Русский фольклор на музыкальных занятиях и праздниках. Русская народная песня как средство обучения выразительному пению Фольклорные попевки

Для народного пения характерна прежде всего разговорная манера исполнения, а значит и сохранение интонаций, присущих этому народу. Поэтому, можно сказать, что интонационная выразительность является основной чертой народного пения. Народное пение в том числе и русский-народный вокал, как и плавная ровная речь обладает особыми музыкальными свойствами. Для овладения техникой пения нужно выработать высокую позицию звука.

Конечно же, нельзя забывать и о , распевки для народного вокала не отличаются от обычных вокальных распевок. Мы знаем, что мелодия состоит из звуков разной высоты, различных мелодических скачков, и переход от одного звука к другому являет собой сложность исполнения, ведь в человеческом голосе несколько регистров, которые имеют свою механику звукообразования, и переходы от одного к другому у непрофессиональных и начинающих вокалистов очень заметны. В голосе могут появиться лишние призвуки, и изменение регистров на слух может быть очень заметным. Это одна из самых больших трудностей в пении – добиться плавного и ровного звучания в любых регистрах, и при переходах из одного регистра к другому. В народном пении это достигается путём округления звука, который возможен при высокой позиции пения. Все гласные звучат приближенно к звуку «о». При этом звук должен быть на опоре, как и при любой другой манере пения. Почему высокая позиция так важна для народного пения? Потому что именно благодаря ей появляется то характерное народное звучание – яркое, звонкое, острое – вот что отличает русский народный вокал. Песни, написанные в таком стиле и спетые в такой манере являются неотъемлемой частью русской культуры и культуры пения в целом.

Русский народный вокал имеет характерное открытое звучание голоса. Хотя, манера исполнения варьируется, в зависимости от региона. В отличие от академических певцов, в народном пении связки смыкаются сильнее и в большей степени используется грудной резонатор. И с этим связано то, что народные певцы исполняют произведения в удобном регистре, и часто диапазон произведений не превышает одной октавы.

Ещё одной особенностью народного пения является атака и . Очень важно не перебрать дыхание, такой вдох считается непригодным для пения. Вдох должен быть коротким, а выдох долгим и контролируемым. Этого добиваются путём долгих занятий над певческим дыханием. В народном пении чаще используется близкий к природе человека вдох – грудной или нижне-рёберный.

Механизм образования звука при пении – это очень тонкий аппарат, который зависит от многих факторов и сугубо индивидуален. Голос настолько подвижен, и при любых даже небольших изменениях меняет краски, и именно благодаря этому, у человека есть возможность создавать самые разнообразные манеры исполнения и комбинации звуков.

Вокальные упражнения и распевки

В работе с коллективом народного пения

для руководителей коллективов народного пения

г. Ростов-на-Дону

Введение ……………………….………..…..…………..…….….…… 4

1. Распевание и упражнение ……………...………….…………… 5

2. Распевка на уроке вокала …………………..….….…...….…..…. 6

3. Вокальные упражнения ……………………………..………….. 22

4. Подбор вокальных упражнений для коллектива …………..…. 22

5. Особенности работы с коллективом народного пения..……… 24

6. Вокально-хоровые упражнения для коллектива народного

пения ….………..…..…………..…….….……..…….….………..… 29

Заключение ……………………………………………….…………… 45

Список использованной литературы.…………….…..…….…..…… 46

Введение

Искусство народного пения включает комплекс теоретических представлений, умений и навыков. Чтобы обучить участников коллективов народному пению, развить их вокальные данные, научить преодолевать трудности в исполнении песен, обязательно систематическое вокальное воспитание, цель которого – постепенное развитие и включение в работу мышц, участвующих в пении. Эти навыки необходимо тренировать при помощи специального подготовительного разминочного курса.

Необходимый, традиционный для каждого занятия подготовительный разминочный курс включает в себя:

1. дыхательную гимнастику, которая способствует развитию дыхательного аппарата, формирует дыхание, необходимое при вокальной работе, укрепляет диафрагму, организует разновидность дыхания: краткое, долгое, цепное;

2. специальный курс речевых, дикционных упражнений, нацеленных на правильность в произношении гласных и согласных звуков, а также звуков, традиционных в народном пении, в диалектах и говорах;

3. цикл упражнений для голосового аппарата. Эти упражнения расширяют диапазон голоса, укрепляют дыхание, развивают певческий голос, вокальный и гармонический слух, навык многоголосного пения, улучшают звукообразование, дикцию, вырабатывают чистоту интонации.

Пение учебно-тренировочного материала включает следующее: показ и работу над постоянными упражнениями, объяснение цели и задачи упражнения, распевание на отдельных фрагментах песни с целью впевания данного эпизода.

Учебно-тренировочный комплекс упражнений подбирается для каждого участника в зависимости от развития голоса и владения навыками пения в народной манере. При распевках необходимо неукоснительное соблюдение педагогического метода постепенных нагрузок: навыки пения нужно прививать постепенно, от простого к сложному.

Упражнения дыхательной гимнастики, речевые, дикционные упражнения можно найти в различных учебных и методических пособиях. Они подходят в качестве тренинга для любого вида пения: академического, эстрадного или народного.

В данном методическом пособии приводится вокальный учебно-тренировочный материал для коллективов народного пения, который включает вокальные распевки, упражнения и рекомендации по их использованию.

Распевание и упражнение

Занятия вокалом немыслимы без вокальных упражнений. Те, кто учился и учится вокалу, согласятся с этим утверждением. Развитие вокальных навыков – это определённый набор вокальных упражнений, исполненных определённое количество раз конкретным исполнителем (вокалистом). Как сам набор упражнений, так и количество исполняемых раз может быть совершенно различным для разных людей. Но, в любом случае, вокальное упражнение – главный инструмент вокалиста.

Вокальным называется только такое упражнение, при исполнении которого происходит фонация, то есть вокалист поёт. Не все упражнения, которые применяются для развития голоса, вокальные. Есть и другие: дыхательные, артикуляционные, дикционные. Под упражнениями понимается повторение какой-либо деятельности с целью улучшить способ её выполнения. Упражнения являются основным средством приобретения навыков, т.е. действий, которые автоматически протекают в любой сложной деятельности. Так и в вокальном деле упражнения служат для выработки основных навыков, необходимых для профессионального пения. И правильное зарождение звука, и техника звуковедения в различных условиях, диктуемых мелодией, – всё это осваивается и закрепляется, прежде всего, на упражнениях. Действительно, принцип пения legato, кантилена, беглость, скачки, пение staccato, пассажи и различные украшения усваиваются на упражнениях и потом уже совершенствуются и шлифуются на вокализах и художественных произведениях.

Упражнения, которые построены на коротких отрезках музыкальных фраз, как правило, транспонируются по полутонам вверх и вниз по звуковой шкале. Такое повторение одних и тех же попевок, одних и тех же музыкальных движений ведёт к установлению прочных навыков их выполнения. Последовательность одних и тех же движений закрепляется, вырабатывая стереотип. В дальнейшем, встречаясь с подобной фигурацией в произведении, певец выполняет её не задумываясь, автоматически верно. Однако пение повторяющихся сочетаний звуков-попевок можно назвать упражнением только тогда, когда оно производится с определённой целью и когда педагог или ученик оценивает результаты каждой попытки с точки зрения приближения её к поставленной цели. Простое пропевание упражнений без ясно поставленной цели и критической оценки будет просто распеванием, разогреванием голосового аппарата.

Распевание (разогревание) голосового аппарата служит цели приведения его в готовность для выполнения сложных певческих заданий, но не ведёт к совершенствованию выполнения функции. Наоборот, бездумное, формальное пение упражнений может привести к появлению и укреплению негативных навыков.

Всякое совершенствование функции в упражнении предполагает ясно поставленную цель и непрерывный контроль за её выполнением, только это способно сформировать нужные новые координации. Не существует упражнений «вообще», а существуют упражнения для выработки тех или иных конкретных качеств голоса.

Распевка на уроке вокала

Важным звеном в работе с коллективом народного пения является распевание. Любое вокальное занятие должно начинаться с распевки, потому что в формировании звука задействованы многие группы мышц. Распевка разогревает голосовые связки, подготавливая их к работе. Распевка у певцов сходна с разминкой у спортсменов. Как и спортсменам, вокалистам необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшим профессиональным нагрузкам. Без распевки можно не попасть с самого начала на какие-то ноты, несмотря на хороший слух и голос. Без распевки посередине вокального упражнения или песни может перехватить горло и нужно будет откашляться и т.д.

Первые распевки на уроке вокала носят разогревающий разминочный характер. Вокалисты должны разминаться на «середине» своего диапазона, чтобы не травмировать голосовой аппарат. Необходимо делать упражнения-распевки на укрепление опоры, на удлинение вокального дыхания, следить за правильным формированием звука, разминаются язык, губы, челюсть, гортань, резонаторы.

Вторая часть вокальных распевок (на уже разогретом голосовом аппарате) направлена на расширение диапазона и развитие хорошей дикции. Упражнения носят «растягивающий характер». Важен максимально плавный переход от звука к звуку, не меняя качества звучания, и одновременная рельефность и преувеличенная внятность дикции.

Третья часть распевок на уроке вокала направлена на освоение различных технических приемов: скачки, отрывистое голосоведение, украшения. Такие распевки даются на продвинутом уровне обучения вокалу (на начальном уровне все упражнения делаются на кантиленном, то есть плавном, голосоведении).

Распевки в движении – соединение пения и движения – это очень важная часть урока вокала, направленная на освобождение голоса, голосового аппарата, на налаживание координации, которая помогает пению.

Распевка занимает большую часть урока вокала. На начальном и среднем уровне обучения – 30-40 минут. Однако в дальнейшем, по мере укрепления голосового аппарата и освоения основных вокальных приёмов, время на распевку сокращается до 15 минут. Остальное время на уроках вокала отдаётся работе над репертуаром.

Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. Проблема распевания (его организация и подбор упражнений) является очень острой, так как некоторые смотрят на распевание лишь как на разминку голосовых связок перед исполнением репертуара. На самом же деле распевание – это сложный путь к овладению техническими основами вокального искусства. Работа строится на специальных упражнениях, которые подбираются соответственно возрасту, педагогическим задачам и уровню музыкального развития участников вокального коллектива.

Распевка – это неширокое по диапазону вокальное упражнение, которым открывают занятия. Начинается распевка в среднем, удобном для певца диапазоне голоса. После того, как её пропели один раз, распевку повторяют, поднимая тональность на полтона выше и т.д., пока не дойдут до вершин диапазона голоса. Потом точно так же, но опускаясь по полутонам вниз, можно прорабатывать нижние ноты голоса.

Распевание может проводиться одновременно со всем коллективом, по группам (женская, мужская), по партиям. Распевание, проводимое со всем коллективом, способствует организации начала занятий. Однако для достижения прочных вокальных навыков целесообразно проводить распевание по партиям или группам. В процессе распевания, исполнители не только разогревают голосовой аппарат, они совершенствуют певческие навыки. Следовательно, распевание преследует три основные задачи: разогревание голосового аппарата, психологический настрой для вокально-хоровой работы и совершенствование певческих приёмов и навыков.

Начинать распевание целесообразно в среднем отрезке диапазона каждой вокальной партии. Немаловажно учитывать структуру упражнений, особенно в начале распевания.

Подготовленные упражнения для распевания должны не только разогреть голосовой аппарат, подготовить его к работе, но и привить определённые навыки народного вокально-хорового исполнительства, искоренить имеющиеся недостатки. Каждое распевание должно иметь определённую цель, а весь комплекс упражнений следует строить по принципу от простого к сложному, от узкообъёмных звукорядов к более широким. Распевания лучше подбирать не длинные и легко запоминающиеся. Это могут быть мотивы из изучаемых произведений или незнакомые исполнителям попевки. Нет смысла менять их к каждому занятию.

Общераспространённое название вокального упражнения – распевка. Так сложилось, но это не совсем правильно. Распевка служит для приведения в готовность, разогрева вокального аппарата, настройки дыхательной системы.

Это достигается исполнением нескольких вокальных упражнений (перед выступлением, например), но эти упражнения исполнителю хорошо знакомы, привычны, и ни о каких выработках вокальных навыков речь не идёт. Используются самые хорошо знакомые и действенные (для данного вокалиста, коллектива) упражнения.

Любой вокалист имеет в своём распоряжении несколько любимых распевок и пользуется ими постоянно. Таким образом, понятия «распевка» и «вокальное упражнение» – не совсем тождественны, хотя и близки.

По мере освоения вокальной техники упражнения, которые в начале для вокалиста были сложными, трудными и требовали определённых усилий при исполнении, постепенно превращаются в знакомые, удобные. Так из упражнения получается распевка, и одно и то же упражнение из разряда тренировочного (в период освоения) переходит в разряд разминочного.

Ниже приводится учебный материал, который включает ряд распевок для коллектива народного пения и рекомендации по их использованию. Распевки выполняются со сдвигом по полутонам вверх и вниз.

1. «Андрей-воробей»

Упражнения на примарных звуках петь «сердито», с напором, на опоре, чётко, звонко, близко, посылая звук вперёд.

2. «Чеботуха» (см. комментарий к упр. 1)

3. «Долина» (см. комментарий к упр. 1)

4. «Рыл колодец»

Петь в темпе, переносить согласные с конца слога к следующему слогу.

5. «Уж как шла лиса»

6. «Пойду, пойду, да я молоденька»

Не спешить, хотя и в темпе. Можно петь со «спадом» в конце, можно добавлять бурдон.

7. «Ах, ты, совушка-сова»

Чисто интонировать терцовый звук, посылая звук вперёд, не спешить, но петь в темпе. Можно добавлять бурдон.

8. «Пошёл кот»

9. «У меня квашня»

Петь сердито, с напором.

10. «На мели»

Следить за тем, чтобы «И » приблизилось «Е ». Чисто интонировать терцовый звук.

11. «Трава зелена»

Петь кварту, не «выталкивая» звук.

12. «Зайка на речке»

13. «Лебедин»

14. «Плыла лебедь» (см. комментарий к № 13)

15. «Ульянушка» (см. комментарий к № 13)

16. «Соловей»

Петь близко, собранно, без толчков, посылая звук вперёд. Следить за светлым звуком. Развивает подвижность голоса.

Вариант 1Вариант 2

17. «Вылетала лебедь белая»

Следить за тем, чтобы «А » формировалась по принципу предыдущей «Е ». Петь в единой манере: близко, высоко и «сердито». Упражнение развивает диапазон голоса, его подвижность.

18. «Лебедь серая»

Петь в единой манере: близко, высоко, «сердито». Упражнение развивает диапазон голоса вверх, помогает тренировать удержание, развивает продолжительность дыхания. Его желательно петь на одном дыхании. Если поначалу не хватает, то можно дыхание «перехватить».

19. «Ясен то ли сокол»

20. «Не полынно»

Упражнение решает проблему переходных звуков.

Не пол-ын-но ты, мо- ё по-лю- шко…

Распевки для хора




4

9

Вокальные упражнения

Наиболее простой вид музыкального искусства, с которым приходится сталкиваться вокалистам, особенно начинающим учиться петь, – это упражнения. Однако упражнения не являются уделом только первого этапа развития голоса. Упражнения сопутствуют певцам на протяжении всей их творческой жизни. Каждому певцу необходимо ежедневно уделять хоть небольшое количество времени упражнениям. Необходимо, чтобы вокальные упражнения носили стабильный характер, так как положительный результат возникает только при многократном повторении одних и тех же попевок. Прочные навыки вырабатываются в результате длительных и систематических тренировок.

Упражнения для распевания должны быть несложными для восприятия, удобными для усвоения, лаконичными, предельно ясными и целенаправленными.

Нецелесообразно начинать распевание в очень медленном или быстром темпе. Упражнения в быстрых и медленных темпах необходимы только после того, когда певцы уже приведут голоса в рабочее состояние и смогут заниматься совершенствованием певческих навыков. При работе над распеванием нужно обращать внимание на правильное дыхание, звукообразование, на сохранение высокой позиции, хорошей дикции, избегать громкого «форсированного» пения.

Подбор вокальных упражнений для коллектива

Руководитель вокального коллектива должен уметь подобрать для конкретного состава и решения конкретных педагогических задач те или иные упражнения. Подбор упражнений, интенсивность распевания определяются следующим: происходит ли распевание перед выступлением хора или оно является частью очередной репетиции. Если распевание предшествует концертному выступлению, то имеет большое значение объём выступления: несколько произведений, отделение или целый концерт. Чем короче выступление, тем значительнее должно быть распевание. Недостаточная распетость вокалистов отрицательно сказывается на качестве исполнения. Не следует проводить длительное, напряжённое распевание перед концертом хора в двух или одном большом отделении, так как большая певческая нагрузка во время распевания может утомить вокалистов и привести к потере певческой формы в процессе концерта.

Освоение руководителем методики и практики распевания необходимо для правильной организации работы с вокальным коллективом. Невозможно пересчитать все вокальные упражнения, придуманные вокальными педагогами. Их слишком много. В своей практике каждый преподаватель вокала использует ограниченный набор, поскольку нет никакого смысла пытаться применить всё, что изобретено за века. Тем не менее, большинство известных и популярных (потому что действенных, эффективных) вокальных методик используют преимущественно небольшое количество одинаковых упражнений.

Подавляющее большинство вокальных упражнений построено из секвенций. Что касается вокального упражнения, то секвенции, как правило, отличаются друг от друга на полтона.

Феномен голоса – это, в первую очередь, работа различных мышц человеческого организма, а для развития мышц требуется постепенное увеличение нагрузки на них. В данном случае речь идёт о приобретении мышцами соответствующей эластичности и тренировке нервной системы – мышца должна «отозваться» на реакцию нервной системы в строго дозированном объёме, иначе в голосе будет фальшь, пестрота тембра, перенапряжение и усталость.

Полтона в европейской музыке – наименьший музыкальный интервал. Он называется малой секундой. Естественно, малая секунда является для вокалиста минимальной порцией увеличения нагрузки.

Сама секвенция в вокальном упражнении может состоять из звуков, расположенных в достаточно большой тесситуре: в октаву, даже в полторы. Нужно обратить внимание, что секвенция – это небольшой «кусочек» некой мелодии, которую нельзя рвать на части.

Если данная мелодия трудна для исполнения вокалисту, это говорит о том, что ему пока рано использовать данное упражнение как инструмент для развития собственного голоса.

Таким образом, начиная работать над новым упражнением, необходимо очень хорошо выучить одну секвенцию (как мелодию – в песне). Часто вокалисты, желая быстрее достигнуть результатов, пытаются петь вокальное упражнение на всём доступном им диапазоне, не запомнив хорошо его мелодии. Такая работа не приносит пользы.

Разучивать любое вокальное произведение (а упражнение это тоже вокальное произведение) следует в небыстром темпе. Необходимо запомнить все нюансы мелодии, набор определённых гласных, точки перехода от одной гласной к другой.

Большинство методик обучения вокальным навыкам имеют в своём составе небольшое количество вокальных упражнений, но их вполне достаточно. Это связано с тем, что каждое вокальное упражнение – мультизадачное. Исполняя любое упражнение, вокалист вырабатывает и тренирует сразу несколько навыков. Соответственно, исполняя одно и то же упражнение в разное время, можно обращать особое внимание на разные аспекты, то есть, иными словами, использовать один и тот же инструмент для разных работ.

  • Глава 2. Оптимизация когнитивной функции языка. с нарушениями речи включает серии специальных лингвистических упражнений, которые различаются для больных с разными психическими расстройствами

  • Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного

    образования детей «Детская школа искусств»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    «Распевание в вокальном ансамбле народной песни.

    Начальный период обучения»

    Выполнила:

    преподаватель I категории

    Марзаева Наталья Александровна

    Бирюсинск

      Введение

    2. Цели. Задачи. Прогнозируемый результат

      Певческая установка. Примерные вокальные упражнения, попевки

      Заключение

      Список литературы

    Учитывая психофизические особенности младших школьников, на уроках народного хора следует применять разнообразные формы и методы работы. В частности, игровой метод ведения урока превращает тренинг вокально-певческих навыков в занимательный, увлекательный процесс. Применение же музыкально - ритмических упражнений во время распевания приводит к развитию таких важных качеств и умений, как внимательность, хорошая координация движений, быстрота реакции, ощущение пульсации, развитие метро – ритмического мышления.

    При распевании народного хора на начальном этапе обучения вместе с упражнениями рекомендуется использование примеров детского народного фольклора. Потешки, пестушки, прибаутки, народные игры с пением - именно эти песенные жанры, словно специально созданы народом для развития детских вокальных качеств.

    Слогоритм той или иной песни обуславливает комплексно развивающие музыкально-ритмические упражнения, которые становятся понятными ребёнку благодаря собственному активному участию: в музыкально-ритмических движениях (шагах, притопах, прыжках), с содержанием элементарных музыкальных жестов (хлопков, шлепков, покачивания руками). Начальный этап музыкально-ритмического воспитания начинается с приобщения к простейшим однородным ритмическим конструкциям, равномерной пульсации. Ритмическая единица хлопков, притопов, шагов может быть различной: четверть, восьмая, шестнадцатая. Внимание детей сосредоточено на повторности сопровождающих пение движений.

    Параллельно с изучением песенного материала происходит знакомство детей с элементарными плясовыми движениями, танцевальными фигурами: «шаг – хлопок в ладоши»; движение переменным шагом; «квадрат» - движение с приставным шагом; «расчёска» - движение по группам в противоположном направлении. Эти движения в последствии сопровождаются игрой на шумовых инструментах с выделением сильных или слабых долей, дублирования ритмического рисунка той или иной распевки всем коллективом или по группам. При этом следует основное внимание уделять именно вокальному тренингу, не забывая о главных задачах и требованиях, разнообразием движений лишь украшая своё исполнение.

    Распевание проводится в начале занятий. Разучивание песенных фрагментов и упражнений должны происходить с голоса преподавателя. В этом случае внимание детей активизируется, они привыкают контролировать звучание собственного голоса, развивают свободу вокального интонирования.

    Упражнения должны быть разнообразны по музыкальному материалу и техническим задачам. Пение должно проходить живо, интересно, эмоционально. Время для распевания определяется педагогом в зависимости от конкретной ситуации. Иногда необходимо посвятить пению упражнений не 15-20 минут, а гораздо больше, т.к. дальнейший ход занятия во многом зависит от вокальной "формы", а иногда несколько меньше, в зависимости от состояния поющих.

    Цели:

      обучение пению в народной манере;

      приобретение и совершенствование навыков ансамблевого исполнительства;

    Задачи:

      развитие вокального слуха и певческого голоса;

      формирование открытого, яркого, полетного певческого звука;

      освоение основных начальных элементов народной хореографии;

      развитие метро – ритмического мышления;

    Прогнозируемый результат :

    По окончанию начального периода обучения (1-3 кл.) учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:

      свободно, легко, звонко в речевой манере пропевать звуки различной высоты;

      чисто интонировать разножанровые и разнохарактерные песни;

      свободно двигаться простым, переменным и приставным шагом;

      уметь совмещать пение с движением, игрой на шумовых инструментах.

    ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА:

    Навыки пения стоя. Положение корпуса. Артикуляция при пении, губы упруги, подвижны. Голову держать прямо, без напряжения, рот открывать свободно.

    ПРИМЕРНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПОПЕВКИ

    РАСПЕВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ:

    1. Перед каждым «МА» активный быстрый вдох. Хорошо тренирует опору.

      «Я-ли-я» Ё-ли-ё ») Петь «И» очень собранно, через «Е», очень близко, в темпе, но на дыхании. Внизу обязательно озвучивать. На «Ё» всё хорошо открывается.

      «А-я» ( «О-ё») Следить за ровностью звука и высотой позиции. Развивается подвижность голоса.

    вариант 1 вариант 2 вариант 3

      «А-е-я». Следить за светлым звуком .

      «Ы-И» Петь на цепном дыхании, спокойно, по руке руководителя изменяется гласная. Упражнение помогает развивать эластичность и подвижность мягкого нёба.

      «Лебедин» Исполнять связно, как бы раскачивая голосом мелодию. Следить, чтобы звук не был плоским, для этого петь с «сердитым» настроением. Открытые гласные помогают найти близкий, светлый звук.

    ПЕНИЕ ПОПЕВОК В РАЗЛИЧНОМ ДИАПАЗОНЕ:

    1 . «Трава зелена». Работа над звуковедением; пульсация долгих звуков;

    2. «Пойду, пойду, да я молоденька» петь в темпе. Можно петь со спадом в конце, можно добавлять бурдон.

    1. Распевка «Ты моя, моя долина» - постепенное ускорение темпа, пение лёгким звуком mp , короткие согласные, мелкая артикуляция.

    2 . «Чеботуха» Упражнение на примарных звуках петь «сердито», с напором, на опоре, чётко, звонко, близко, посылая звук вперёд.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПЕСЕННЫХ ИНТОНАЦИЙ:

      «Ах, ты, совушка-сова» Чисто интонировать терцовый звук, посылая звук вперёд, в темпе. Можно добавлять бурдон

    2. «Пошел кот». Чистое интонирование м3, цепное дыхание, бесшумный вдох

      «Соловей». Петь близко, собранно, без толчков, посылая звук вперёд. Следить за светлым звуком. Развивает подвижность голоса.

    Вариант 1 Вариант 2

      «Вылетала лебедь белая» Следить за тем, чтобы «А» формировалась по принципу предыдущей «Е». Петь в единой манере: близко, высоко и «сердито». Упражнение развивает диапазон голоса, его подвижность.

      Зайка на речке» Развивает лёгкость, подвижность голоса. Следить за чистым интонированием сексты.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Распевание – это не только разогрев голосового аппарата, но и способ развития всех певческих навыков: звуковедения, чувства ансамбля, строя, ритма; расширение диапазона. Крепкие навыки пения во время распевания подготавливают к уверенному исполнению песенного материала.

    Задания на равномерную ритмическую пульсацию, выявление ритмического рисунка музыкальных примеров создают предпосылки успешного музыкального развития учащихся. Слуховые впечатления сопровождаются жестами, движениями, благодаря чему успешно решаются интонационные, ритмические задачи. Работа с учащимися направлена на накопление музыкально-слухового опыта и впечатлений, которые способствуют формированию увлеченности детей, а значит и раскрытию их музыкальных задатков.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      Артемкина Т., Артемкин А. Дети. Фольклор. Творчество. Методическое пособие. – Владимир: Транзит-Икс, 2002.

      Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Сост. Науменко Г. - М.: Советский композитор. Вып.3 1984; Вып.4. 1986.

      Майзингер С. Знакомство с жанрами детского фольклора. Методическое пособие. - Красноярск, ККИ, 2010.

    4. Попов В. Русские народные песни в детском хоре. – М.: Музыка,1979.

    5. Этнопедагогика. Теория и практика. Материалы научно - практической

    конференции. - М.: Классика - XXI , 2003.

    Отрывок из пособия Толмачева Ю.А. "Народное музыкальное творчество". Раздел про дыхание.
    Народное пение имеет много общего с разговорной речью. Пение так же, как и слово, требует ясного вы-
    разительного произнесения слова. Как в разговорной речи, так и в пении проявляются тембр, повышение и по-
    нижение тонов. Тем самым можно выделить высоту, регистры и диапазоны.

    Речь, как и пение, осуществляется только на основе дыхания. Хорошо звучащая речь всегда певучая, звуч-
    ная, мягкая, в ней присутствует тот элемент распевности, который при упражнении и развитии может вплотную
    сопоставляться с пением.
    Разговор обычно осуществляется в среднем регистре, на наиболее удобных примарных звуках. Но при
    эмоциональных подъемах, при удивлении, гневе, радости и других сильных внезапных чувствах возгласы, ре-
    чевые интонации свободно переносятся на другие регистры, более высокие или низкие. Поэтому речь в зависи-
    мости от смысла принимает самую разнообразную окраску. Речевые навыки развиваются с рождения человека,
    люди разговаривают совершенно свободно, непринужденно, не задумываясь над тем, как произносятся звуки.
    Дыхание при разговоре берут, расходуют и задерживают автоматически: воздуха берется ровно столько, сколь-
    ко нужно для задуманной фразы. И сам разговаривающий, и слушатели не замечают и не слышат этого дыха-
    ния, хотя фразы бывают очень длинные. Если эти естественные, годами выработанные навыки звукообразова-
    ния приблизить к пению так, чтобы человек пел тем же способом, каким разговаривает, то успех обеспечен: в
    пении он будет сохранять ту же естественность и непринужденность, как и в разговорной речи. Пению хоро-
    ших народных певцов всегда свойственна эта непринужденность. Пение отличается от разговорной речи тем,
    что оно связано с музыкальными звуками определенной высоты, длительности и последовательности.
    В разговорной речи обычно растягиваются только смысловые - "ударные" гласные, остальные буквы про-
    износятся скороговоркой, то есть неударные гласные как бы "съедаются". На этом построена механика вырази-
    тельности человеческой речи. В пении певец должен подчиняться другим законам, которые отводят каждому
    звуку и буквам определенное время звучания. Иногда это не совпадает с логикой речи, другими словами, во
    время пения необходимо сохранять разговорный смысл звука, идущий от слова. Но, произнося слово, оно будет
    мертво, если мы не сообщим ему верную интонацию. Интонация и есть смысловой посыл звучащего слова,
    желание человека выразить определенную мысль или чувство при помощи слова, то есть разговорная речь на-
    сыщена смысловыми интонациями. "Разговорная" манера пения, характерная для народных певцов, подразуме-
    вает, прежде всего, сохранение этих интонаций.
    Интонационная выразительность - основа искусства народного пения.
    Пение как распевная музыкальная речь обладает особыми вокальными свойствами. Во время пения певец
    должен поддерживать непрерывность, полноценность и ровность звучания голоса.
    Особое значение в овладении техникой пения имеет выработка высокой позиции звука. Мелодия состоит из
    звуков разной высоты, и переход с одного звука на другой всегда составляет для певца трудность, особенно при
    больших скачках снизу вверх и наоборот. Трудность усугубляется тем, что в голосе человека несколько регист-
    ров, которые имеют разную механику звукообразования. У опытных певцов изменение в звукообразовании

    происходит постепенно и незаметно, регистровые переходы как бы сглаживаются, и на слух голос звучит сво-
    бодно и ровно.
    У неопытного певца в голосе происходят неприятные на слух изменения, а на переходах одного регистра в
    другой голос "ломается", после этого звучит совсем по-другому. Выравнивание звучания голоса на регистровых
    переходах является одной из главных трудностей пения. Преодоление этих трудностей и в народном пении
    достигается путем округления звука, позволяющего певцу найти наилучшую позицию звучания голоса - высо-
    кую. Однако округление в народном пении допустимо только в известной степени, когда оно не очень глубо-
    кое. Округление улучшает звучание народного голоса и помогает ему преодолевать регистровые трудности. В
    основном этот прием используется при исполнении обработок и авторских сочинений.
    Исполнить гласную с округлением - несколько приблизить при фонации позицию других гласных (а, я, э,
    е, у, ю) к гласной "о". В удобной тесситуре пропеть гласную "о", затем все остальные гласные, приблизив их к
    вокальной позиции "о".
    При округлении звука мягкое небо имеет более высокое положение, а звук становится более объемным,
    однако необходимо следить, чтобы звук оставался близким разговорному, поскольку при неумелом использо-
    вании приема округления утрачивается характер народной певческой манеры, основанной на речевой позиции.
    Необходимо подчеркнуть особую важность, обязательность высокой позиции звука для качественного
    звучания народного голоса. Высокая позиция - это наилучшая пропорция звучания в голосе высоких, головных
    обертонов. Ясно слышимые при высокой позиции верхние призвуки придают голосу особую заостренность и
    точность звучания, полетность.
    В народном пении высокая позиция сочетается с близким посылом звука, при котором он вместе со словом
    как бы слетает с кончика языка. При работе над высокой позицией звука нельзя забывать об одновременной опоре
    на "столб", так как процесс пения - это, прежде всего, взаимодействие. Нужно не упустить основную задачу: мяг-
    кое, точное, ровное движение голоса по звукам мелодии на всем диапазоне песни. Механика звукообразования
    при этом одна и та же в любом пении, но устройство певческого аппарата так сложно и индивидуально, а органы
    звукообразования так гибки и подвижны, что различные, даже небольшие изменения их могут создавать новые
    комбинации образования звука. В этом и заключается возможность образования различных манер пения.
    Для русской народной манеры звукообразования характерно натуральное открытое звучание голоса, хотя в
    разных областях России манера пения варьируется: в северных русских областях, в Поволжье, в некоторых
    районах Урала и Сибири поют более округленным "узким" и легким звуком. Но округлением народные певцы
    пользуются ровно столько, сколько необходимо для сглаживания регистровых изменений в голосах при боль-
    шом диапазоне хоровой партитуры, оставляя звучание открытым.
    У народных певцов связки смыкаются более плотно, чем у академических и в значительно большей степе-
    ни используется грудной резонатор, так как народное пение преимущественно грудное. Обычно народные пев-
    цы поют в удобном для них регистре, примерно в пределах октавы, хотя встречаются народные голоса, диапа-
    зон которых превышает полторы октавы.
    Специфические особенности в народном пении имеют певческое дыхание и атака звука. Грудная клетка
    человека, как меха баяна, постоянно и ритмично сжимается и расширяется в силу необходимости жизненного
    дыхания. Этот процесс ритмичен и автоматичен. Но певческое дыхание требует короткого вдоха и возможно
    долгого выдоха. В результате этого постепенного выдоха грудной воздух снизу равномерно давит на сомкну-
    тые в гортани связки и, прорываясь короткими толчками, заставляет их вибрировать и звучать. Если во время
    пения выдох произвести быстро и резко - получится резкий выкрик, после чего звучание иссякнет до следую-
    щего вдоха.
    Для поддержания ровного, плавного звучания голоса необходимо сознательное регулирование вдоха и вы-
    доха.
    За выдох и вдох в организме человека отвечают мышцы-вдыхатели и мышцы-выдыхатели. Мышцы-
    выдыхатели, помимо своей основной роли расширения грудной клетки при вдохе, играют роль своеобразного
    тормоза, замедляющего выдох. Равномерное противодействие сомкнутых связок давящему на них снизу груд-
    ному воздуху создает ощущение звучащего "столба" и опоры голоса на этот "столб". Певец при этом чувствует,
    что звучащий "столб" основанием своим опирается на диафрагму, а вершиной уходит в голову, у народных пев-
    цов - где-то вблизи верхних зубов и переносицы. Ощущение "столба" при хорошем и удобном звучании голоса
    возникает как у народных певцов, так и у академических.
    Опыт работы с народными певцами показывает, что лучше сохранить непроизвольный, естественный для
    данного человека тип вдоха: грудной, нижне-реберный, смешанный, исключая верхне-грудной или ключичный
    как непригодный для пения.
    Вдох должен быть легким, беззвучным, но достаточно глубоким. Для этого необходимо следить, чтобы
    певец не хватал воздух ртом, а делал как бы "внутренний" вдох, то есть набирал воздух при помощи расшире-
    ния брюшных мышц и через нос.
    Очень опасен перебор воздуха. Это явление очень распространено у многих певцов, даже профессиональ-
    ных.
    При большом количестве набранного воздуха трудно регулировать выдох. При излишнем и шумном вдохе
    певцы почти всегда форсируют звук, что ни в коем случае нельзя допускать. "Опора" голоса при выдохе произ-
    водится только на опустошенную диафрагму. Внешне при этом наблюдается ощутимое движение грудной
    клетки вниз, одновременно напряжение мышц в области диафрагмы (в поясе). При высоких и сильных звуках
    это движение мышцы очень заметно и ощутимо.

    Во время пения найденное ощущение опоры нужно зафиксировать на все время звучания голоса. Иногда
    неопытные певцы, желая задержать дыхание, от излишнего старания как бы запирают воздух в груди. В таком
    случае взаимодействие голосовых связок и грудного воздуха нарушается. Мышцы груди и живота напряжены, но
    голос не звучит. Чтобы предотвратить искусственность в работе певческого аппарата, следует всегда искать в
    жизненной практике естественный отправной момент, при котором нужное звучание проявляется как бы само
    собой, например: воспроизведение ауканья и перекличек в лесу; ощущение опорности звука можно найти путем
    естественного вздоха "ох", который как бы снимает усталость. При многократном повторении "ох" на различной
    звуковой высоте довольно скоро начинающий певец начинает понимать процесс опорности дыхания. При этом
    хорошо распевается голос, если помнить о том, что он должен звучать на свободной гортани в грудном резонато-
    ре, и главное, эти звуки должны произноситься, а не пропеваться.
    Многолетний опыт работы с народным хором показал (особенно с начинающими певцами), как важно сра-
    зу научить коллектив правильному вокальному дыханию, потому что от этого зависит звучание каждого певца
    и хора в целом. Для этого необходимо в начале каждой репетиции уделять некоторое время упражнениям для
    вокального дыхания, опорности звука. Например, активно вдохнуть через нос, направляя дыхание вниз живота
    и также активно вытолкнуть дыхание через рот - это упражнение для работы диафрагмы (следить, чтобы дыха-
    ние не направлялось в грудь). Так подышать полминуты и дать успокоиться организму - также глубоко ды-
    шать, но выпускать дыхание, как будто "тушишь свечу"; при этом закрепляется опорность воздушного "стол-
    ба"; также активно брать дыхание через нос, при этом поработать руками (поиграть в бокс): на вдох - движение
    одной руки, на выдох - другой. Потом снова "потушить свечу". Такое дыхание очень полезно и для кровообра-
    щения, это как гимнастика перед пением, снимает физическую усталость, особенно перед вечерней репетицией.
    Далее, закрепляя ощущение опоры на "тушение свечи", повторить это много раз, изображая проколотый мяч - на
    сочетании букв тссс... выпускать запас дыхания, которое должно поступать само собой, без нажима. Потом,
    сохраняя это ощущение, перевести на звук "ми". Но опять же не петь этот звук, а как бы поставить голос на
    опору, на эту высоту, и освободить его, голос звучит сам, опираясь на дыхание. На этом упражнении хорошо
    отрабатывается цепное дыхание в хоре, а также филировка звука (р, мр, ф, фф), то есть (крещендо, диминуэн-
    до), нюанс, который возможен только при владении вокальным дыханием. В хоре это можно делать на октав-
    ном унисоне или квинтовом сочетании женских и мужских голосов.
    В следующем упражнении, закрепляя навык дыхательной опоры, дается задание произносить (в октавном
    унисоне) гласные буквы "ё", "е", "я" близко, на зубах формируя каждую букву, открыто, звучно. Но опять же не
    пропевать буквы, а восклицать, опирая звук каждой буквы на грудной резонатор и "сбрасывая" его, тренировать
    этим самым вокальный прием, который используют народные певцы.

    Исполняя это упражнение, необходимо направлять внимание певца на грудное резонирование голоса, по-
    ложив руку на грудь, постараться запомнить это ощущение и сохранять его при пении, как бы направляя голос
    на грудь. Поднимаясь по полутонам вверх, примерно с ноты соль, необходимо подключать головной регистр,
    как бы направляя голос в голову, при этом не отключая грудного резонатора.
    Каждый певец должен представлять себе работу связок во время пения. Когда голос звучит в среднем ре-
    гистре, связки смыкаются срединой, верхние края связок звучат на высоких тонах, на низких звуках смыкаются
    нижние края связок. Когда голос звучит ровно, мягко, выразительно, значит певец владеет регистрами во время
    пения, связки его пластичны, гибки и подчиняются воле певца.

    Данное упражнение дает возможность выработать пластичность голоса в верхнем регистре, укрепить опо-
    ру звуками, расширить диапазон голоса.
    На ощущении е, ё, я произносить (а не петь) сочетание букв "гу", посылая голос на расстояние, далеко. Ни
    в коем случае не снимать голос с грудного резонатора. Подниматься по полутонам вверх до и выше, также
    вниз. Это упражнение научит пользоваться смешанным регистром, микстом.
    Для закрепления опоры звука и грудного резонатора, речевой интонации необходимы упражнения, по-
    строенные на разговорности. Также, начиная с миЬ, сказать: "Ты, зря ль моя зорюшка, зорюшка вечерняя", -
    поднимаясь по полутонам вверх и опускаясь вниз. Говорить нужно в резонаторе, соблюдая при этом логиче-
    ский акцент в предложении, подчеркивая ударные слоги, открывая при этом гласные буквы, озвучивая их.
    Свободное резонирование голоса - залог хорошего пения. Качество звучания музыкального инструмента
    зависит от устройства корпуса, который является резонатором звука.
    В человеческом голосе роль резонатора выполняет грудь, диафрагма, гортань, так называемые нижние
    грудные резонаторы (расположенные ниже голосовых связок), а также верхние головные резонаторы: глотка,
    полость рта, носоглотка и ее придаточные полости. Для того чтобы хорошо звучал голос, необходимо его на-
    править в естественные резонаторы. Достаточно проговорить какую-то фразу на высоких и низких звуках, как
    вы почувствуете резонирование голоса в головном и трудном регистре.

    Непрерывность и ровность звучания голоса - непременное условие народного пения. У хороших певиц го-
    лоса звучат всегда ровно и непрерывно. Произношение слов и непрерывность звучания голоса органично слиты
    и составляют единое целое.
    В художественной самодеятельности руководителю часто приходится сталкиваться с певцами, которые не
    владеют народной техникой пения, а еще чаще имеют неправильные навыки пения. Какие же дефекты в пении
    мешают руководителю добиться плавного пения и как их исправить? Самый распространенный недостаток -
    это пение толчками, когда голос резко выталкивается из горла и гаснет, прежде чем кончилась музыкальная
    длительность звука. Это зависит, прежде всего, от атаки звука. Атака бывает жесткая, мягкая, придыхательная.
    При жесткой атаке голосовые связки резко и напряженно смыкаются, выдох также автоматически становится
    резким; значительно труднее достигнуть плавности пения, она может привести к перенапряжению и прежде-
    временному износу голосовых связок.
    При мягкой атаке в народном пении связки смыкаются плотно, но мягко. Мягкая атака щадящая - она не
    травмирует и не утомляет связки, поэтому она и может быть рекомендована как основной способ звукообразо-
    вания в народном пении.
    При придыхательной атаке связки смыкаются не плотно, грудной воздух свободно вытекает сквозь них, не
    заставляя связки активно вибрировать. Звучание голоса при этом сиплое, вялое Придыхательная атака в народ-
    ном пении практически мало применима. Она встречается в колыбельных песнях и плачах.
    Работе над плавностью пения очень мешает дурная привычка скандирования - отбивать слоги. Иногда
    ударные, иногда все подряд. Чаще всего в хоровом пении это делается в целях ансамбля - одновременного про-
    изношения слов и четкости ритма.
    Для достижения отчетливости этот способ самый быстрый, но далеко не самый верный, так как он искус-
    ственен, он не позволяет певцу петь плавно, даже если он захочет. В народе четкость достигается точностью
    пения, а необходимая акцентировка - артикуляционными средствами, не нарушающими вокальной линии.
    Наиболее часто встречающимися недостатками звучания голоса певцов являются следующие:
    1. "Белый звук" - это бестембровый, плоский, невыразительный звук. Он возникает, когда певец не умеет
    пользоваться естественными резонаторами. Небная занавеска в таком случае неподвижна, маленький язычок
    низко нависает над корнем языка.
    Путь к исправлению - развитие певческой инициативы, нахождение опоры естественного резонирования и
    высокой позиции.
    2. Глоточный звук - тяжелый, глухой, как бы выдавленный снизу из груди, крайне неприятный по тембру
    и совершенно бесперспективный с точки зрения развития голоса. Это грудной, открытый звук, направляемый
    певцом в глубину расширенной глотки и совершенно лишенный головных обертонов, так как при таком спосо-
    бе звукообразования голос не может найти к ним пути. На глоточный звук чаще всего сбиваются певцы, кото-
    рые не владели до этого манерой и при поисках грудного открытого звука "нашли" звучание, которое им кажет-
    ся очень ярким и сильным. Петь при таком звуке нетрудно, потому что они пользуются исключительно только
    грудным регистром. Звучание им нравится своей силой и кажущейся яркостью (ведь они слушают себя изнут-
    ри, а не снаружи). Этот звук очень навязчив и заразителен. Если хоть один певец в хоре поет таким звуком, все
    другие также переходят на него, потому что петь рядом с ним легким и правильным звуком невозможно. Ис-
    правлять его очень трудно, но допускать продолжения пения таким звуком нельзя.
    3. Сиплое, слабое звучание голоса зависит, чаще всего, от отсутствия певческих навыков, вялости певче-
    ского аппарата. Этот недостаток можно исправить, развивая певческие навыки, преимущественно "опору", ак-
    тивизируя певческий тонус. Полезно в качестве упражнения многократно проговаривать распевной скорого-
    воркой фразу плясового или шуточного характера, например: "подвернулся, подломился каблучок, да пала де-
    вушка на правый на бочок" и др.
    4. Сиплое и слабое звучание голоса на низких и средних звуках диапазона, более звучное и яркое на вы-
    соких зависит от неумения пользоваться грудным резонатором, неразвитой "опорой" на диафрагму. Для ис-
    правления нужно "искать" грудной тембр в голосе, сначала в разговоре, потом в пении. Иногда при поисках
    грудного звучания теряется высокая позиция и "пропадает" верхний регистр, чего допускать нельзя.
    5. Крикливое звучание голоса на верхних звуках при звучном и сочном на нижних зависит от неумения
    сглаживать регистровые переходы. Главную помощь при исправлении недостатка окажет нахождение высокой
    позиции. Она должна присутствовать на всем протяжении диапазона. По мере движения вверх должно усили-
    ваться звучание головных обертонов.
    Необходимо подчеркнуть, что весь процесс вокальных занятий должен быть живым, увлекательным и раз-
    нообразным. А руководитель должен своим "вокальным ухом" контролировать звучание голоса певца, замечать
    малейшие изменения в нем и правильно определить их характер. Развитие вокального слуха - одно из главных
    условий повышения квалификации руководителя.

    Поделиться: