Составление рассказа по ключевым словам. Коммуникативное упражнение "ключевые слова". Прием “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”
В списке не показаны особо часто встречающиеся слова типа "МНОГО", "БОЛЬШЕ", "БЫТЬ" и другие.
Несколько случайно найденных страниц
1. Макаров А. Г., Макарова С. Э.: Цветок–Татарник. В поисках автора "Тихого Дона". Часть вторая. II. Верхнедонское восстание 1919 г. Опыт восстановления первоначального текста. 2. Далекий-далекий месяц
Сайт: http://sholohov..
Часть текста: соединяющие воедино самые различные элементы повествования. Один из ярких и показательных примеров такого рода дают нам несколько эпизодов, в которых мы встречаем попытку автора соотнести земные события с явлениями астральными. Итак, лето 1919-го года. Фронт ушел куда-то на Север, а в мелеховском курене новая трагедия: умирает Наталья. Автор, рассказывая о дальнейших событиях, всего несколькими, словами вводит маленькую, но важную (не только в художественном плане) деталь. Ночью, когда накануне своей смерти Наталья возвращается в курень, автор обращает свой взгляд на ночное небо. И мы вместе с ним видим, что развитие всех этих событий приходится на полнолуние. «Бледная как смерть, Наталья, хватаясь за перильце, тяжело всходила по крыльцу. Полный месяц ярко освещал ее осунувшееся лицо...» (VII,16,569) « Полный месяц ярко освещал...» Что это - яркий художественный вымысел автора или точная, достоверная картина происходящего в реальном историческом пространстве? От ответа на этот вопрос зависит многое в осмыслении авторской работы над «Тихим Доном». Ведь если даже эпизоды, созданные его воображением, строго соотнесены с реальным историческим временем и пространством, то мы в таком случае можем использовать исторические источники при анализе художественного текста, его хронологии и композиции. Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо, во-первых, определить по возможности точно дату смерти Натальи и, во-вторых, рассчитать для этой даты фазу Луны. Датировка ее смерти - вопрос весьма непростой, поскольку в тексте прямого указания на дату не имеется. Попытаемся сначала восстановить общий ряд событий, выделив в нем относительную, внутреннюю хронологию. Начало им положил приезд в хутор главнокомандующего Донской...
2. Тихое пристанище. Глава 7.
Сайт: http://saltykov-schedrin..
Часть текста: тем опаснее, что все они или находились, или даже о сю пору находятся в самом сердце сектаторского дела, и следовательно, коротко знакомы со всеми его подробностями. В уездах и по селениям такие люди состоят под особенным покровительством местных городничих и исправников и служат надежнейшими для них агентами по раскольническим делам; старообрядцы их знают; и, разумеется, насколько возможно, блюдутся от них; тем не менее нигде известная пословица «от своего вора не убережешься» не встречает такого обширного приложения, как здесь; здесь вор простирает свои претензии не на имущество только, но на всю жизнь, на всякое действие, на всякую мысль своего ближнего. Можно себе вообразить, какая бездна безнравственности должна лечь в отношения между людьми, которых судьба часто соединяет в одной деревне и даже под одной кровлею; попятно также, сколько здесь должно быть явного нахальства с одной стороны и скрытной ненависти и презрения - с другой. Однако можно сказать, что это еще не воры, а воришки, потому что от предательств их можно отбояриться деньгами, и даже не очень значительными, да и от полиции-то, если уж...
3. Зрянина Татьяна: * * * ("Тихий час вечернего покоя... ")
Сайт: http://severyanin..
Часть текста: Зрянина Татьяна: * * * ("Тихий час вечернего покоя... ") * * * Тихий час вечернего покоя, на волне играют тень и свет. Ласточка метнулась над водою, по воде черкнув мгновенный след. Полумесяц лодки повторила впавшая в задумчивость река. А на лодке — с удочкой застыла темная фигура рыбака. Ищет он в изменчивости зыбкой, легкой, как дыханье облаков, — не мелькнет ли золотая рыбка строк, еще не найденных, и слов?! Струи вод. Изменчивые тени, наплывая, исчезают вмиг, как неуловимые фосфены, разом изменяющие стих. Чтоб потом торжественно и дивно зазвучала музыкой строка. ... Летний вечер. Лодка у залива. Темная фигура рыбака.
4. * * * (Буду тихо на погосте)
Сайт: http://ahmatova.niv.ru Размер: 2кб.
Часть текста: Буду тихо на погосте Под доской дубовой спать, Будешь, милый, к маме в гости В воскресенье прибегать - Через речку и по горке, Так что взрослым не догнать, Издалека, мальчик зоркий, Будешь крест мой узнавать. Знаю, милый, можешь мало Обо мне припоминать: Не бранила, не ласкала, Не водила причащать. 1915
5. Бар-Селла З.: "Тихий Дон" против Шолохова. Столыпинский галстук
Сайт: http://sholohov..
Часть текста: галстук Столыпинский галстук Сюжет главы 14-ой части первой несложен: Степан Астахов, извещенный об измене жены, возвращается домой после лагерных сборов; дома он зверски избивает Аксинью; расправе пытаются помешать два брата Мелеховы - Петро и Григорий... Финал главы: «С этого дня в калмыцкий узелок завязалась между Мелеховым и Степаном Астаховым злоба. Суждено было Григорию Мелехову развязывать этот узелок два года спустя в Восточной Пруссии, под городом Столыпиным». И, действительно, согласно 4-ой главе части 4-ой, в бою под городом Столыпиным Григорий Мелехов спасает Степану Астахову жизнь. Рассказ об этом спасении включен в занимающее три страницы изложение воспоминаний Григория о военных событиях 1915-16 годов (майские бои под деревней Ольховчик; июльские - под Равой-Русской; стычка под Баянцем; город Столыпин; Луцкий прорыв в мае 1916-го)... Никаких противоречий здесь, вроде бы, не обнаруживается. Разве что захочется задать один вопрос....
5. Читаем молча: находим в тексте ключевые слова. Говорим: составляем высказывание на заданную тему
37. Прочитайте, объясните данный пример.
Вы уже знаете, что в тексте бывают более важные и менее важные части содержания. То же самое можно сказать об отдельных словах.
Вам, наверное, приходилось замечать, что при быстром о чтении можно пропустить некоторые слова - и все-таки понятий написанное. А можно пропустит всего одно слово - и ничего не понять! Это потому, что слово было ключевым - таким важным, что его пропуск затруднял понимание всего остального.
Нет сомнений, что в хорошо тексте все слова нужны и важны, но все-таки они играют разные роли. Одни как бы «держат» текст, а другие объясняют, уточняют, делают более выразительным сказанное.
Например: Утром... сильный дождь (пошел, перестал). - Утром пошел... дождь.
38. Просмотрите текст, не читая его. Обратите внимание на то, что некоторые слова в нем выделены более жирным шрифтом. Это ключевые слова. Пробегите глазами по тексту, «выхватывая» только ключевые слова.
ДИКИЙ ЗВЕРЬ
У Веры был бельчонок. Его звали Рыжик. Он бегал по комнате, лазил на абажур, обнюхивал тарелки на столе, карабкался по спине, садился на плечо и коготками разжимал у Веры кулак - искал орехи.
Рыжик был ручной и послушный.
Но однажды все изменилось. Рыжик не бегал больше по столу, не катался на двери, не разжимал у Веры кулак. Он с утра до вечера запасался. Увидит кусочек хлеба - схватит, увидит семечки - набьет полные носа и все спрячет.
Рыжик и гостям в карманы положил семечки про запас.
Никто не знал, зачем Рыжик делает запасы.
А потом приехал папин знакомый из сибирской тайги и рассказал, что в тайге не уродились кедровые орешки, и птицы улетели за горные хребты, и белки собрались в несметные стаи и пошли за птицами, и даже голодные медведи не залегли на зиму в берлоги.
Вера посмотрела на Рыжика и сказала:
Ты не ручной зверь, а дикий! Только совсем не понятно, как Рыжик узнал, что в тайге голод.
По Геннадию Снегиреву
Проверьте, как вы поняли текст при быстром о чтении (просматривании по ключевым словам). Ответьте на вопросы: 1. Кого назвали диким зверя? 2. Каким был Рыжик вначале? 3. Чем он стал заниматься со временем? 4. Почему Рыжик запасал продукты? 5. Как Рыжик узнал, что в тайге голод?
Это интересно!
Учеными установлено, что некоторые животные понимают язык других животных. Так, большие морские черепахи понимают сигналы дельфинов. Сотни черепах приплывают для откладки яиц к побережью Никобарских островов в Индийском океане. Но они не сразу выходят на берег, а ждут особого сигнала, который подают им дельфины, оценивая обстановку на побережье. В подходящий момент с помощью специального звука они дают понять, что можно двигаться к берегу. И только тогда черепахи выходят откладывать яйца. Любопытно, что новорожденных черепашек дельфины охраняют, отгоняя от берега их врагов.
39. Поработайте в парах. Прочитайте рассказ «Дикий зверь» вполголоса, ничего не пропуская (один читает до половины, другой - остальное).
Обсудите, что было упущено при просматривании текста. Составьте вопросы по этим частям содержания.
40. Составьте устное высказывание о том, как, по-вашему, надо читать художественное произведение: медленно, быстро, очень быстро. Почему? В каких случаях бывает нужно быстро просмотреть текст? Постарайтесь последовательно развивать мысль, связывать одно предложение с другим.
41. Дополните предложения, нибудь запишите их.
Желательно уметь быстро просматривать текст по ключевым словам в тех случаях, когда.... Если же мы читаем..., то не стоит....
42. Нибудь запишите предложение, поставьте вопросы от главных членов предложения к второстепенным. Проявите с помощью стрелок связи между словами.
Тайны природы часто изумляют человека.
43. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Ж..л у Веры, местопол..ть в карманы, не зал..гли в берлоги, был руч(?)ным, карабкался по спин.., кусоч..к хлеба,
наб(?)эт носа, пр..ехал из тайги, не ур..дились в тайге, кедровые..решки, с утра до веч..ра, с..брались в стаи, тольк.. не п..нятно.
44. Подберите текст из предыдущих уроков и постарайтесь самостоятельно определить в нем ключевые (самые важные) слова, с помощью которых можно было бы получить общее представление о его содержании.
Вечер
Для тех, кто работает с текстом, очень важно находить в нём ключевые слова. Что такое ключевое слово в тексте? Давайте разбираться.
Определение понятия
Если правильно найти в тексте ключевые слова, то не составит никакого труда восстановить весь текст. Александр Блок говорил об этом примерно так: текст - это покрывало растянутое на нескольких колышках. Ключевые слова - это опорные фрагменты текста, которые несут на себе содержательную нагрузку всего высказывания и располагаются в определённом порядке.
Если они найдены и расположены правильно, то смысл текста будет ясен и понятен.
Опорные слова в сказке «Курочка Ряба»
Возьмём в качестве примера самый известный текст - сказку «Курочка Ряба». В каждом предложении присутствуют ключевые слова:
- дед и баба;
- курочка Ряба;
- яичко;
- золотое
- не разбили;
- мышка;
- разбилось;
- плачут;
- снесу простое.
По этим опорным фрагментам легко восстанавливается весь текст.
Как находить ключевые слова
Что такое ключевое слово в тексте? Обычно оно является главным членом предложения, ну хотя бы одно из них. Если выбирать ключевое слово из основы, то выбрать рекомендуется то, которое связано с последующим контекстом. Обычно и второстепенные члены избираются в роли опорных по этому принципу - по связи со следующим предложением.
Находим ключевые слова на примере текста
Обратимся к конкретному примеру и найдём в нём опорные слова:
1) Совесть вдруг пропала. 2) Ещё недавно она мелькала там или сям, и вдруг исчезла. 3) Улеглись внутренняя смута и некое вечное беспокойство души, которые вечно бередила и тревожила совесть одним только своим присутствием. 3) Стало свободнее и как-то раздольнее. 4) Люди, выбравшись от ига совести, вздохнули с облегчением, поспешили воспользоваться плодами безнадзорности. 5) Они остервенились: начались грабежи и разбои, обман и мошенничество. 6) В итоге воцарилось всеобщий хаос и разорение. (По М.Е.Салтыкову-Щедрину)
Итак, нам предстоит поиск ключевых слов в тексте, и мы выпишем части основ предложений или целиком основы:
1) совесть;
2) исчезла;
3) улеглись смута и беспокойство;
4) стало свободнее;
5) люди поспешили воспользоваться;
6) остервенились;
7) хаос и разорение.
Чтобы проверить правильность выполненной работы, нужно попробовать по этим словам восстановить текст. Попробуйте это сделать, если вам удастся, значит, с задачей мы справились успешно.
Составление опорного конспекта
Когда нам известно, что такое ключевое слово в тексте, можно использовать это знание в процессе составления Возьмём для тренировки лёгкий текст-описание:
Ночь накинула своё покрывало над осенним лесом. В нём воцарились тишина и покой. Примолкли в тишине деревья. Они кажутся напуганными. Изредка с тихим шелестом падает одинокий листок. Молочно-белый туман оторвался от озера и поплыл на край леса.
И вдруг налетел ветерок. Он ободряюще потрепал верхушки деревьев и разогнал туман. А потом умчался озорник навстречу рассвету.
На небе блистают звёздочки, придавая картине ночи таинственность и великолепие.
Вот и рассвет! Пробудился мир от сна. Лес зашевелился, встрепенулся и потянулся навстречу солнцу с радостью и восторгом.
Если перед нами стоит задача - написать изложение, то, записав при первом чтении левую часть листа (опорный конспект), а при повторном - правую часть (яркие выражения), легко с этой задачей можем справиться.
Ключевые слова - помощники поисковых систем
В наше время понятие «ключевые слова» имеют ещё одно значение - это то, что является содержанием сайта и что ищут поисковики. Например, я продавец сковородок, и у меня есть интернет-магазин. На своей странице размещаю текст, в котором несколько раз употребляю это слово. Человек, который хочет купить сковороду, введёт в строку поиска название этого предмета, и выйдет мой сайт.
При этом нужно учитывать плотность ключевых слов в тексте. Если она слишком большая, почти в каждом предложении, поисковая система сочтёт сайт заспамленным и не выведет его в числе первых результатов.
Давайте проведём практическое занятие и попробуем найти ключевые слова в статье из какого-нибудь сайта, например, в таком:
Это путешествие изменило мою жизнь! Алтай - это поистине сказочное место! Оно раскрывает в человеке скрытые возможности, о которых он сам даже не догадывался! Каждый день пребывания здесь насыщен событиями: что ни день, то новые впечатления. Приезжаешь на новое место и думаешь: вот оно, самое прекрасное место Алтая! А через полчаса ты в другой точке, которая ещё краше, ещё великолепнее!
Отдельно хочется поблагодарить Александра, нашего гида, проводника и просто специалиста с большой буквы. Он смог заразить нас любовью к Алтаю, и теперь мы словно все родственники, объединённые одной связью - привязанностью к этому волшебному месту. Хотя уже все далеко друг от друга, но переписываемся и общаемся, вспоминая эту прекрасную сказку, имя которой Алтай!
Ответ: Алтай
Вот мы и разобрались, что такое ключевое слово в тексте. Без него невозможно представить себе связное высказывание, как видите.
У читель русского языка и литературы Н.А. Пузанова из г. Брянска предлагает своим ученикам словарные диктанты с последующей творческой работой (по вариантам). Используя словосочетания этих диктантов, ученикам предстоит создать текст на одну из предложенных тем (например, «Образ Русской земли в “Слове о полку Игореве”», «Основная идея “Слова…”», «Русские князья в “Слове…”» и др.).
Добавим в список Н.А. Пузановой и другие слова, связанные с этой же темой: мистификация, гипотеза, междоусобицы, коалиция князей, скептики, тёмные места, крамола, публицистический, военно-феодальный, патриотический пафос, народно-поэтическая традиция, лингвистические данные. Опираясь на них, можно рассказать и об истории текста, и о его особенностях, и о перипетиях изучения «Слова…». Как видим, эта работа становится одновременно и хорошим тренингом по русскому языку.
Вообще рассказ по ключевым словам с успехом используется на многих уроках. Интересным опытом поделилась с нами Т.И. Смирнова, преподающая в профессиональном училище № 9 города Рошаль Московской области. Ей приходится говорить о литературе с будущими газосварщиками и поварами. Часов мало (один час в неделю), мотивация низкая, нужно искать особые приёмы для общения с такой аудиторией. Татьяна Ивановна рассказывает, что неизменно удачно проходит урок после лекции о биографии Толстого. Между ними - неделя, поэтому нужно быстро и продуктивно вспомнить пройденное. Каждый ученик по просьбе учителя называет одно слово-ассоциацию, которое приходит ему на память, когда он видит написанное на доске имя - “Лев Николаевич Толстой”. Все называемые слова тоже записываются на доске. Потом учащиеся в парах или индивидуально должны составить небольшой рассказ о Толстом, использовав в нём пять-шесть ключевых слов из появившегося на доске списка. Эта работа может проходить и письменно, и устно.
У добно использовать ключевые слова и “превентивно”: перед уроком (например, по той же биографии) можно раздать ученикам распечатанные на листочках слова, которые встретятся в рассказе учителя. Задачи ученикам можно поставить разные - пронумеровать эти слова, отметив таким образом порядок их появления; дать толкование слов (для этого на листочке должно быть оставлено специальное место); продолжить список ключевых слов (для этого в нём намеренно должны отсутствовать два-три важных слова, которые будут использоваться в рассказе учителя). Роль ключевых слов могут выполнять поэтические цитаты, данные без указания имён авторов (например, для обзорного урока по поэзии Серебряного века) - тогда ученикам предстоит соотнести их с ключевыми положениями лекции.
Конечно, это только отдельные примеры использования опорных слов на уроке. С удовольствием узнаем, как работаете с ними вы.
Диктант 1
Подлинная народность «Слова…», самосознание просвещённых русских людей конца XII века, художественные средства устной поэзии и письменной литературы, указанные приёмы, родственность их с фольклорными, постоянные эпитеты, в близости с былинными образами, навеяны народными поверьями, построены по принципу параллелизма, дружинные действия, вызваны желанием подчеркнуть, указано на бесстрашие, усилены рыцарски-воинственные черты, интересны отклонения от летописного рассказа, помещённый в ряд реальных лиц.
Диктант 2
Созданный на основе, опечаленный поражением, обращённый к потомкам и современникам, обнажённый меч, калёными стрелами, по орошённой кровью земле, вооружённая охрана, вооружены мечами, многократно повторённый вздох “О Русская земля, ты уже за холмом!”, затоптанные в грязь шелка, раненые воины, оклеветанный соседом, одарённый поэтической интуицией, о плаче Ярославны, половецкие полки, Черниговская земля, честолюбие, нетерпение, гордость, покаянная речь, ордынские кони, туровские болота, слышится во Владимире, Чернигове, Суздале, Киеве.