Где библия доказывает что есть душа. Вести от умерших близких. Библия о состоянии человека после смерти

Вы сами то читаете, что пишите? Душа "бессмертна", но можно ее погубить согласно Мат. 10:28 - это как? Числа 23:10 или Судей 16:30 где говориться о смерти души? Надеюсь, Вы найдете вразумительный ответ и осмелитесь ответить хотя бы по почте.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Словом душа в славянской и русской Синодальной Библии переведено еврейское нефеш (в греческой Библии –психе ; в Вульгате – анима ). Все эти слова этимологически близки, поскольку связывают жизнь человека с образом дыхания. Слово «душа» в Священном Писании употребляется в нескольких значениях: 1. Как духовное начало, богоподобная сущность. В этом значении понятие это синонимично понятию дух (евр. руах ): «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его»; Еккл.12:7). В том же значении, в каком понятие дух употребляется в процитированном стихе, понятие душа , используется в 48-м псалме: «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» (Пс.48:16). Душа неразрушима и бессмертна: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс.15:10-11). В этом же значении говорит Господь Иисус Христос: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). Люди могут убить тело, но не могут, если бы даже захотели, умерщвлять душу, лишить ее жизни. Господь же может ее погубить в геенне , т.е. поместить в место вечных мук. Когда в новозаветных священных книгах говорится об избавлении души от смерти, то имеется ввиду не физическая смерть, не уничтожение души, а потеря вечной жизни, томление в аде. Только жизнь с Богом может быть названа жизнью в точном значении этого слова. «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» (Откр.20:14). 2. Слово душа в Библии нередко означает орган чувств. В этом значении оно тождественно понятию сердце . Поэтому говорится, что душа любит (Песн.3:1-2), страдает (Быт.42:21), проявляет желания (Мих.7:1), томится (Пс.83:3), веселится (Пс.85:4), утешается: «При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою» (Пс.93:19). 3. Часто священные писатели словом душа называют живого человека, т.е. человека в целом: «Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его, кроме жен сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ» (Быт.46:26); «Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!» (Числ.23:10). Поэтому говорится, что душа жаждет, голодает, насыщается пищей: «Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден» (Притч.6:30); «И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет» (Ис.29:8). В этом смысле 3-м смысле и говорится о смерти души (человека): «Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу [и пролить] кровь невинную!» (Вт.27:25), истребить ее: «истребится душа та из народа своего» (Лев.7:20). В книге Судей то же говориться о смерти человека: «И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (16:30).

Приведенные нами значения слова душа является общепринятой точкой зрения библейской науки. Можно открыть любую специальную энциклопедию или словарь. Письмо, на которое мы отвечаем, ценно тем, что оно ярко иллюстрирует опасность буквализма при чтении Священного Писания. Читающий Библию должен обращать внимание не только на отдельные стихи, но и на контекст. Это важнейшее правило экзегетики. Иначе легко можно ошибиться.

Быт 1:30 ...и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая,..
Быт 12:13 ...и дабы жива была душа моя чрез тебя...
Быт 17:14 ...истребится душа та из народа своего,..
Быт 27:4 ...чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру...
Быт 27:19 ...чтобы благословила меня душа твоя...
Быт 27:25 ...чтобы благословила тебя душа моя...
Быт 27:31 ...чтобы благословила меня душа твоя...
Быт 32:30 ...и сохранилась душа моя...
Быт 34:3 ...И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова,..
Быт 35:18 ...И когда выходила из нее душа , ибо она умирала,..
Быт 44:30 ...и не будет с нами отрока, с душею которого связана душа его,..
Быт 49:6 ...в совет их да не внидет душа моя,..
Исх 12:15 ...душа та истреблена будет из среды Израиля...
Исх 12:19 ...душа та истреблена будет из общества [сынов] Израилевых,..
Исх 15:9 ...насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя...
Исх 31:14 ...та душа должна быть истреблена из среды народа своего;..
Лев 2:1 ...Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного,..
Лев 4:2 ...если какая душа согрешит по ошибке...
Лев 7:20 ...если же какая душа , имея на себе нечистоту,..
Лев 7:20 ...то истребится душа та из народа своего;..
Лев 7:21 ...и если какая душа , прикоснувшись к чему-нибудь нечистому,..
Лев 7:21 ...то истребится душа та из народа своего...
Лев 7:25 ...истребится душа та из народа своего;..
Лев 7:27 ...истребится душа та из народа своего...
Лев 17:11 ...потому что душа тела в крови,..
Лев 17:12 ...ни одна душа из вас не должна есть крови,..
Лев 17:14 ...ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его;..
Лев 17:14 ...потому что душа всякого тела есть кровь его:..
Лев 19:8 ...и истребится душа та из народа своего...
Лев 20:6 ...И если какая душа ...
Лев 22:3 ...то истребится душа та от лица Моего...
Лев 23:29 ...а всякая душа , которая не смирит себя в этот день,..
Лев 23:30 ...и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей,..
Лев 26:11 ...и душа Моя не возгнушается вами;..
Лев 26:15 ...и если душа ваша возгнушается Моими законами,..
Лев 26:16 ...от которых истомятся глаза и измучится душа ,..
Лев 26:30 ...и возгнушается душа Моя вами;..
Лев 26:43 ...и душа их гнушалась постановлениями Моими,..
Чис 5:6 ...и виновна будет душа та,..
Чис 9:13 ...истребится душа та из народа своего,..
Чис 11:6 ...а ныне душа наша изнывает;..
Чис 15:30 ...истребится душа та из народа своего,..
Чис 15:31 ...истребится душа та;..
Чис 23:10 ...Да умрет душа моя смертью праведников,..
Втор 12:15 ...Впрочем, когда только пожелает душа твоя,..
Втор 12:20 ...потому что душа твоя пожелает есть мяса, –..
Втор 12:23 ...потому что кровь есть душа :..
Втор 13:6 ...или друг твой, который для тебя, как душа твоя,..
Втор 14:26 ...и покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя,..
Втор 14:26 ...и всего, чего потребует от тебя душа твоя;..
Втор 23:24 ...можешь есть ягоды досыта, сколько хочет душа твоя,..
Втор 24:15 ...ибо он беден, и ждет ее душа его;..
Нав 2:14 ...душа наша вместо вас да будет предана смерти,..
Суд 5:21 ...Попирай, душа моя, силу!..
Суд 10:16 ...И не потерпела душа Его страдания Израилева...
Суд 16:30 ...И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами!..
1Цар 1:26 ...да живет душа твоя, господин мой!..
1Цар 2:16 ...и потом возьми себе, сколько пожелает душа твоя,..
1Цар 17:55 ...Авенир сказал: да живет душа твоя, царь;..
1Цар 18:1 ...душа Ионафана прилепилась к душе его,..
1Цар 20:3 ...но жив Господь и жива душа твоя!..
1Цар 20:4 ...чего желает душа твоя, я сделаю для тебя...
1Цар 25:26 ...И ныне, господин мой, жив Господь и жива душа твоя,..
1Цар 25:29 ...то душа господина моего...
1Цар 26:21 ...потому что душа моя была дорога ныне в глазах твоих;..
2Цар 1:9 ...ибо тоска смертная объяла меня, душа моя все еще во мне...
2Цар 3:21 ...и будешь царствовать над всеми, как желает душа твоя...
2Цар 14:19 ...и сказала: да живет душа твоя, господин мой царь;..
3Цар 11:37 ...и ты будешь владычествовать над всем, чего пожелает душа твоя,..
3Цар 17:21 ...да возвратится душа отрока сего в него!..
3Цар 17:22 ...и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил...
3Цар 20:39 ...если его не станет, то твоя душа будет за его душу,..
3Цар 20:42 ...душа твоя будет вместо его души, народ твой вместо его народа...
4Цар 1:13 ...да не будет презрена душа моя и душа рабов твоих –..
4Цар 1:14 ...но теперь да не будет презрена душа моя пред очами твоими!..
4Цар 2:2 ...Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя!..
4Цар 2:4 ...И сказал он: жив Господь и жива душа твоя!..
4Цар 2:6 ...И сказал он: жив Господь и жива душа твоя!..
4Цар 4:27 ...душа у нее огорчена,..
4Цар 4:30 ...И сказала мать ребенка: жив Господь и жива душа твоя!..
4Цар 10:24 ...и сказал: душа того, у которого спасется кто-либо из людей,..
Иов 6:7 ...До чего не хотела коснуться душа моя,..
Иов 7:15 ...и душа моя желает лучше прекращения дыхания,..
Иов 12:10 ...В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти...
Иов 14:22 ...но плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает...
Иов 16:4 ...если бы душа ваша была на месте души моей;..
Иов 23:13 ...Он делает, чего хочет душа Его...
Иов 24:12 ...В городе люди стонут, и душа убиваемых вопит,..
Иов 30:16 ...И ныне изливается душа моя во мне:..
Иов 30:25 ...не скорбела ли душа моя о бедных?..
Иов 33:20 ...и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи...
Иов 33:22 ...И душа его приближается к могиле и жизнь его – к смерти...
Иов 36:14 ...поэтому душа их умирает в молодости...
Пс 6:4 ...и душа моя сильно потрясена;..
Пс 10:5 ...а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его...
Пс 24:13 ...Душа его пребудет во благе,..
Пс 29:13 ...да славит Тебя душа моя и да не умолкает...
Пс 30:10 ...иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя...
Пс 32:20 ...Душа наша уповает на Господа:..
Пс 33:3 ...Господом будет хвалиться душа моя;..
Пс 34:9 ...А моя душа будет радоваться о Господе,..
Пс 41:2 ...так желает душа моя к Тебе, Боже!..
Пс 41:3 ...Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому:..
Пс 41:6 ...Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?..
Пс 41:7 ...Унывает во мне душа моя;..
Пс 41:12 ...Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?..
Пс 42:5 ...Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?..
Пс 43:26 ...ибо душа наша унижена до праха,..
Пс 56:2 ...ибо на Тебя уповает душа моя,..
Пс 56:5 ...Душа моя среди львов;..
Пс 56:7 ...душа моя поникла;..
Пс 61:2 ...Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое...
Пс 61:6 ...Только в Боге успокаивайся, душа моя!..
Пс 62:2 ...Тебя жаждет душа моя,..
Пс 62:6 ...Как туком и елеем насыщается душа моя,..
Пс 62:9 ...к Тебе прилепилась душа моя;..
Пс 70:23 ...и душа моя, которую Ты избавил;..
Пс 76:3 ...душа моя отказывается от утешения...
Пс 83:3 ...Истомилась душа моя, желая во дворы Господни;..
Пс 87:4 ...ибо душа моя насытилась бедствиями,..
Пс 93:17 ...вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания...
Пс 102:1 ...Благослови, душа моя, Господа,..
Пс 102:2 ...Благослови, душа моя, Господа...
Пс 102:22 ...Благослови, душа моя, Господа!..
Пс 103:1 ...Благослови, душа моя, Господа!..
Пс 103:35 ...Благослови, душа моя, Господа!..
Пс 104:18 ...в железо вошла душа его,..
Пс 106:5 ...терпели голод и жажду, душа их истаевала в них...
Пс 106:18 ...от всякой пищи отвращалась душа их,..
Пс 106:26 ...душа их истаевает в бедствии;..
Пс 114:7 ...Возвратись, душа моя, в покой твой,..
Пс 118:20 ...Истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время...
Пс 118:25 ...Душа моя повержена в прах;..
Пс 118:28 ...Душа моя истаевает от скорби:..
Пс 118:81 ...Истаевает душа моя о спасении Твоем;..
Пс 118:109 ...Душа моя непрестанно в руке моей,..
Пс 118:129 ...потому хранит их душа моя...
Пс 118:167 ...Душа моя хранит откровения Твои,..
Пс 118:175 ...Да живет душа моя и славит Тебя,..
Пс 119:6 ...Долго жила душа моя с ненавидящими мир...
Пс 122:4 ...довольно насыщена душа наша поношением от надменных...
Пс 123:7 ...Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих:..
Пс 129:5 ...надеется душа моя;..
Пс 129:6 ...Душа моя ожидает Господа...
Пс 130:2 ...душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди...
Пс 138:14 ...Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это...
Пс 142:6 ...душа моя – к Тебе, как жаждущая земля...
Пс 145:1 ...Хвали, душа моя, Господа...
Притч 11:25 ...Благотворительная душа будет насыщена,..
Притч 13:2 ...душа же законопреступников – зло...
Притч 13:4 ...Душа ленивого желает, но тщетно;..
Притч 13:4 ...а душа прилежных насытится...
Притч 19:15 ...и нерадивая душа будет терпеть голод...
Притч 21:10 ...Душа нечестивого желает зла:..
Притч 27:7 ...Сытая душа попирает и сот,..
Еккл 6:3 ...но душа его не наслаждалась бы добром...
Еккл 6:7 ...а душа его не насыщается...
Еккл 7:28 ...Чего еще искала душа моя, и я не нашел? –..
Песн 1:6 ...Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты?..
Песн 3:1 ...На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя,..
Песн 3:2 ...и буду искать того, которого любит душа моя;..
Песн 3:3 ...не видали ли вы того, которого любит душа моя?..
Песн 3:4 ...как нашла того, которого любит душа моя,..
Песн 6:12 ...Не знаю, как душа моя влекла меня...
Ис 1:14 ...Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя:..
Ис 15:4 ...душа его возмущена в нем...
Ис 26:8 ...к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша...
Ис 29:8 ...но пробуждается, и душа его тоща;..
Ис 29:8 ...и душа его жаждет:..
Ис 42:1 ...избранный Мой, к которому благоволит душа Моя...
Ис 53:10 ...когда же душа Его принесет жертву умилостивления,..
Ис 55:2 ...и душа ваша да насладится туком...
Ис 55:3 ...послушайте, и жива будет душа ваша, –..
Ис 61:10 ...возвеселится душа моя о Боге моем:..
Ис 66:3 ...и душа их находит удовольствие в мерзостях их, –..
Иер 4:19 ...ибо ты слышишь, душа моя, звук трубы, тревогу брани...
Иер 4:31 ...о, горе мне! душа моя изнывает пред убийцами...
Иер 5:9 ...и не отмстит ли душа
Иер 5:29 ...и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот?..
Иер 6:8 ...чтобы душа Моя не удалилась от тебя,..
Иер 9:9 ...не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот?..
Иер 13:17 ...то душа моя в сокровенных местах будет оплакивать гордость вашу,..
Иер 15:1 ...душа Моя не приклонится к народу сему;..
Иер 21:9 ...тот будет жив, и душа его будет ему вместо добычи;..
Иер 22:27 ...а в землю, куда душа их будет желать возвратиться,..
Иер 31:12 ...и душа их будет как напоенный водою сад,..
Иер 38:2 ...и душа его будет ему вместо добычи,..
Иер 38:17 ...то жива будет душа твоя, и этот город не будет сожжен огнем,..
Иер 38:20 ...и жива будет душа твоя...
Иер 39:18 ...и душа твоя останется у тебя вместо добычи,..
Иер 50:19 ...и душа его насытится на горе Ефремовой и в Галааде...
Плач 3:20 ...Твердо помнит это душа моя и падает во мне...
Плач 3:24 ...Господь часть моя, говорит душа моя,..
Иез 4:14 ...душа моя никогда не осквернялась,..
Иез 18:4 ...как душа отца, так и душа сына – Мои:..
Иез 18:4 ...душа согрешающая, та умрет...
Иез 18:20 ...Душа согрешающая, она умрет;..
Иез 23:17 ...и отвратилась от них душа ее...
Иез 23:18 ...тогда и от нее отвратилась душа Моя,..
Иез 23:18 ...как отвратилась душа Моя от сестры ее...
Иез 23:22 ...от которых отвратилась душа твоя,..
Иез 23:28 ...в руки тех, от которых отвратилась душа твоя...
Ос 4:8 ...и к беззаконию его стремится душа их...
Иона 2:8 ...Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе,..
Мих 7:1 ...ни спелого плода, которого желает душа моя...
Авв 2:4 ...Вот, душа надменная не успокоится,..
Зах 11:8 ...и отвратится душа Моя от них,..
Зах 11:8 ...как и их душа отвращается от Меня...

Мф 6:25 ...Душа не больше ли пищи, и тело одежды?..
Мф 12:18 ...Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя...
Мф 26:38 ...душа Моя скорбит смертельно;..
Мк 14:34 ...И сказал им: душа Моя скорбит смертельно;..
Лк 1:46 ...И сказала Мария: величит душа Моя Господа,..
Лк 12:19 ...душа ! много добра лежит у тебя на многие годы:..
Лк 12:23 ...душа больше пищи,..
Ин 12:27 ...Душа Моя теперь возмутилась;..
Деян 2:31 ...что не оставлена душа Его в аде,..
Деян 3:23 ...и будет, что всякая душа ,..
Деян 4:32 ...У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа ;..
Деян 20:10 ...не тревожьтесь, ибо душа его в нем...
Деян 27:22 ...потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль...
3Ин 1:2 ...как преуспевает душа твоя...
Рим 13:1 ...Всякая душа да будет покорна высшим властям,..
1Фес 5:23 ...и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока...
Евр 10:38 ...а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя...

Вар 2:18 ...который ходит поникши и уныло, и глаза потусклые и душа алчущая...
Вар 3:1 ...стесненная душа и унылый дух взывает к Тебе:..
3Езд 3:29 ...видит душа моя многих грешников, – и изныло сердце мое,..
3Езд 5:14 ...и душа моя изнемогла, как будто исчезала...
3Езд 5:22 ...но душа моя прияла дух разумения,..
3Езд 6:37 ...ибо дух мой воспламенялся сильно, и душа моя томилась...
3Езд 8:4 ...Я отвечал и сказал: душа ! пожри смысл и поглоти мудрость...
3Езд 10:36 ...Чувство ли мое обманывает меня, или душа моя грезит во сне?..
Иудф 7:27 ...хотя мы будем рабами их, зато жива будет душа наша,..
Иудф 10:13 ...и ни одна живая душа ...
Иудф 12:4 ...Иудифь отвечала ему: да живет душа твоя, господин мой;..
Иудф 12:16 ...Подвиглось сердце Олоферна к ней, и душа его взволновалась:..
Иудф 14:19 ...то разорвали одежды свои, и душа их сильно смутилась,..
Прем 4:14 ...ибо душа его была угодна Господу,..
Сир 6:2 ...чтобы душа твоя не была растерзана, как вол:..
Сир 6:4 ...Душа лукавая погубит своего обладателя...
Сир 7:23 ...Разумного раба да любит душа твоя,..
Сир 9:11 ...чтобы не склонилась к ней душа твоя,..
Сир 14:2 ...Блажен, кого не зазирает душа его и кто не потерял надежды своей...
Сир 16:17 ...ибо что душа моя в неизмеримом создании?..
Сир 16:31 ...Душа всего живущего покрыла лице ее,..
Сир 19:3 ...гниль и черви наследуют его, и дерзкая душа истребится...
Сир 23:21 ...душа горячая, как пылающий огонь, не угаснет, пока не истощится;..
Сир 25:3 ...И три рода людей возненавидела душа моя,..
Сир 31:22 ...встал рано, и душа его с ним;..
Сир 34:15 ...Блаженна душа боящегося Господа!..
Сир 37:18 ...душа человека иногда более скажет, нежели семь наблюдателей,..
Сир 37:31 ...и не всякая душа ко всему расположена...
Сир 47:17 ...Душа твоя покрыла землю, и ты наполнил ее загадочными притчами;..
Сир 50:27 ...Двумя народами гнушается душа моя, а третий не есть народ:..
Сир 51:8 ...Душа моя близка была к смерти,..
Сир 51:25 ...Душа моя подвизалась ради нее, и в делах моих я был точен;..
Сир 51:34 ...и пусть душа ваша принимает учение;..
Сир 51:37 ...Да радуется душа ваша о милости Его, и не стыдитесь хвалить Его;..
Тов 6:18 ...и душа его крепко прилепилась к ней...
Тов 13:7 ...Превозношу я Бога моего, и душа моя – Небесного Царя,..
Тов 13:15 ...Да благословляет душа моя Бога, Царя великого,..
Тов 14:11 ...Когда он это сказал, душа его оставила его на ложе;

Посещая какой-нибудь собор, церковь или монастырь люди, порой даже не отдавая себе отчета, покупают свечи и ставят их за упокой души своих умерших близких и родных. Нередко люди отдают список имен своих почивших близких церковным служителям, чтобы священник с кафедры помянул их перед Богом. Многие, посещая кладбища, рассказывают у могил близких о своих переживаниях, радостях, считая, что души родственников их обязательно услышат. То и дело слышишь рассказы о том, как во сне к живым являются их умершие родные и дают им некоторые советы, или рассказывают о своем житье-бытье в других мирах. Как-то по телевизору один известный оперный певец рассказал о том, что с Богом он общается через свою умершую мать, которая и после смерти поддерживает его так же, как делала это при жизни. Другие ходят на специальные спиритические сеансы, чтобы встретиться и пообщаться с душами своих умерших близких. Мы читаем рассказы людей, находившихся когда-то в состоянии клинической смерти, в которых они вспоминают о путешествии своей души, о встрече с Богом. Многие сегодня увлекаются чтением книг, которых появилось великое множество, о путешествиях душ, перевоплощениях. Нередко эти книги написаны людьми, не имеющими никакого отношения к восточным религиям. Несколько лет назад корреспондент газеты «Аргументы и факты» задал вопрос одному священнику о том, что происходит с душой только что умершего человека, на что тот ответил, что в первое время душа в сопровождении ангелов путешествует по земле, приходит в свою семью, а потом отправляется к Богу, который определяет ее участь — в раю или аду ей уготовано пребывать (что, якобы, происходит на 9-й день после смерти), а на 40-й день душа возносится от земли.

В несчастьях люди утешаются тем, что теперь наши близкие в раю, где им не грозят беды и скорби. Традиционным стало отмечать поминовение души на 9-й и 40-й дни.

Многих страшит ад, где по учению многих религий, вечно суждено мучиться в неугасимом пламени душам грешников. Часто именно этот не осознанный до конца страх влечет даже неверующего человека в церковь, особенно по праздникам, выполнить те или иные обряды, сделать пожертвования храму, подать милостыню, постоять на службе. Подобными же действиями мы пытаемся обезопасить души наших умерших близких от вечных мук. Порой скрупулезно соблюдая обряды погребения, поминовения на 9-й и 40-й дни после смерти, по праздникам ставя свечи за упокой души в церкви, люди не знают, что Сам Бог в Своем Слове — Библии говорит о душе, о том, есть ли жизнь после смерти, полагаясь при этом на мнения, представления и знания других людей. А ведь насколько более важно знать мнение Бога, чем мнения других людей, пусть очень мудрых и имеющих, быть может, высокий духовный сан, но, тем не менее, всего лишь людей, таких же, как и мы с вами.

Что же Бог на страницах Библии говорит о бессмертии души?

1. Вначале рассмотрим, как Библия объясняет, что же такое душа.

Душа — это жизнь . «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:1). «И побили все дышущее, что было в нем, мечом, предав заклятию; не осталось ни одной души…» (И. Навин 11:11). «Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное» (Ис. 57:16). Как видим, в этих текстах душа представлена как символ жизни, как символ живого человеческого организма.

Душа — это отдельная личность, человек . «Скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та…» (Числа 5:6). «…во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть, восемь душ, спаслись от воды» (1-Петра 3:20). «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41). «Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ» (Деян. 27:37). Из этих текстов мы видим, что душа равнозначна понятию человек.

Душа — как символ чувств, мышления, настроения . «Когда кончил Давид разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу» (1 кн. Царств 18:1). «Когда же пришла… на гору… И подошел Гиезий, чтобы отвести ее; но человек Божий сказал: «Оставь ее; душа у нее огорчена…» (4 кн. Царств 4:27). «Душа моя истаевает от скорби: укрепи меня по слову Твоему» (Пс. 118:28). «Твердо помнит это душа моя, и падает во мне» (Плач Иеремии 3:20).

Душой в Библии именуются не только люди, но и животные . «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее…» (Быт. 1:21). Слово «нэфэш», переведенное на русский язык, как «душа», обозначает в дословном переводе слово «дышать». В книгах Нового Завета, написанных изначально по-гречески, слову «нэфэш» соответствует слово «псюхэ», также дословно переводящееся на русский язык как глагол «дышать». Именно в этом понимании понятие «душа» упоминается в Библии, иными словами, как символ жизни. Ни в одном месте Библии мы не встретим упоминания о том, что душа человека бессмертна и после смерти продолжает жить. Согласно Библии, бессмертием обладает только Бог. Нередко приходится слышать о том, что ангелы бессмертны — да, если Бог их наделяет вечной жизнью. Но Бог имеет право и отнять эту жизнь, и ангелы в этом случае могут потерять бессмертие. В Библии ясно сказано, что в конце времени Бог уничтожит навеки сатану — родоначальника греха, а ведь всем известно, что он изначально был сотворен как ангел Люцифер. «…единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете…» (1-Тим. 6:15—16).

2. Единство духа, души и тела:

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока…» (1-Фес. 5:23).

3. Библия о состоянии человека после смерти:

«Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; И любовь их и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл. 9:5—6). «Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:10). «А человек умирает, и распадается; отошел, и где он? … Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего… В чести ли дети его, он не знает; унижены ли, он не замечает» (Иов 14:10, 12, 21). «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:4).

Как видим, вопреки учению многих церквей, говорящих о жизни после смерти и о бессмертии души, о радости душ в раю, о страдании их в аду, об их переживаниях об оставленных на земле близких, Господь со страниц Библии все это полностью отвергает. Со смертью человека, как мы увидели в Священном Писании, исчезают все его помышления, привязанности, любовь, ненависть. Что же такое смерть, и что происходит с человеком, когда он умирает? Вот как Сам Христос пояснил Своим ученикам, что такое смерть: «Сказав это, говорит им потом: «Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его». Ученики Его сказали: «Господи! Если уснул, то выздоровеет». Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: «Лазарь умер…» (Ин. 11:11—14). Нам Библия говорит, что после грехопадения Господь лишил человека вечной жизни, бессмертия: «И сказал Господь Бог: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно… И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима… чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:22—24). Воскресение произойдет только при Втором Пришествии Христа, причем не бесплотной души, а всего человека, во плоти: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; И я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его…» (Иов 19:25—27). «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). «Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего» (Иов 14:12). «…все находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:28—29). «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе… ибо… земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19). «А сподобившиеся достигнуть… воскресения… умереть уже не могут… ибо они… суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине…» (Лк. 20:5—37).

Итак, сделаем обобщения, что же такое душа и смерть в свете Библии:

1. Душа (дыхание) — это символ жизни, живого человека, человеческих мыслей, чувств, желаний.

2. Существует единство духа, души и тела. Умирает тело, и вместе с ним умирает душа, иными словами, вместе с телом умирают чувства, желания, память, интеллект человека. После смерти от человека не остается ничего (!).

3. Смерть — это сон, который прервется при Втором Пришествии Христа, когда умершие праведники воскреснут и получат от Бога дар вечной жизни.

4. Воскреснут люди во плоти, это будут они сами, вернутся их память, мысли, чувства и т. д.

5. Человек лишился дара вечной жизни после грехопадения.

6. Бессмертием обладает только Бог.

7. При Втором Пришествии Христа воздаяние получат все — и праведники, и грешники.

Таким образом, Бог на страницах Библии опровергает лжеучение многих церквей о бессмертии души. Как же это лжеучение вкралось в христианство?

Как свидетельствует Священное Писание, евреи на протяжении сотен лет придерживались библейского понимания смерти души и тела. «Учение о бессмертии души опущено в Моисеевом законе… хотя… Казалось бы, что столь существенный для религии принцип мог быть поведан путем откровения избранному народу Палестины в самых ясных выражениях и что он мог бы быть безопасно вверен наследственной священнической расе Аарона» .

Однако положение начало меняться после Вавилонского пленения и утверждения канона (списка Ветхозаветных книг) при Ездре, после последнего ветхозаветного пророка Малахии (около 400 года до Р. Хр.). Тогда «в Иерусалиме мало-помалу образовались две знаменитые секты — саддукеи и фарисеи. Первые из них, состоящие из самых зажиточных и самых выдающихся членов общества, строго придерживались буквального смысла Моисеева закона и из чувства благочестия отвергали бессмертие души как такое учение, которое не имеет поддержки в содержании священных книг, считавшихся ими за единственное основание веры. А фарисеи присовокупляли к авторитету Священного Писания авторитет преданий, и под именем преданий принимали некоторые умозрительные положения, заимствованные от философии или от религии восточных народов… так как фарисеи, благодаря строгости своих нравов, успели привлечь на свою сторону большинство иудейского народа, то бессмертие души сделалось преобладающим убеждением синагоги» . Итак, понятие бессмертия души пришло в ветхозаветную церковь из философии и религии языческих народов, ее окружавших. Но благодаря появлению и деятельности Христа и апостолов, молодая новозаветная христианская церковь отвергла это языческое учение, не имеющее под собой никаких оснований в Ветхом Завете. Однако, по мере распространения проповеди Евангелия в церковь пришло много греков, через которых начинает действовать дьявол, который еще первым людям Адаму и Еве в Едеме пообещал: «…нет, не умрете… но… будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4—5). С тех пор лжеучение о бессмертии души врагом рода человеческого продолжало насаждаться с невероятным упорством. Понятие бессмертия души было сильно развито в греческой философии, последователи которой хотели научить людей не бояться смерти, которую они называли «роковым ударом, прекращающим нашу жизнь и избавляющим нас от житейских невзгод». «Они пришли к убеждению, что, так как ни одно из свойств материи не может быть применено к деятельности ума, то, стало быть, человеческая душа есть такая же субстанция, которая отлична от тела, чиста, несложна и духовна, что она не может подвергаться разложению и доступна для гораздо более высокой степени добродетели и счастия после того, как она освободится от своей телесной тюрьмы… философы, шедшие по стопам Платона, вывели весьма неосновательное заключение: они стали утверждать не только то, что человеческая душа бессмертна в будущем, но и то, что она существовала вечно, и стали смотреть на нее как на часть того бесконечного и существующего самим собою духа, который наполняет собой и поддерживает вселенную» . Воспитанные на этой философии греки, приняв христианство, привнесли в него понятие о бессмертной душе. И если в первые 100—200 лет это вызывало многие протесты, то к 4 веку по Р. Хр. данная доктрина окончательно вошла в церковь. Это также облегчалось тем, что, кроме греков, все народы — от населения Африки до славян — верили в бессмертие души как в один из неотъемлемых элементов язычества. У каждого народа были и свои понятия о царстве мертвых, аде: у египтян — Дуат, у вавилонян — «Страна без возврата», у греков — царство Аида; рае: у хеттов — Куммии, у скандинавов — Валгалла и т. д. В мифах народов мира описываются понятия ада и рая таким образом, что их трудно отличить от христианских. Учение об аде окончательно утвердилось в 533 году по Р. Хр. на церковном соборе в Византии под руководством императора Юстиниана Первого. Позже католическая церковь разрабатывает учение о чистилище, о котором мы уже писали. Можно было бы много писать о языческих корнях догмата о бессмертии души у разных народов, но мы остановимся на русских. К тому же это, думаю, представляет больший интерес, чем, скажем, у англов или франков.

Православная Церковь учит, что душа человеческая получила от Бога самостоятельное бытие и никогда не уничтожается. Хотя тело человека в известное время становится трупом и разрушается, однако, душа его продолжает и будет существовать до тех пор, пока Господь не воскресит (не восстановит из праха Иов 19: 25) тела, когда душа и тело соединятся для блаженной жизни, или для совместного мучения.

  • Неужели существуют люди, которые учат о душе иначе, чем Православная вера?

Таковы- адвентисты, утверждающие, что душа разрушается вместе с телом: когда человек умер, то душа его, по их мнению, погибла, а тело гниет и уничтожается и, таким образом, человек исчезает. По мнению адвентистов душа и тело, это - одно и то же: душа - это кровь в теле, а кровь, как известно, уничтожается вместе со всем телом, в котором она повсеместно течет.

  • Правильно ли адвентисты понимают, что тело и душа человека, это - одно и то же?

Нет, не правильно, потому что душа и тело - совершенно отличны одна от другой: тело - из земли, из праха земного (Быт. 2: 7), а душа есть дыхание Божественной жизни (Быт. 2:7). Да и созданы-то тело и душа отдельно.

  • Как повествуется в св. Писании о создании человека?

Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою . (Быт 2:7). Значит, отдельно было сотворено тело человека, и отдельно получила бытие душа.

  • Почему же в некоторых местах Писания душею называется кровь (Лев 17: 14; Втор. 12:23)?

Это говорится не о человеческой душе , происшедшей от Божия дуновения, а о душе животных; животная душа получила свое начало не от Божия дуновения, а от неразумной природы, воздействовавшей по Божию повелению. Так и говорится в св. Писании: и сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов и зверей земных (Быт 1: 20,24)

Поэтому и сказано (Втор. 12: 23), что душу животных можно (но, конечно, не должно) есть; о человеческой же душе нигде не сказано, что она может служить пищей.

Значит, нужно строго отличать душу человеческую от души животного, а адвентисты этого не делают и, таким образом, признают себя равноценными с животными и пресмыкающимися.

  • Показывает ли Писание разницу между телом и душой человека?

Кроме указанного отличия в творении души и тела, есть еще очень много научений св. Писания, что душа и тело совершенно различны между собою. Дух бодр , говорит Спаситель о спящих учениках Апостолах, плоть же немощна . (Мф 26:41). О смерти человека говорится так: и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его . (Еккл 12:7)

  • Каким же образом душа соединяется с телом?

Душа, по Писанию, живет в теле, как в жилище. Больной царь Езекия, ждавший смерти, так молился Господу: жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский. (Ис 38:12). В кн. прав. Иова читаем о людях, как об обитающих в храминах из брения (Иова 4: 19). Поэтому-то душа человеческая представляется входящей и выходящей из тела. О воскрешении прор. Илиею юноши говорится так: услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего (умершего) в него, и он ожил (3 Цар. 17: 22)

  • Есть ли в Писании еще подтверждение такого представления о душе?

Есть. Ап. Павел пишет: Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела : Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. (2 Кор 12:2-4). Значит, Ап. Павел понимал, что душа и без тела может быть в раю и слышать. А адвентисты этого не допускают. [если последовать их логике, в рай переносилась кровь, оставив тело?! - прямо, фильм ужасов- Sm].

  • Куда же уходит душа после своего разлучения с телом?

Мы не имеем точного указания на это, потому что не по нашим силам уразуметь это, подобно тому, как слепорожденный не может иметь представление ни о красном, ни о синем, ни о другом каком-либо цвете. По доверию зрячим, он может только знать, что существуют различные цвета, но каковы они и чем разнятся друг от друга, этого он не может знать, доколе не прозреет. Точно так же и мы, хотя и знаем, что есть где-то место для нашей души, но где оно и каково, знать мы не можем до тех пор, пока не умрем. В св. Писании это место называется разными именами: то "домом": говорится, что после смерти отходит человек в вечный дом свой (Еккл. 12: 5); то "обителью": Товит молился Богу, говоря: повели освободить меня... в обитель вечную (Тов. 3: 6); то "преисподней": Иаков сказал: С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю (Быт. 37: 35); то "страной мрака и тени": Многострадальный Иов говорил, что он отойдет в страну тьмы и тени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной (Иов. 10: 21,22)

  • Каким представляется место обитания душ умерших людей?

Оно представляется как бы наполненным живыми душами. Пророк Исаия пророчествовал о царе Вавилонском, что по его смерти, избавившийся от его мучительства еврейский народ так будет говорить о нем: Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. 10 Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам ! (Ис 14:9,10 срав. Иез 31: 3-18)

  • Как называется в Писании самое разлучение души и тела?

Называется отшествием души к Богу: возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу , Который дал его (Еккл. 12: 7)

  • На каком примере мы особенно легко можем убедиться, что душа каждого умершего человека продолжает существовать и сама по себе, без того тела, с которым раньше была соединена?

На примере Господа Иисуса Христа, Который был и совершенный Бог и совершенный человек.

  • Была ли у Спасителя душа человеческая?

Была. И когда Спаситель умирал на кресте, то, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки Твои передаю дух Мой (Лк. 23: 46)

  • Не умерла ли душа Спасителя, когда Он испустил дух?

Нет, не умерла, но отошла, как и все человеческие души, в место свое, в ад, хотя и не осталась там. Об этом нисхождении Христа предсказывал еще Псал. Давид; Ап. Петр приводит это пророчество в своей проповеди: Давид говорит о Нем, ... - Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни. ...Он (т.е. Давид) прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде , и плоть Его не видела тления . (Деяния 2:25, 27, 31). Значит, душа Спасителя, как и душа всех, умерших в Ветхом Завете людей, нисходила в ад, хотя и не осталась там.

  • Действительно ли душа Христова временно была в аду?

Несомненно, потому что и Ап. Павел пишет: Он и нисходил прежде в преисподняя места земли (Еф. 4: 9)

  • Что делал Спаситель в аду, когда нисходил туда душею Своею?

Апостол разъясняет, что Христос... быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым (т.е. духом) Он и находящимся в темнице, духам, сошедши, проповедал (1 Петр. 3: 18,19). И в другом месте Писания о том же читаем: мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом (1 Пет. 4:6)

  • Какое значение имеют для нас приведенные свидетельства св. Писания?

Во-первых, они убеждают, что души умерших не уничтожаются, как думают адвентисты; во-вторых, мы узнаем, что души умерших пребывают в сознательном, разумном состоянии, потому что души людей, умерших до крестной смерти Христа, слушали и понимали проповедь и благовестие сошедшего к ним в ад Спасителя; в-третьих, утешаясь приведенными свидетельствами Писания, мы сохраняли надежду (Рим. 15: 4) на то, что не умрем душой, как не умер душой Своей Спаситель, и будем жить "по Богу духом", как и те, кому благовествовал в аде Господь: душа Спасителя не умирала, а мы - подобны человеческой природе Спасителя, по сказанному, что Он, будучи Богом, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став, как человек (Фил. 2:7)

  • Чем еще можно доказать, что умершие действительно живут своими душами?

Это можно доказать тем, что бывали случаи, когда люди умершие являлись кому-либо из живущих еще на земле людей. Так, напр., Самуил явился Аэндорской волшебнице, обличил в нечестии присутствующего у нее для ворожбы царя Саула и предсказал смерть ему и сыновьям его, сказавши: завтра ты и сыны твои будете со мною, что и исполнилось.

Пр. Самуил, значит, живет после своей смерти вполне сознательной жизнью и даже знал, что будет с Еврейским народом и его царем Саулом (1 Цар. 28: 11-19)

  • Что отвечают адвентисты, когда им указать на пример явления пророка Самуила?

Они говорят, что это не Самуил явился, но диавол в образе Самуила.

  • Что сказать на это адвентистам?

Должно сказать, что они лгут на св. Писание, потому что ниоткуда не видно, что Саулу являлся диавол, а не Самуил. Напротив, Писание подтверждает явление именно Самуила. Премудрый Иисус, сын Сирахов, говорит о Самуиле: Он пророчествовал и по смерти своей, и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится . (Сирах 46:23).

  • Неужели в загробном мире души умерших живут вполне сознательной жизнью?

Да, потому что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20: 38)

  • Неужели ничем нельзя уничтожить душу?

Нет, нельзя. Спаситель говорил: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10: 28)

  • Засвидетельствовал ли Спаситель эти слова самым делом?

Засвидетельствовал. Распятому с Ним благоразумному разбойнику в ответ на его исповедание Господь сказал: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23: 43).

  • Верят ли этим словам Господним адвентисты?

Нет, не верят. Адвентисты говорят, что Спаситель так и не мог сказать, потому что разбойник даже и не умер еще в те сутки, когда услышал от Христа радостные слова.

  • Правильно ли говорят адвентисты?

Нет, не правильно. Когда Спаситель говорил Свои слова разбойнику (Лк. 23: 43), было же около шестого часа дня; и (тогда) сделалась тьма по всей земле до часа девятого (Лк. 23: 44) По нашему счислению, это было от 12 до 3 часов дня. В это время Господь предал дух Свой. Но как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. (Ин 19:31-34). Значит, разбойник умер в пятницу, и его тотчас Господь ввел в рай.

  • Сознают ли адвентисты свое заблуждение при таком явном обличении их?

Нет, не сознают. Большинство из них немцы, не знающие русского языка. И вот они, не понимая строя русской речи, говорят, будто Спаситель сказал разбойнику так: сегодня, говорю тебе, будешь со Мною в раю. А это значит. что Господь только обещал разбойнику рай, но не указал, когда именно введет его туда. Ясно всякому, что в таком случае Спасителю не нужно было бы говорить слова "ныне же", а если они сказаны, то так их и должно понимать, что они указывают на то время, когда благоразумный разбойник сподобился водвориться в раю.

  • Каким представляется общество верующих во Христа после Его воскресения из мертвых?

Оно представляется царством из живых и умерших. Ап. Павел пишет христианам: никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми . (Рим 14:7-9). Если же мертвые - нечто не существующее, то зачем тогда и царствовать над ними? Хорош царь, если подданные его не существуют на самом деле. А таким, именно, Царем и представляют Христа адвентисты.

  • Показывает ли св. Писание какое-либо преимущество здешней жизни пред жизнью загробной?

Ветхозаветные люди боялись смерти, потому что не знали, какова загробная жизнь, и потому, когда им грозила ранняя смерти, они просили у Бога о продолжении своей земной жизни. Благочестивый царь Езекия молился: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих . (Ис 38:10) Преисподняя представлялась ветхозаветным людям, как место, удаленное от Господа. Но когда Богочеловек Христос воскрес и вывел из ада души праведников, тогда человек стал страшен для смерти, и праведники, умирая теперь, радуются, а не боятся смерти. Апостолы говорили: (2 Кор 5:8). Для меня, пишет Ап. Павел, жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас. (Филип 1:21-24)

  • Каким представляется теперь небесное общество Христово?

Оно представляется торжествующим собором праведников. Ап. Павел пишет христианам: вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев , написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников , достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу (Евр 12:22-24).

  • Сохраняют ли эти души праведных полную, свойственную им, самобытность?

Они все видят, понимают, говорят и вообще живут вполне сознательно. Оттого и Спаситель сказал об Аврааме: Авраам, отец ваш рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался (Ин. 8: 56). И Спасителем мертвым было благовествуемо (1 Петр. 4:6), и они понимали. И сами души праведников молятся Господу. Тайновидец Иоанн Богослов пишет: я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число. (Откр. 6: 9-11). И в другом месте св. Иоанн сообщает: И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса (Откр 20:4).

  • Чем же оправдывают адвентисты свое неверие в бессмертие души?

Они извращенно толкуют некоторые текстов св. Писания, напр., Псалмы: 87: 11 -13; 113: 25,26; 145: 4; 6:6; Еккл. 3: 19; 9: 5,6; Ис. 38: 18,19

  • Как извращают адвентисты Псал. 87: 11 -13?

Вычитывая следующие слова: Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя - в месте тления? разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения - правду Твою Вычитывая эти слова, адвентисты говорят, что мертвые не могут хвалить Господа, что они - мертвы, и что над ними для оживления их должно сотворить чудо. Значит, души умерли и их сейчас нет.

  • Правильно ли такое суждение адвентистов?

Нет, не правильно. Адвентисты не читают псал. 87-го от начала до конца, поэтому и не могут понять его. В этом псалме пророчествуется о Христе Спасителе: о Его молитве в саду Гефсиманском (ст. 2,3; 15,16; ср. Мф. 26: 42), о Его страданиях за людей (ст. 4-8; 17,18), об удалении от Него даже знакомых, когда Его судили, и когда Он был на кресте (9, 19 ст. ср. Лук. 23: 49; Мф 26: 73-74) В стихах же 11-13 пророчествуется о нисхождении Христа в ад, и о необходимости этого дела. Мертвые были заброшены, лишены возможности видеть лице Божие и чудеса Господни; живых Бог вразумлял наказаниями и ободрял милостями, а мертвые не могли удостоиться видеть чудо Божие. И вот, Христос является пророком и законодателем во гробе: он возвещает милость Божию, как сообщает Ап. Петр: мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом. (1 Петр 4:6) Дляэтого Христос и нисходил прежде в преисподния места земли (Еф. 4:9), и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению (1 Петр. 3: 18; Чит. Злат. 5, 882-887)

  • Как извращают адвентисты псалом 113?

Адвентисты берут из 113-го псал. 25,26 стихи, читающиеся-де так: "не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; но мы будем благословлять Господа", - и говорят, что псалмопевец отвергает бессмертие души.

  • В чем заключается извращение адвентистами указанного места?

Адвентисты не дочитывают 26-го стиха до конца, поэтому для них и не ясно, о чем говорит псалмопевец. Царь Давид говорит здесь о духовных (нравственных) мертвецах [ср. Матф.8:22 ], о людях, которые умерли для добродетели. А что это именно так, то это видно из того, что мертвецам псалмопевец противопоставляет себя и говорит: Мы будем благословлять Господа отныне и во век (ст. 26), то есть и в загробном мире (Злат. 5, 337-338)

И далее, в псл. 114, псалмопевец пророчествует, как души людей будут избавлены Спасителем от тягостей ада: возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения. Буду ходить пред лицем Господним на земле живых. (Пс. 114:7,8). Это-то облагодетельствование и радость смерти испытывают Апостолы, когда говорят: мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. (2 Кор 5:8). О земле живых (Пс. 114: 8) Апостолы говорят христианам так: вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр 12:22-24)!!!

  • Как адвентисты извращают в пользу своего нечестивого учения Пс. 145? .

Адвентисты читают 3 и 4 ст. псалма: Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его, - утверждают на основании этих слов, что души умерших не могут ничего знать, если погибают все помышления умирающего человека; души, значит, уничтожаются - рассуждают адвентисты.

  • В чем здесь заключается извращение адвентистами научения Писания?

Пророк Давид в разбираемом псалме говорит, что не должно надеяться на людей (на сына человеческого), потому что умер челове, и обещанная им помощь пропала. Лучше надеяться на Бога: блажен, кому помощник Бог, Иаковлев, у кого надежда на Господа (Пс. 145: 5) А сказанное: в день смерти исчезают все помышления человека, - вовсе не означает того, что погибает душа человека. Бывает так: человек надеялся получить от кого-либо помощь, или что-нибудь другое, а тот, на кого он надеялся, внезапно умирает. Надеявшемуся человеку и говорят тогда: пропали все помышления твои! Это значит, что пропали все надежды, провалились все проекты, предположения. Точно так же и псалмопевец Давид говорит, что не должно надеяться на человека, потому что помрет он, и пропадут тогда все обещания его, все его предположения. Лучше надеяться на Всесильного Господа Творца (Злат. 5, 529-531)

  • Как извращают адвентисты псал. 6:6?

Здесь сказано так: Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей, ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя? (Пс 6:5,6) Адвентисты понимают эти слова в том смысле, что душа человека в день его смерти уничтожается.

  • Правильно ли такое суждение сектантов?

Нет не правильно. В приведенной молитве псалмопевец ни слова не говорит о смертности души, а лишь просит, чтобы Господь помиловал его здесь на земле, потому что за гробом невозможно для людей неправедных и грешных все более и более украшаться добродетелью, хотя бы кто и желал этого: 5 неразумных дев очень хотели приобресть себе масла, чтобы достойно с горящими светильниками встретить жениха, но не могли сделать это (Злат. 5, 54-55)

  • Какое у нас есть основание понимать слова псалмопевца о смерти в смысле греховной жизни, а не так, как понимают адвентисты, т.е. в смысле уничтожения души человеческой?

Адвентисты приводят в подтверждение своего учения о смертности души псалмы 12 и 29, а в них очень ясно указывается, что псалмопевец под смертью души, под сном души, разумеет греховную жизнь.

  • Как об этом говорится в псалме 12?

Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: "я одолел его". Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь. (Пс. 12:4,5) Ясно, что здесь говорится о сне духовном, о таком состоянии, когда человек удален от добродетельной жизни, когда очи его не просвещены праведностью.

  • Как говорится о нравственной смерти в 29-м пс.?

Здесь псалмопевец прямо заявляет, что его греховная жизнь есть ад, могила, а добродетель, к которой привел его Бог, есть жизнь. Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу. (ст 4). Если бы под адом псалмопевец разумел преисподнюю, смерть души и тела, тогда он так не сказал бы, так как известно, что псалмопевец телесно умер только однажды, умер и затем не воскресал. Далее, псалмопевец Давид указывает, почему ему дорого то, что душа его возвратилась к правде: только правдивая душа может славить Господа по смерти, а не сгнивающее тело.

Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою (Псалтирь 29:10)

  • Как извращают адвентисты 38 главу кн. прор. Исаии?

Здесь изложена молитва Езекии, царя Иудейского, которою он оградил себя от ранней смерти, назначенной было ему за грех. В этой молитве адвентисты находят указание на то, будто бы Езекия не верил в бессмертие души. В доказательство своего еретического мнения адвентисты приводят следующие слова Езекии: Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою. (Ис 38:18,19)

  • Говорит ли Езекия, что он не верит в бессмертие души?

Нет не говорит, а мертвыми и находящимися в преисподней он называет людей грешных, гордых, злодетельных. Людей же добродетельных, славословящих Бога, Езекия называет живыми. Да и самую смерть свою Езекия представляет, как отправление души в преисподнюю: в преполовении дней моих должен я идти во врата преисподней (10 ст). Не сказал Езекия, как хотелось бы адвентистам, что он уничтожится совершенно, но что должен идти в преисподнюю.

  • Нельзя ли подумать, что, действительно, ветхозаветные праведники под преисподней разумели мертвые бессознательные души?

Пророк Исаия, записавший молитву праведного царя Езекии, выяснил, какое понятие было в Ветхом Завете о преисподней. Она как бы наполнена живыми существами, сознающими и понимающими все душами. От лица евреев пророк Исаия так говорит о царе Вавилонском: Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! (Исаия 14:9,10)

  • Как извращенно понимают адвентисты Еккл., 3ю главу?

Адвентисты вычитывают из этой главы следующее место: потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета ! (Еккл 3:19). На основании этих слов адвентисты отвергают бессмертие души.

  • Правильно ли это?

Нет, не правильно. Кн. Екклизиаст излагает рассуждения двух видов людей: одно рассуждение человека, огорченного неправдами жизни, который приходит к неверию и заключает, что человек - то же, что и животное: помер и конец-де всему. Другое рассуждение человека, верующего в правду: здесь Еккл. приводит суждение, по которому человек и животное - не одно и то же, но - что человека ожидает загробная жизнь и суд за всякое деяние земное. Сказал я в сердце своем, говорит Екклизиаст, праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там, т.е. за гробом. Кто не верит в бессмертие души, тот не может говорить о суде за гробом, как говорит о нем Екклизиаст. Значит, Екклизиаст верил в бессмертие души. И трудно понять, почему адвентисты хотят быть похожими на животных, тогда как все Писание научает, что человек выше всех животных по своей природе и преимуществует пред ними именно разумной душой.

  • Как извращают адвентисты Еккл. 9 гл?

Так же, как 3 главу. Они вычитывают слова, которые Еккл. приводит от лица человека неверующего: Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем. (Еккл 9:5,6).

Основываясь на этих словах, адвентисты утверждают, что души умирают вместе с телами.

  • Действительно ли Екклизиаст думает, что души уничтожаются?

Нет. Екклизиаст только приводит мысль неверующего человека, который рассуждает обо всем по видимости; а такому человеку и представляется, что жизнь только и есть под солнцем, а как умер человек, то все и прекратилось. Но сам Екклизиаст не так рассуждает. Он понимает, что тело человека после его смерти разрушается, а душа отходит к Богу: Отходит человек в вечный дом свой (Еккл. 12:5); и еще: И возвратится прах в землю, чем он был, а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12: 7)

Так и Спаситель, согласно с Екклизиастом сказал: Отче! В руки Твои предаю дух Мой (Лк. 23: 46). И душа Христова, как уже выяснено ранее, не умирала, но в аду проповедовала духам (1 Пет. 3: 19)

Так и наши души, когда мы телесно умрем, будут жить, как жила душа Спасителя, когда тело Его лежало в гробе Иосифа Аримафейского.

Мы употребляем это слово в различных значениях, например, "чего душа пожелает", или "душа болит" и пр. Многие христиане верят, что в момент смерти душа возносится на небо. Однако Библия свидетельствует о другом. Что же такое человеческая душа и какова ее участь?

Греческие мыслители провозглашали, что тело имеет материальную природу, а душа - нематериальную. Они верили, что эти два элемента соединяются только на период земной жизни человека, и хотя в момент смерти физическое существование прекращается, душа никогда не умирает.

Однако, согласно Священному Писанию, душа - не составная часть человека, а человек вообще. "Человек" и "душа" - это два отдельных слова для обозначения одного и того же понятия. В Библии слово "душа" впервые встречается в книге Бытие, где оно используется для определения первого человеческого существа: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице Его дыхание жизни, и стал человек душею живою". Быт. 2:7. Некоторые считают, что словом "душа" назван только человек. Однако выражение "душа живая" используется также для обозначения животных: "И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их". Быт. 1:20-21,24. А поскольку люди и животные имеют одно "дыхание", то "участь сынов человеческих и участь животных - одна; как те умирают, так умирают и эти". Еккл. 3:19. В Библии говорится, что "душа согрешающая, она умрет..." Иез.18:20.

Согласно Бытие 7:23, потоп уничтожил "всякое существо": "от человека до скота, и гадов, и птиц небесных". Итак, душа - живой организм, оживотворенный Божественным дыханием. Когда дыхание жизни возвращается к Богу в момент смерти, душа умирает.

Итак, в Библии слово "душа" означает не часть человеческой природы, и тем более не ее бессмертную часть, а человек в целом. С наступлением смерти существование каждого человека (души) прекращается. Последние научные открытия также подтверждают, что тело и разум настолько неимоверно сложно и тесно связаны между собой, что нельзя даже представить себе, как выглядело бы существование человека вне тела.

Согласно Божьему замыслу, люди должны были быть бессмертными. Однако это не означает, что мы обладаем врожденным бессмертием. Библия учит, что душа может умереть; когда жизнь человека близится к концу, он умирает. Смерть - это следствие греха: "Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Римл. 5:12). Мы смертны, однако сердце каждого подсказывает, что когда-то было по-другому и со временем все изменится. Священное Писание утверждает: "Дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем!" (Римл. 6:23). Она начинается с момента воскресения мертвых во время Второго Пришествия Христа (1 Фес. 4:14-17). Наше существование обретет особенный смысл, достигнет своей полноты только в вечности.

Человек - "душа живая", во многом ограничена, смертна и зависима от Бога, Который дает жизнь. Однако она и исключительна. Будучи живыми существами, мы имеем возможность неограниченного существования. Слово "душа" говорит об огромной ценности каждой человеческой жизни. Библия дает понять, что Христос умер бы на Голгофском кресте даже ради одной души (см. Иоан. 3:16). Посему говорить о душе - значит говорить о конкретном человеке, сыне или дочери Бога, гражданине Неба, кандидат в Вечное Царство.

Поделиться: