    Предварительная работа

    Экскурсия в парк осенью. Беседы «Для чего дереву листья?», «Ледостав». Чтение произведений художественной литературы : И. Соколов – Микитов «Листопадничек», А. Майков «Осень» (отрывок), А. Твардовский «Лес осенью». Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень» и книжных иллюстраций с изображением осенних пейзажей. Пение песен, загадывание загадок, разучивание стихов. Рисование на тему «В осеннем парке».

    Ход занятия

    Обращает внимание детей на красоту поэтического выражения. Затем спрашивает, о каком времени года идет речь.)

    П е д а г о г. Правильно, здесь говориться об осени. А какое сейчас время года? Как вы догадались? (Выслушивает и уточняет ответы детей.)

    П е д а г о г. Правильно, деревья сейчас стоят голые, стало очень холодно, даже иногда выпадает снег, люди одеваются тепло. А как одевались люди в начале осени? Почему?


    Почему осенью люди часто надевают плащи и носят с собой зонты? (Модели.)

    Каким был лес в начале осени?

    Как называют такую пору осени, когда все деревья, кустарники, трава окрашены в желтые, красные, оранжевые тона?

    Да, такое время называют золотой осенью. Это самая красивая пора осени. Это время любят и взрослые и дети. Поэты пишут стихи об осени, композитор – песни, художники – картины. (Читает стихи об осени Е. Трутневой «Стало вдруг светлее…», А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»).

    П е д а г о г. А кто из вас знает стихи об осени?

    (Дети читают стихи.)

    П е д а г о г. Вспомните какую картину об осени мы недавно рассматривали?

    (Ответы детей).

    П е д а г о г. Кто написал картину «Золотая осень»? Помните, дети, когда мы однажды гуляли в парке, вдруг подул ветер, и на нас полил желтый, золотой дождь. Мы все засмеялись от радости, запрыгали, замахали руками. Чему мы радовались? Что это был за дождь? (Листопад).

    2. Физкультминутка (свободное построение). Игра с листочками (ритмопластика).

    3. (За столами)

    П е д а г о г. Какие породы деревьев особенно красивы осенью? (Читает стихотворение И. Бунина «Листопад», Е. Елагиной «Лист качается узорный».) Почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают? (Модели осеннее солнце, долгота дня, «Для чего дереву листья?»).

    4. П е д а г о г. И поэты и мы любим осень за ее красоту. Но люди любят осень не только за красоту. За что еще? Как вы думаете?

    (Ответы детей.)

    П е д а г о г. Верно. Осень щедра дарами: и лес и сады, и огороды дарят людям много полезного, вкусного. Вспомните дары леса, сада, огорода.


    (Ответы детей и использованием моделей.)

    П е д а г о г. А сейчас как выглядят поля, леса, сады, огороды?

    (Ответы детей.)

    П е д а г о г. Услышим ли мы в лесу пение птиц? Почему птицы улетели? (Игра «Птичка»).

    5.П е д а г о г. У каждого времени года свой любимый цвет. Какой любимый цвет у осени мы узнаем, если решим кроссворд.

    (Решение кроссворда.)

    П е д а г о г. Да, у осени любимый цвет золотой! любил осень, в это время года у него создавалось особое поэтическое настроение и рождались красивые стихи. Вспомним еще аз его стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье!» Как вы думаете, почему Александр Сергеевич так сказал про осень? Почему «Очей очарованье!»? А почему «Унылая пора»?

    (Ответы детей).

    П е д а г о г. Под впечатлением красоты золотой осени написал музыку на тему каждого осеннего месяца. Давайте послушаем «Октябрь».

    6.Детям предлагается пройти на выставку осеннего пейзажа (репродукции на тему осени заранее вывешены в другом помещении: раздевалке, спальне и т. д.) Дети рассматривают картины, делятся впечатлениями, педагог называет художников, название картин. Выясняет у детей, какой осенний пейзаж они хотели бы изобразить, если бы были художниками. Как его изображали бы, какими красками?

    Занятие можно закончить на выставке «Что нам осень подарила?» (поделки детей из природного материала, овощи, фрукты, хлеб и т. д.)

    Кроссворд «Осень»

    1. Это явление неживой природы, при котором температура воздуха понижается ниже ноля градусов в теплое время года. Верная примета этого явления – лед на лужах. Чаще всего это бывает осенью и весной, очень - очень редко - редко летом. Что это? (Заморозок).

    2. Это явление природы чаще бывает осень. Летом его называют теплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. Что это? (Дождь)

    3. Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные узоры, а затем сбрасывают листву. Что это? (Листопад).

    4. Если ночью намного холоднее, чем днем, то водяной пар, соприкасаясь с холодными предметами, превращается в капельки воды. Что это? (Роса).

    5. Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую не прозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. Что это? (Туман).

    6. Осенью, когда все чаще стоят холодные дни, вдоль берегов рек на мелких местах образуется тонкий неподвижный лед-забереги. О начале какого периода жизни реки говорит появление заберегов? (Ледостав).

    7. Осенью птицы собираются улетать в теплые края. Они собираются в большие группы. Как называются эти группы птиц? (Стая)

    Поделиться: